Иглу - на винил: международный день «The Beatles» прозвучал в Приморье
С 16 января 2001 года мир по решению ЮНЕСКО отмечает Международный день «The Beatles». Почему именно 16 января? В этот день в 1957 году в Ливерпуле, на Метью-стрит, 10, открылся новый клуб «The Cavern» («Пещера»), на сцене которого впервые выступили молодые и никому неизвестные Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, костяк группы «The Beatles». Будущий «битл» Ринго Старр присоединится к ним через несколько лет. И в Приморье есть меломаны, которые рассказывают много интересного о пластинках группы. Винил вытесняет «сидюки» Со дня официального распада «великолепной четверки» прошло почти 38 лет, но интерес к творчеству «Ливерпульского феномена» не угас до сих пор. Более того, альбомы «Битлз» регулярно переиздаются во всем мире не только на компакт-дисках, но и на виниле, которому еще недавно пророчили смерть. К примеру, 9 сентября 2009 года были переизданы все альбомы «The Beatles» на компакт-дисках и на виниле. Они выходили в моно- и стереоверсиях. Каждая - в коробке определенного цвета, моно - в белой, стерео - в черной. По данным Billboard, битловский альбом «Sgt. Pepper s Lonely Hearts Club Band» стал самой продаваемой долгоиграющей пластинкой в США в 2017 году. На втором месте ещё один их шедевр, альбом «Abbey Road». Третью строчку занимает саундтрек Guardians of the Galaxy: Awesome Mix Vol. 1. Сегодня пластинки с песнями «Битлз», а также с записями других популярных исполнителей рок- и поп-музыки, джаза, как современных, так и былых времен издаются многотысячными тиражами. По подсчетам Nielsen Music, доля виниловых «лонгплеев» (LP) среди продаж всех альбомов на физических носителях составила 14%, а среди продаж всех альбомов — 8,5%. Если в 2016 году во всем мире реализовано 13,1 млн LP, то в 2017 - уже 14, 32 млн. Продажи виниловых альбомов растут 12-й год подряд. Новодельный винил упорно вытесняет с рынка привычные «сидюки». Основной «драйвер» здесь рок-музыка. Ее доля в прошлом году составила 67 % от общего объема проданного винила. Между тем истинных меломанов, ценителей аналогового звука, победная статистика продаж LP не радует: слишком много некачественных переизданий в этом виниловом потоке. Не те «битлы» Дело в том, что подавляющее большинство новодельных переизданий пластинок по ряду причин выполнено с цифровых файлов. Даже когда можно и нужно выдержать аналоговый процесс. Прежде всего, это касается записей, сделанных в 50-е, 60-е и даже 70-е годы. Как известно, срок «жизни» мастер-ленты, на которой хранится музыкальное произведение, - 30-40 лет. Со временем лавсановая основа высыхает и сжимается, как шагреневая кожа. А нанесенный на неё ферримагнитный слой осыпается, в каких бы условиях вы ее ни хранили. Время берёт свое. При прослушивании мастер-ленты со стажем появляются треск, щелчки и временами пропадает звук. Чем старше запись, тем помех и проблем со звуком становится больше. Поэтому перед использованием такой мастер-ленты в процессе печатания пластинок её ремастируют, то есть делают ремастеринг или улучшают качество звука. И все это с использованием компьютерных технологий. После такого вмешательства аналоговый «тёплый» звук, который так любят и ценят филофонисты, меняется. Он становится сухим, резким, «неживым». Как говорят истинные меломаны и специалисты звукозаписи, «пластинка перестает дышать». Для примера, все виниловые альбомы в чёрной коробке «The Beatles in Stereo», выпущенной 9 сентября 2009 года, записаны с цифровых файлов. Поэтому ремастированный звук на них отличается от аналогичных альбомов, выпущенных в 60-е годы. Он не хуже и не лучше, он - другой. Многие меломаны его не признают. - Недавно купил разрекламированное переиздание «Сержанта Пеппера... » и разочаровался. Обидно было слышать, как живой и чистый звук задушили и изгадили ремастерингом. Это были «битлы», но не те. У меня появилось впечатление, что я весь свой навороченный хай-энд с лучшими иглами в одночасье поменял на корейский магнитофон из начала 90-х. Зарезанная частотная характеристика, задушенные высокие, пластмассовые голоса. Переделанная стереобаза, конечно, даёт некоторые плюсы изданию, но с того, что право стало ещё правее, а лево ещё левее, образности великому творению Джорджа Мартина и его четверым подопечным это не добавило. Ситуация с этим изданием напомнила анекдот про поддельные ёлочные игрушки - не радует! Куда-то подевалась магия великих «Битлз», видимо, её-то оцифровали и забыли. И ещё один очень серьёзный минус - шумная масса винила. Конечно, пластинки фирмы «Мелодия» иногда звучали шумнее, но здесь шум зашкаливает, - признался нашему корреспонденту житель Владивостока, меломан с 30-летним стажем Игорь ГОРБАТЕНКО. В то же время винилы в белой коробке «The Beatles in Mono» записаны с аналоговой мастер-ленты, поэтому более ценятся меломанами. Исключение составляет сингловая версия Love Me Do 1962 года из «Mono Masters». Она скопирована на ленту с цифровой виниловой реплики, так как мастер-лента с её записью давно утеряна. Кроме того, двойные альбомы-сборники «The Beatles 1962-1966» и «The Beatles 1967-1970» образца 2014 года также отпечатаны с родных мастер-лент. Винил живее всех живых Печатать виниловые пластинки с мастер-ленты - очень дорогое и, как мы уже сказали, технически сложное удовольствие. Не каждая кампания (лейбл) может это себе позволить. Экономичнее использовать запись с уже выпущенного компакт-диска после соответствующей обработки, потому что не надо платить правообладателю. Что касается полиграфии, то здесь проблем нет. К сожалению, такова политика большинства современных лейблов, ориентированных, прежде всего, на получение прибыли. Сегодня до 70% всех виниловых пластинок печатается в Чехии, в городе Лодениц. Куда лейблы присылают готовые матрицы, с которых печатают тираж. У этого завода договоры с компаниями Universal Music Group, Sony Music и так далее. Отсюда надпись на конвертах и пятаках винила Made in EU. - Сегодня действующих аудиофильских лейблов, использующих аналоговые мастер-ленты и выпускающих аналоговые виниловые релизы, не более десятка. Могу порекомендовать некоторые из них, это Analogue Productions, Audio Fidelity, Intervention Records, Mobile Fidelity Sound Lab, Original Recordings Group, ORG Music, Speakers Corner Records. Специализация этих компаний - аудиофильский мастеринг, отсюда и соответствующая высокая цена на их продукцию, - рассказал «АиФ-Приморье» известный во Владивостоке коллекционер пластинок и пропагандист винила Алексей АЛЕКСЕЕВ. По его словам, нет единого рецепта, чтобы сходу отличить настоящую аналоговую пластинку от цифрового новодела с «мёртвым» звуком. Если, конечно, вы хотите собрать достойную коллекцию винила. Для этого необходимо непрерывное самообразование. Самое главное, читать профильные форумы в интернете и специфическую литературу, её сейчас много, изучать предмет коллекционирования, а также общаться с меломанами. - Сейчас нет проблемы послушать музыку. Музыка в телефоне, в эфире, в компьютере, в воздухе. Но её материальный носитель, после того как компакт-диски сдаёт свои позиции, остался один - это виниловая пластинка, которая живее всех живых, - убежден Алексей Алексеев. - Сегодня винил покупают не только коллекционеры. Сейчас модно слушать винил. И очень много людей, которые следуют за этой модой. Соответственно, спрос порождает предложение. В этот момент начинают активизироваться пираты. Потому что пиратская продукция дешевле, чем оригинальная новодельная. Кроме того, пиратский винил тяжело отличить от настоящего. Это может сделать только опытный человек. Даже штрих-код на конверте не показатель настоящего винила. Производство одной пластинки вместе с конвертом при тираже 1000 экземпляров обходится в 5 долларов. То есть в 300 рублей, а продают её за тысячу. Отсюда можно судить о качестве на ней звука. Для примера, официальная пластинка, выпущенная в США, стоит от 18 до 55 долларов от производителя. Когда человек слушает пиратскую копию, то он, естественно, не доволен звуком. По его мнению, компакт-диск звучит лучше. Отсюда дискредитация винила. Поэтому при покупке новодельной пластинки, прежде всего, надо ориентироваться на ее стоимость и где ты ее покупаешь, - советует приморский поклонник «The Beatles» и ветеран коллекционирования винила Сергей КИРИЛЛОВ. Фото автора КСТАТИ В классическом составе «битлы» отработали восемь лет, оставив своим поклонникам 13 альбомов или 221 официально выпущенную песню. И почти все они стали хитами. По версии журнала «Rolling Stone», «The Beatles» занимает первое место в списке величайших исполнителей всех времен и народов. ЦИФРЫ 30-40 лет - срок «жизни» мастер-ленты, на которой записано музыкальное произведение.