Ещё

«Маяковский. Трагедия», «Мандельштам», «Гипнос»: что смотреть в театрах до весны 

Фото: Mos.ru
До весны осталось 10 спектаклей. Именно столько важных театральных постановок нас ждет в январе и феврале. Часть из них зрители уже увидели в конце прошлого года, а часть до сих пор остается загадкой. Например, спектакль-посвящение Владимиру Высоцкому, который готовит в Театре на Таганке Максим Диденко, или «Сказки Венского леса» по запрещенной пьесе 1930-х годов в Театре имени Владимира Маяковского.
«…Души». Мастерская Петра Фоменко
Даты: 15 января, 4 и 23 февраля
Время: 19:00 Адрес: Кутузовский проспект, дом 30/32 Новая постановка Мастерской Петра Фоменко начинает игру со зрителем с афиши. Сократив название гоголевской поэмы «Мертвые души» до лаконичного «…Души», молодой режиссер Федор Малышев загадал первую загадку: он то ли предлагает увидеть живые души в галерее портретов помещиков, с которыми встречается пройдоха Чичиков, то ли призывает кого-то душить.
Загадка номер два — жанр спектакля. Его Малышев определяет как «карнавальную мениппею по произведениям Н. Гоголя». В карнавале участвуют, помимо персонажей «Мертвых душ», почти все ключевые гоголевские персонажи: панночка, Акакий Акакиевич Башмачкин, майор Ковалев и сбежавший от последнего нос. Потрясающие гротескные костюмы, созданные Павлом Каплевичем, превращают действие в настоящую клоунаду, но клоунаду высокую, если так можно выразиться: смешное здесь перемешано с трагическим, а отвратительное — с прекрасным. Как и полагается античной мениппее, в которой сатира соединяется с философией, а низкое — с возвышенным.
«Визит дамы». Электротеатр «Станиславский»
Даты: 18, 19 и 20 января
Время: 19:00 Адрес: улица Тверская, дом 23 «Визит старой дамы» (1956) — одна из самых востребованных в театре пьес швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта. Миллиардерша Клара Цаханассьян возвращается в родной городок Гюллен, чтобы убить бывшего любовника Альфреда Илла, связь с которым оказалась для нее роковой в юности. Убивать его своими руками она не собирается: грязную работу Клара предлагает сделать горожанам за весомую сумму — миллиард. Жажда наживы и страх перед убийством вносят в Гюллен разлад: горожане влезают в огромные долги, надеясь в будущем на легкие деньги, однако брать на себя чужую смерть никто из них не спешит. Наконец разоренные гюлленцы решают казнить Илла. Удовлетворенная миллиардерша вручает чек бургомистру и отбывает восвояси.
Пьеса, написанная спустя 10 лет после Второй мировой и критикующая уклад в послевоенной Европе, все еще не залечившей свои раны, в электротеатре трактуется на современный лад. В постановке Олега Добровольского, выпускника школы МИР-2 Бориса Юхананова, на первый план выходит тема экономического кризиса, в который Клара повергает город.
«Маяковский. Трагедия». «Гоголь-центр»
Дата: 16 января, 21 и 22 февраля
Время: 19:00 (16 января), 20:00 (21 и 22 февраля)
Адрес: улица Казакова, дом 8 Пьесу «Владимир Маяковский» 20-летний Владимир Маяковский написал в 1913 году — сразу после выхода первого сборника с красноречивым названием «Я!». Как любой человек его возраста, юный поэт, только что дебютировавший на сцене петербургского артистического подвала «Бродячая собака», был озабочен собственной персоной и как мог эпатировал публику. Носил ставшую уже легендарной желтую «кофту фата», при встрече вручал собеседнику свою визитку размером с газету, рубил сплеча дерзкие строки. Тогда, в 1913 году, Маяковский начал творить свое главное произведение — миф о себе самом.
Персонаж — поэт Владимир Маяковский — и непосредственно сам поэт… Что между ними общего и чем они отличаются друг от друга? Этот вопрос задал себе режиссер Филипп Григорьян, поставивший на сцене «Гоголь-центра» заключительную часть цикла «Звезда», посвященного пяти крупнейшим фигурам отечественной поэзии ХХ века. Вместе с Григорьяном, известным своим экспериментальным подходом к театру и тяготением к перформативным практикам, над спектаклем «Маяковский. Трагедия», премьера которого состоялась 15 января, поработала практически звездная команда: драматург Илья Кухаренко, художник по костюмам Галя Солодовникова, хореограф Анна Абалихина и саунд-дизайнеры Филипп Кацерос и Валерий Машков.
«Абьюз». Центр имени Всеволода Мейерхольда
Даты: 24 января, 6 февраля
Время: 19:00 Адрес: улица Новослободская, дом 23 О том, что такое абьюз, не знает сегодня, пожалуй, только ленивый. За этим заимствованным из английского языка словом скрывается то, что называется семейным насилием, которое не всегда выражается в рукоприкладстве и чаще всего скрывается за «невинными» словесными оскорблениями, попытками контролировать жизнь другого человека, скрытой агрессией.
Создатели спектакля «Абьюз» — молодые драматург Наталья Зайцева и режиссер Иван Комаров — выносят обсуждение болезненных абьюзивных отношений из соцсетей и прессы на театральную сцену, погружая зрителей в мир тяжелого сновидения и напоминая, что по-настоящему страшными могут быть только самые обыденные вещи.
