Ещё

«Моя игра»: непростой путь Станиславского 

Фото: Wikipedia
 — 75! 17 января 1938 года в СССР праздник. Поздравительным письмам и телеграммам нет конца. Здоровья и долгих лет жизни знаменитому театральному деятелю желают первые лица страны. И даже Леонтьевский переулок, в котором он живет, назван улицей Станиславского. О чем еще можно мечтать? Однако путь ко всему этому был непростым…

Театральный кружок

В январе 1863 года в многодетной семье московского промышленника Сергея Алексеева родился мальчик — Константин. Родители старались дать своим детям все самое лучшее, прежде всего это касалось образования. Костя свободно говорил на французском и немецком языках, учился фехтованию. Его семья, кроме всего прочего, увлекалась искусством и театром: в доме даже оборудовали специальный театральный зал. Одним словом, все условия для творческого самовыражения у будущего мастера были. Его кумиры детства — артисты Малого театра. В своем домашнем кружке он подражал им, мечтая, что однажды точно так же выйдет на большую сцену. А пока он занимался пластикой и вокалом с лучшими преподавателями. Шли годы.
Константин окончил Лазаревский институт восточных языков. Казалось, что театр останется всего лишь хобби, занятием, которому молодой человек посвящал вечера, играя в родном Алексеевском кружке. Основное время он проводил на фабрике своего отца. Там изготавливали канитель — очень тонкую золотую и серебряную проволоку-нить для вышивания.
Однако вскоре настал момент, когда нужно было выбирать: либо театр, либо семейный бизнес, который требовал все больше и больше времени. Любовь к театру оказалась сильнее, хотя и дело своего отца Константин до конца не забывал. Актерский дебют состоялся в 1884 году: в доме Андрея Карзинкина на Покровском бульваре молодой Алексеев сыграл Подколесина в «Женитьбе» Гоголя.
В 1886 году Константин становится Станиславским: он берет псевдоним в знак уважения очень талантливого артиста-любителя доктора Маркова, который также выступал под этой фамилией. Константин Станиславский становится членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории.
Через четыре года он обвенчался с Марией Перевощиковой, девушкой из уважаемой семьи. Она тоже взяла себе сценический псевдоним — Лилина — и посвятила себя театру. Родилась дочь Кира. Станиславского начинают узнавать как блестящего актера. Он сыграл Анания Яковлева в «Горькой судьбине», Паратова в «Бесприданнице» Островского, Звездинцева в «Плодах просвещения» Толстого. На сцене созданного им МОИиЛа (Московское общество искусства и литературы) состоялся и первый режиссерский опыт: он поставил пьесу «Горящие письма» Петра Гнедича. Но главное его дело еще впереди…

Главное детище Станиславского

Однажды, в 1897 году, известный драматург пригласил Станиславского на встречу. Она затянулась на 18 часов. Станиславский даже сохранил визитную карточку, на которой было написано: «Я буду в час в „Славянском базаре“ — не увидимся ли?» Что обсуждали? Новое театральное дело, состав труппы (туда входили молодые интеллигентные актеры , Василий Лужский, и другие), репертуар и авторов (Чехов, Гауптман), а также главные принципы, которых надо придерживаться. Например, оба мастера сошлись на том, что театр должен быть общедоступным. Обязанности разделили: Станиславский должен был отвечать за художественную составляющую. Работа началась почти год спустя.
Сначала театр назывался Московский художественно-общедоступный театр. Но над названием размышляли. До сих пор непонятно, в шутку или всерьез новое предприятие хотели назвать «Театр в первый и последний раз». Среди других вариантов были такие названия, как «Театр исканий», «Театр идей», «Театр этюдов», «Театр проб» и так далее. Слово «театр» фигурировало во всех.
Здесь поставили «Царя Федора», «Венецианского купца», «Антигону», «Юлия Цезаря», «Месяц в деревне», «Село Степанчиково» и другие спектакли. Английский режиссер поставил на сцене МХТ шекспировского «Гамлета», главную роль сыграл . Сам Станиславский в некоторых из с