Анатолий Белов: "Битлов" исполняли даже в кишлаке
ТАЛЛИНН, 16 янв — Sputnik, Денис Пастухов. Поводом для беседы с известным музыкальным деятелем Эстонии послужил Всемирный день группы "Битлз", который отмечается ежегодно 16 января. Анатолий Белов Анатолий Белов вспоминает, что его первое знакомство с группой из английского Ливерпуля пришлось на первые классы школы — примерно на 1966 год. Тогда дети еще не умели правильно произносить название, говорили по-всякому — и "тхе беатлес", и "битлс", и "битлы", хотя о существовании яркого и интересного коллектива уже знали. Во втором-третьем классах Белов бегал поздними вечерами к танцевальному клубу Pritsu, находящемуся в центре города, и с интересом наблюдал за взрослой жизнью — за моряками и красивыми девушками. Там он и услышал впервые песню "Битлз", это была Can't Buy Me Love. Группа "Битлз" была поначалу одной из многих — таких как The Hollies, Creedence, The Tremeloes, а ореол волшебности, по мнению Анатолия Белова, появился уже потом. - Что же позволило группе "Битлз" остаться в музыкальной истории? — Во-первых, причина в особой, не побоюсь этого слова, гениальности. Существуют лишь единицы групп в истории музыки, каждая песня у которых — шлягер, хит. Возможно, это было характерно еще для творчества ABBA. Так и у "Битлз", считаю, проходных композиций практически не было. Во-вторых, на сцене участники группы были более дерзкими, чем другие музыканты того времени, — и внешностью, и прическами, и одеждой. Дорогу в этом направлении проложил Элвис Пресли, который первым стал развязно себя вести на своих выступлениях, а "Битлз" сделали тенденцией эту более свободную манеру поведения. Открывалась новая эпоха — эпоха свободы, и "Битлз" встали во главе нее. "А в 1970 году я шел в школу мимо Министерства просвещения напротив кинотеатра "Космос", и тогда мне сказали, что "Битлз" распались. В памяти остались холод и тревожное чувство: для меня, еще маленького, распад ливерпульского коллектива стал большим и грустным событием", — добавил Анатолий Белов. На церемонии закрытия ВФМС рок-оркестр исполнит мировые хиты>> - В итоге начали их композиции не только слушать, но и исполнять? — Да, совсем в молодом возрасте мы играли рок-н-рол, среди которых был и "битловский". Позже переключились на рок потяжелее — Deep Purple, Uriah Heep. В начале 1980-х с замечательным, виртуозным гитаристом Валерой Николаевым в составе "Солдат Фортуны" продолжили играть примерно в таком ключе, но когда наша группа распалась, то Валера собрал из молодых ребят новый коллектив и стал с ними "на голоса" разучивать музыку "Битлз". А я, любитель многоголосья британского коллектива, с удовольствием подключился в качестве ударника. И вот, во времена тяжелого рока мы играли "Битлз" и ездили даже в Среднюю Азию, где со специальной программой по "Битлз" выступали на танцах в двух кишлаках. - В какой период творчество "Битлз" было востребовано в Эстонии? — В Эстонии группа была востребована во все времена — и в советский период, и в независимый. Мне кажется, многое зависит от материала: если творчество гениально, то оно будет востребовано, так как на качественной основе постоянно можно создавать и одиночные кавер-версии, и глобальные проекты. Поэтому периодически и я был организатором и участником различных фестивалей, посвященных творчеству "битлов". Песни коллектива перепевались и русскоязычными, и эстоноязычными коллективами, было единое движение. Помню, что группа "Холостяки", к примеру, отлично исполняла "Битлз", известный эстонский исполнитель Иво Линна часто перепевал их. В разные годы различные группы из Эстонии демонстрировали свои версии песен Ливерпульской четверки: выделил бы и PX Band с их материалом по мотивам творчества "Битлз". Не так давно вся верхушка эстонской музыки в рамках спецпроекта представила свои версии на хиты "битлов". Сейчас в музыкальных