«Мораль пани Дульской». Театр «У Никитских ворот»
Даты: 19 и 20 января, 1 и 25 февраля
Время: 19:00 Адрес: улица Большая Никитская, дом 23/14/9 Первой премьерой наступившего года в театре «У Никитских ворот» стал спектакль «Мораль пани Дульской» по одноименной пьесе польского драматурга Габриэли Запольской (1906). Пьеса получила широкую известность в СССР в 1978 году благодаря выходу телеспектакля Марка Розовского с Ольгой Аросевой в главной роли. 40 лет спустя Розовский возвращается к «Морали пани Дульской» — правда, не как режиссер, а как художественный руководитель театра, выбравшего ее для своего репертуара. За постановку сатирической комедии о мещанке пани Дульской, держащей в кулаке своих домочадцев и пекущейся лишь о внешней благопристойности, взялся актер и режиссер Валерий Шейман, считающий, что сегодня «Мораль пани Дульской» обретает новый смысл.
«Сказки Венского леса». Театр имени Владимира Маяковского
Даты: 3, 4 и 20 февраля
Время: 18:00 (3 и 4 февраля), 19:00 (20 февраля)
Адрес: Пушкарев переулок, дом 21 Спектакль «Сказки Венского леса», премьера которого состоится 3 февраля, — одна из главных загадок текущего сезона Театра имени Маяковского. Прочерк, стоящий вместо жанра постановки на ее странице на сайте театра, не столько эпатажный жест создателей, сколько дань абсурду и ужасу обстоятельств, сопутствовавших выходу ее литературной основы. Пьеса «Сказки Венского леса» австрийского писателя и драматурга Эдена фон Хорвата была напечатана в 1931 году. Через год сатирическая драма о любви и вероломстве в маленьких венских магазинчиках 1930-х годов покорила театральную сцену и получила премию Генриха Клейста, а еще через год была запрещена и показательно сожжена на площади пришедшими к власти нацистами. Режиссер спектакля Никита Кобелев помещает персонажей пьесы в ситуацию ожидания страшных событий — так что даже звучащий в нем вальс Штрауса «Сказки Венского леса» звучит не весело, а жутко.
«Мандельштам». Театр Романа Виктюка
Даты: 16 и 28 января, 14 и 25 февраля
Время: 19:00 Адрес: улица Стромынка, дом 6 Премьера спектакля «Мандельштам» в Театре Романа Виктюка состоялась осенью 2017 года. Литературная основа постановки — одноименная пьеса современного американского драматурга Дона Нигро, влюбленного в русскую литературу и пишущего о русских писателях и поэтах. Сюжет пьесы Нигро выстроен вокруг судебного процесса над Мандельштамом, а в постановке Виктюка на первый план выходит не личная трагическая история поэта, а тема вечного противостояния художника и власти.
Кстати, в 2016 году «Гоголь-центр» в рамках цикла «Звезда» представил спектакль «Мандельштам. Век-волкодав» в постановке Антона Адасинского. Увидеть его можно 6 и 7 февраля.
«Беги, Алиса, беги». Театр на Таганке
Даты: 25 и 26 января, 2 и 14 февраля
Время: 19:00 Адрес: Земляной Вал, дом 76/21 Режиссер Максим Диденко, осенью прошлого года представивший спектакль-посвящение Юрию Любимову «10 дней, которые потрясли мир», продолжает работать с темой Театра на Таганке. Ближайшая премьера театра — спектакль «Беги, Алиса, беги», посвященный Владимиру Высоцкому, звезде Таганки любимовских времен и другу легендарного создателя и худрука театра. В основу спектакля легла сочиненная Высоцким музыкальная радиопьеса «Алиса в Стране чудес». В 1976 году она вышла на грампластинке и получила бешеную популярность: ее буквально сметали с полок магазинов, а «Мелодия» печатала новые тиражи вплоть до 1990-х годов. Спектакль Диденко посвящен вечному желанию человека сбежать от самого себя, но каждый раз прибегающего к самому себе — как герои странных сказок Льюиса Кэрролла.
«Ромео и Джульетта (киндерсюрприз)». Театр «Школа драматического искусства»
Даты: 25, 26 и 27 января, 25, 26 и 27 февраля
Время: 19:00 Адрес: улица Сретенка, дом 19 Зная имя режиссера, который взялся за «Ромео и Джульетту», можно не сомневаться: от шекспировской самой печальной повести на свете здесь осталось совсем чуть-чуть. Дмитрий Крымов, который всегда обращается с классикой по-хулигански и с большой любовью, не скрывает этого: «Пьесу мы, как всегда, переписали. То есть, вернее, написали новую». Ромео и Джульетта в его новом спектакле просто дети, подростки, которые полюбили друг друга и которым страшно мешают окружающие взрослые.
Кстати, в спектакле задействованы не постоянные актеры театра «Лаборатория Дмитрия Крымова», а крымовские ученики — студенты-актеры и художники третьего курса ГИТИСа мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Предыдущий совместный спектакль Школы драматического искусства и ГИТИСа — «О-й. Поздняя любовь» — стал лауреатом «Золотой маски» в двух номинациях («Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая женская роль»).
«Гипнос». Театр «Практика»
Даты: 23 января, 8 и 9 февраля
Время: 20:00 Адрес: Большой Козихинский переулок, дом 30 Премьера спектакля «Гипнос» Олега Глушкова в театре «Практика» стала одним из самых обсуждаемых театральных событий конца прошлого года. В «Гипносе» нет сюжета, только два десятка актеров Мастерской Олега Кудряшова и звук, который рождается из электрического тока, преображается в волну и выплескивается в движении присутствующих на сцене людей. Чувствуя спонтанную природу современного танца (Олег Глушков преподает сценическое движение в РАТИ (ГИТИС), ставит хореографию в спектаклях московских театров), режиссер «Гипноса» предлагает не законченный раз и навсегда спектакль, а изменяющееся действие с живой музыкой и соответствующим ей актерским существованием.
2017-й в культуре: главные события года
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео