Ещё

Анатолий Белов: «Битлов» исполняли даже в кишлаке 

Анатолий Белов: «Битлов» исполняли даже в кишлаке
Фото: Sputnik Эстония
ТАЛЛИНН, 16 янв — Sputnik, . Поводом для беседы с известным музыкальным деятелем Эстонии послужил Всемирный день группы «Битлз», который отмечается ежегодно 16 января.
Анатолий Белов вспоминает, что его первое знакомство с группой из английского Ливерпуля пришлось на первые классы школы — примерно на 1966 год. Тогда дети еще не умели правильно произносить название, говорили по-всякому — и «тхе беатлес», и «битлс», и «битлы», хотя о существовании яркого и интересного коллектива уже знали. Во втором-третьем классах Белов бегал поздними вечерами к танцевальному клубу Pritsu, находящемуся в центре города, и с интересом наблюдал за взрослой жизнью — за моряками и красивыми девушками. Там он и услышал впервые песню «Битлз», это была Can't Buy Me Love. Группа «Битлз» была поначалу одной из многих — таких как The Hollies, Creedence, The Tremeloes, а ореол волшебности, по мнению Анатолия Белова, появился уже потом.
— Что же позволило группе «Битлз» остаться в музыкальной истории?
— Во-первых, причина в особой, не побоюсь этого слова, гениальности. Существуют лишь единицы групп в истории музыки, каждая песня у которых — шлягер, хит. Возможно, это было характерно еще для творчества ABBA. Так и у «Битлз», считаю, проходных композиций практически не было. Во-вторых, на сцене участники группы были более дерзкими, чем другие музыканты того времени, — и внешностью, и прическами, и одеждой. Дорогу в этом направлении проложил , который первым стал развязно себя вести на своих выступлениях, а «Битлз» сделали тенденцией эту более свободную манеру поведения. Открывалась новая эпоха — эпоха свободы, и «Битлз» встали во главе нее.
"А в 1970 году я шел в школу мимо Министерства просвещения напротив кинотеатра «Космос», и тогда мне сказали, что «Битлз» распались. В памяти остались холод и тревожное чувство: для меня, еще маленького, распад ливерпульского коллектива стал большим и грустным событием", — добавил Анатолий Белов.
На церемонии закрытия ВФМС рок-оркестр исполнит мировые хиты>>
— В итоге начали их композиции не только слушать, но и исполнять?
— Да, совсем в молодом возрасте мы играли рок-н-рол, среди которых был и «битловский». Позже переключились на рок потяжелее — Deep Purple, Uriah Heep. В начале 1980-х с замечательным, виртуозным гитаристом Валерой Николаевым в составе «Солдат Фортуны» продолжили играть примерно в таком ключе, но когда наша группа распалась, то Валера собрал из молодых ребят новый коллектив и стал с ними «на голоса» разучивать музыку «Битлз». А я, любитель многоголосья британского коллектива, с удовольствием подключился в качестве ударника. И вот, во времена тяжелого рока мы играли «Битлз» и ездили даже в Среднюю Азию, где со специальной программой по «Битлз» выступали на танцах в двух кишлаках.
— В какой период творчество «Битлз» было востребовано в Эстонии?
— В Эстонии группа была востребована во все времена — и в советский период, и в независимый. Мне кажется, многое зависит от материала: если творчество гениально, то оно будет востребовано, так как на качественной основе постоянно можно создавать и одиночные кавер-версии, и глобальные проекты. Поэтому периодически и я был организатором и участником различных фестивалей, посвященных творчеству «битлов». Песни коллектива перепевались и русскоязычными, и эстоноязычными коллективами, было единое движение. Помню, что группа «Холостяки», к примеру, отлично исполняла «Битлз», известный эстонский исполнитель часто перепевал их.
В разные годы различные группы из Эстонии демонстрировали свои версии песен Ливерпульской четверки: выделил бы и PX Band с их материалом по мотивам творчества «Битлз». Не так давно вся верхушка эстонской музыки в рамках спецпроекта представила свои версии на хиты «битлов». Сейчас в музыкальных программах кавер-групп наверняка есть хотя бы пара песен «Битлз» — одна медленная и одна быстрая, многие музыканты обычно знают какие-то песни ливерпульцев и могут сыграть их даже без репетиции и подготовки.
В свое время мы отмечали и дни рождения каждого из членов группы концертами, причем не только на территории Эстонии. Так, в 1978 году я ездил в Питер на приуроченный ко дню рождения концерт, где Коля Васин, плача от умиления, рассказывал о «Битлз» и своей любви к этой группе. На этих выступлениях часто бывали «наследники „Битлз“ — например, и группа „Зарок“.
— Как власти относились к любителям „Битлз“ во времена СССР?
— Официальное отношение властей во времена СССР к „Битлз“ было отрицательное. Пластинки „битлов“ всегда были в цене, а достать их в советское время, как и записи многих других зарубежных исполнителей, было непросто. Но что могут сделать чиновники против гениальных мелодий и красивых песен! И творчество „Битлз“ все же проникало в нашу жизнь: ведь истина была в музыке, а не в политической идеологии.
— Есть ли сейчас фан-движение в Эстонии?
— Насколько я знаю, официального фан-клуба в Эстонии сейчас нет. Раньше существовал, можно сказать, предводитель фан-клуба „битлов“ города Таллинна Миша Антонов, который не только сам прекрасно пел песни „Битлз“, но и популяризировал их музыку — доставал плакаты с изображениями членов группы, тусовался с пластинками. И благодаря таким людям звезда „Битлз“ горела, освещала нашу жизнь и делала ее более счастливой, веселой и яркой.
— Как бы вы охарактеризовали стиль „Битлз“?
— Основа стиля „Битлз“ — это, конечно, бит-музыка, но потом они, как гениальные композиторы, стали импровизировать. И, к примеру, в альбомах „Sgt. Pepper“, „Белом альбоме“ звучание уже совершенно иное.
— Кто, по-вашему, был лидером группы?
— Не думаю, что кого-то надо выделять, все они четыре сапога одного квартета (смеется). Чисто номинально можно считать лидером , потому что он постарше остальных участников и в то время был смутьяном, и это накладывало на него обязанность иметь пробивные способности, необходимые для организации, для сочинений, для изобретений чего-то нового, в числе стиля и манеры поведения. Такой человек должен был быть сильной личностью, и Джон Леннон, несомненно, таковой был. был более продвинутым и технически грамотным в музыкальном плане, даже учил Леннона игре на гитаре. Джордж Харрисон — великолепный соло-гитарист, со своим мышлением, а также своим увлечением Востоком, ставшим ориентиром для молодого поколения. Барабанщик Ринго Старр добавил драйва, а барабаны стали по звуку выдвинуты вперед (в то время они занимали на эстраде лишь третью, аккомпанирующую позицию). Возможно, понятие „рок“ и появилось от звучания барабанов Старра.
— Правда ли, что музыка „Битлз“ — простая для исполнения?
— Для виртуозов, может, и просто, но как музыкант считаю, что „битловские“ аккорды непростые, их много, а мелодия во время исполнения песни может повернуть в любой момент в другую сторону. Бас-гитарист Пол Маккартни практически никогда не повторял свою партию в припеве или втором куплете, пел по-новому, старался добавлять в свою игру определенную изюминку. Повторить это сложно.
Анатолий Белов
— А английский язык был проблемой для исполнителей?
— По-английски тогда понимали в целом плохо, но я сказал бы, что английский язык стали учить по песням „Битлз“ и благодаря им. Вначале же пели просто услышанную транскрипцию, без знания и понимания языка, и часто на пюпитре у местных музыкантов стояла тетрадка, где был написанный на русском языке английский текст. Конечно, любой англичанин сразу определил бы, услышав наше исполнение в те времена, что это никакой не английский язык, но для нас, в принципе, важнее была музыка, а не слова.
Солист „Седьмой расы“: сила рока в единении слов и музыки>>
Видео дня. Как отличить настоящий белый гриб от ложного
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео