Мир переживает настоящий музейный бум
В кризис люди как к панацее тянутся к культуре, чем отчасти можно объяснить фантастическую посещаемость музеев в минувшем году. Очереди на Серова, Рафаэля, Фриду Кало, шедевры Пинакотеки Ватикана в Москве и Санкт-Петербурге – весьма яркая тому иллюстрация.
Факт победоносного шествия культуры подтверждают и здания – лауреаты авторитетных архитектурных международных конкурсов и премий 2016 года. Каждое из них – учреждение культуры. Так, самой престижной награды Англии, вручаемой Королевским институтом британских архитекторов RIBA, Премии Стерлинга, удостоилась лондонская Newport Street Gallery, частный музей художника Дэмиена Херста, построенный бюро Caruso St John Architects. Титул лучшего здания года жюри Всемирного фестиваля архитектуры, прошедшего в Берлине, присудило Национальному музею в польском городе Щецин. Автор проекта – архитектор Роберт Конечный (мастерская KWKPromes).
Потребность культурного досуга проявилась и в несравнимом с прошлыми годами буме строительства новых музеев или расширения площадей существующих. В том же Лондоне, городе с высокой концентрацией музейных институций, в прошлом году особое внимание было уделено обновлению Музея дизайна. Осенью из небольшого помещения у Тауэрского моста, в 1940-х годах служившего складом, а в 1989-м переделанного дизайнером Теренсом Конраном в модернистском ключе, музей перебрался в здание на Kensington High Street, на запад британской столицы, где ранее располагался Институт Содружества. Реконструированная при помощи бюро архитектора Джона Поусона постройка 1962 года с уникальной параболоидной кровлей находится в непосредственной близости от своеобразного арт-кластера с Королевским колледжем искусств, Музеем науки, Музеем Виктории и Альберта, галереей Serpentine.
Тем временем на южном берегу Темзы знаменитая лондонская Tate Modern, одна из четырех галерей сети Tate, открыла новый корпус. Tate Modern, занимающая здание бывшей электростанции Bankside Power Station, входит в первую десятку самых посещаемых в мире музеев современного искусства. В 2007 году руководство приняло решение расширяться: галерею вместо прогнозируемых 2 млн человек в год реально посещало все пять. Швейцарское бюро Herzog & de Meuron, которому запуск первой очереди Tate Modern принес мировую славу, предложило возвести с нуля десятиэтажную башню – саморазвивающуюся структуру, символ архитектуры будущего. Бюджет строительства нового крыла Tate составил 260 млн фунтов.
Название бюро Herzog & de Meuron в последнее время особенно на слуху в связи с громкими открытиями музеев и культурных учреждений. Одно из них – Schaudepot, здание в кампусе Vitra немецкого городка Вайль-на-Рейне. Это уже вторая постройка швейцарцев на упомянутой территории: в 2010-м они возвели шоу-рум для коллекции мебели. Новый объект, не нарушая традиций и не споря со средой, представляет собой кирпичный домик с симметричной скатной крышей.
Schaudepot позволил расширить экспозиционные площади музея Vitra Design, построенного Фрэнком Гери в 1989 году. В новой галерее теперь разместилась постоянная коллекция музея, включающая 7000 предметов мебели знаковых дизайнеров, в том числе Вернера Пантона, Чарльза и Рей Имз, здесь же проходят и временные выставки.
Те же Herzog & de Meuron, согласно выигранному ими в 2009 году конкурсу на проект расширения Музея Унтерлинден, добавили к одной из главных достопримечательностей Кольмара, что в Эльзасе, еще 2000 кв. м площади. С помощью подземного коридора длиной 58 м зодчие соединили музей с расположенным рядом и давно не использовавшимся по назначению зданием... городских бань. Теперь здесь показывают творения импрессионистов и экспрессионистов, в том числе Клода Моне и Жоржа Руо.
Британский архитектор Аманда Ливит, которую за пристрастие к плавным волнообразным линиям уже окрестили наследницей Захи Хадид, выступила автором проекта открытого в Лиссабоне Музея искусства и архитектуры (MAAT), оживившего безлюдную набережную реки Тежу. Изогнутая линия кровли нового здания продолжила мягкие очертания береговой линии.
Норвежское бюро Snøhetta также является ньюсмейкером и архитектурным поставщиком музейных зданий. К существующему корпусу Музея современного искусства (SFMoMA) в Сан-Франциско, в 1995 году построенного Марио Боттой, где разросшейся коллекции уже тесно, весной добавился корпус, смахивающий на гигантский корабль, облицованный полимерными панелями и армированным стекловолокном, – бюро, завоевавшее мир уникальными и динамичными объектами, и в солнечной Калифорнии осталось верно себе.
Летом прошлого года у подножия холма на юге Франции в регионе Перигор, где спрятана знаменитая известняковая пещера Ласко с наскальными рисунками художника ледникового периода, открылся просветительский центр «Ласко 4» с бюджетом 50 млн евро, досконально воссоздающий габариты пещеры и знаменитые рисунки. Автор и этого туристского аттракциона с процарапанными на стене силуэтами бизонов, быков, мамонтов и оленей – все то же бюро Snøhetta.
Уроженец Танзании, британский зодчий Дэвид Aджайе, которого Ее Величество королева Елизавета II недавно посвятила в рыцари, минувшей осенью сдал в эксплуатацию Национальный музей афроамериканской истории и культуры (NMAAHC).
Кстати, Аджайе и нам не чужой: в 2010-м архитектор выступил автором здания Московской школы управления «Сколково». Сегодня же, выиграв международный конкурс на проект Латвийского музея современного искусства в Риге, бюро Adjaye Associates трудится над его реализацией. Открытие музея, который соберет под одной крышей достижения в области изобразительного искусства и визуальной культуры художников Латвии и стран Балтии начиная с 1960-х годов до настоящего времени, запланировано на 2021 год.
По соседству, в предместье эстонского Тарту, открылся Национальный музей, проект которого реализовало парижское архитектурное бюро Dorell.Ghotmeh.Tane. Здание из стекла и бетона с динамичным выносом наклонной крыши, расположенное вдоль заброшенного летного поля некогда самой крупной в Восточной Европе военной авиабазы для советских бомбардировщиков, символизирует устремленность в будущее.
В двух шагах от знаменитого Атомиума, сооруженного ко Всемирной выставке 1958 года в столице Бельгии, в прошлом году двери открыл ADAM, музей дизайна. Площади уже существующего выставочного зала Trade Mart Brussels освежила жизнеутверждающих цветов входная зона по проекту знаменитого Жана Нувеля. Над сценографией внутренних пространств поработало бюро Lhoas & Lhoas.
Страны Бенилюкса активно продолжают поддерживать незатухающий тренд – частные музеи. Вот несколько свеженьких адресов: музей Moco (Новый музей современного искусства) в Амстердаме и Музей стрит-арта MIMA в Брюсселе.
В живописном уголке близ Гааги, в поместье Линден в Южной Голландии, промышленник и глава компании Caldic Юп ван Калденборг открыл музей Voorlinden, где экспонируются вещи из его собрания, в том числе работы Дэмиена Херста, Бриджет Райли и Сэм Тейлор Вуд, Джеймса Таррелла и Ричарда Серра. Постройка из светлого кирпича и, как принято в новых музеях, со значительным выносом полупрозрачной кровли, спроектирована старейшей роттердамской архитектурной фирмой Kraaijvanger. Директором музея трудится Вим Пейбес. Его бизнесмен-коллекционер переманил из Рейксмузеума, который Вим возглавлял восемь лет.
Частные музеи открываются и в Москве, и в первую очередь стоит упомянуть инициативу мецената и коллекционера Бориса Минца, Музей русского импрессионизма. Зданием на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик», ныне хранящим полотна Грабаря, Коровина, Серова и Кустодиева, занималось британское архитектурное бюро John McAslan + Partners.
Адаптацией индустриального наследия столицы под музейные нужды продолжают заниматься звезды зарубежного зодчества. Один из основателей стиля хай-тек, Ренцо Пьяно, переоборудует электростанцию ГЭС-2 на Болотной набережной, где скоро заработает Арт-комплекс Фонда V-A-C («Виктория – искусство быть современным») Леонида Михельсона. Перед тем как будущий культурный центр погрузится в стройку, чтобы официально открыться в 2019 году, в феврале широкой публике показали впечатляющие индустриальные пространства, сопроводив эффектным проектом «Геометрия настоящего». Его куратором выступил Марк Фелл, британский мультидисциплинарный музыкант: «Для меня наиболее интересный аспект пространства – великолепной дореволюционной электростанции – составляет его особая темпоральность, поскольку оно как бы зависло между деконструкцией и реконструкцией. Это поле напряженного диалога и взаимовлияния истории и будущего».