программах кавер-групп наверняка есть хотя бы пара песен "Битлз" — одна медленная и одна быстрая, многие музыканты обычно знают какие-то песни ливерпульцев и могут сыграть их даже без репетиции и подготовки. В свое время мы отмечали и дни рождения каждого из членов группы концертами, причем не только на территории Эстонии. Так, в 1978 году я ездил в Питер на приуроченный ко дню рождения Джорджа Харрисона концерт, где Коля Васин, плача от умиления, рассказывал о "Битлз" и своей любви к этой группе. На этих выступлениях часто бывали "наследники "Битлз" — например, Михаил Боярский и группа "Зарок". - Как власти относились к любителям "Битлз" во времена СССР? — Официальное отношение властей во времена СССР к "Битлз" было отрицательное. Пластинки "битлов" всегда были в цене, а достать их в советское время, как и записи многих других зарубежных исполнителей, было непросто. Но что могут сделать чиновники против гениальных мелодий и красивых песен! И творчество "Битлз" все же проникало в нашу жизнь: ведь истина была в музыке, а не в политической идеологии. - Есть ли сейчас фан-движение в Эстонии? — Насколько я знаю, официального фан-клуба в Эстонии сейчас нет. Раньше существовал, можно сказать, предводитель фан-клуба "битлов" города Таллинна Миша Антонов, который не только сам прекрасно пел песни "Битлз", но и популяризировал их музыку — доставал плакаты с изображениями членов группы, тусовался с пластинками. И благодаря таким людям звезда "Битлз" горела, освещала нашу жизнь и делала ее более счастливой, веселой и яркой. - Как бы вы охарактеризовали стиль "Битлз"? — Основа стиля "Битлз" — это, конечно, бит-музыка, но потом они, как гениальные композиторы, стали импровизировать. И, к примеру, в альбомах "Sgt. Pepper", "Белом альбоме" звучание уже совершенно иное. - Кто, по-вашему, был лидером группы? — Не думаю, что кого-то надо выделять, все они четыре сапога одного квартета (смеется). Чисто номинально можно считать лидером Джона Леннона, потому что он постарше остальных участников и в то время был смутьяном, и это накладывало на него обязанность иметь пробивные способности, необходимые для организации, для сочинений, для изобретений чего-то нового, в числе стиля и манеры поведения. Такой человек должен был быть сильной личностью, и Джон Леннон, несомненно, таковой был. Пол Маккартни был более продвинутым и технически грамотным в музыкальном плане, даже учил Леннона игре на гитаре. Джордж Харрисон — великолепный соло-гитарист, со своим мышлением, а также своим увлечением Востоком, ставшим ориентиром для молодого поколения. Барабанщик Ринго Старр добавил драйва, а барабаны стали по звуку выдвинуты вперед (в то время они занимали на эстраде лишь третью, аккомпанирующую позицию). Возможно, понятие "рок" и появилось от звучания барабанов Старра. - Правда ли, что музыка "Битлз" — простая для исполнения? — Для виртуозов, может, и просто, но как музыкант считаю, что "битловские" аккорды непростые, их много, а мелодия во время исполнения песни может повернуть в любой момент в другую сторону. Бас-гитарист Пол Маккартни практически никогда не повторял свою партию в припеве или втором куплете, пел по-новому, старался добавлять в свою игру определенную изюминку. Повторить это сложно. Анатолий Белов - А английский язык был проблемой для исполнителей? — По-английски тогда понимали в целом плохо, но я сказал бы, что английский язык стали учить по песням "Битлз" и благодаря им. Вначале же пели просто услышанную транскрипцию, без знания и понимания языка, и часто на пюпитре у местных музыкантов стояла тетрадка, где был написанный на русском языке английский текст. Конечно, любой англичанин сразу определил бы, услышав наше исполнение в те времена, что это никакой не английский язык, но для нас, в принципе, важнее была музыка, а не слова. Солист "Седьмой расы": сила рока в единении слов и музыки>>