Как кукла Барби играет людьми

Кукла Барби (ее полное имя – Барбара Миллисент Робертс) дебютировала на нью-йоркской международной ярмарке игрушек 9 марта 1959 года. И буквально сразу стала хитом продаж: статистика утверждает, что каждую секунду в мире продается три куклы Барби! С тех пор мало что изменилось: изящная большеглазая девушка с конским хвостом на макушке превратилась в музу модной индустрии и спустя более чем полстолетия своих позиций не сдает.

Символично, что свой 55-летний юбилей в 2014 году Барби (Barbie) встретила в образе Карла Лагерфельда – одной из сакральных фигур в мире моды. Наряд куклы, выпущенной тиражом 999 экземпляров, воспроизводит классический облик креативного директора Дома Chanel, не пренебрегая ключевыми деталями: узкие черные брюки прямого кроя, смокинг, белая рубашка с поднятым воротником, черные сапоги, неизменные черные очки, галстук и кожаные митенки.

Возглавляемый Лагерфельдом список знаменитостей, в которых за минувшие полвека сумела перевоплотиться Барби, внушителен: здесь и кинодива Мэрилин Монро, и популярная певица Шер, а также актриса Пенелопа Круз, супермодель Хайди Клум, поп-звезды Шакира и Дженнифер Лопес, голливудская дива Элизабет Тейлор и актриса Грейс Келли (впоследствии принцесса Монако). К этому преимущественно богемному сообществу недавно присоединилась британская аристократическая чета – принц Уильям и его супруга Кейт Миддлтон.

Своим рождением Барби обязана американке Рут Хэндлер, соучредителю компании – производителя игрушек Mattel. Госпожа Хэндлер придумала куклу для своей дочери Барбары – в честь которой и назвала ее. В отличие от большинства сверстниц Барбара предпочитала играть не с объемными розовощекими пупсами, а с самодельной куклой, которую вырезала из бумаги и наряжала.

Первым выходом в свет для будущей куклы № 1 стала нью-йоркская выставка игрушек, где Барби показали под названием «Модная кукла-подросток». Дизайнеры нарядили юную модницу в эффектный черно-белый купальный костюм, остромодные туфли с открытыми носами, солнцезащитные очки и золотистые серьги в виде колец. Голову куклы украшала прическа «конский хвост». Триумфальный дебют дал старт международной карьере, и уже спустя совсем немного времени Барби формирует собственный стиль, становится самостоятельным сильным игроком в мире моды, задавая тон и создавая модные тенденции.

«Сегодня команда, которая занимается созданием Барби и ее уникального стиля, насчитывает более ста человек, – рассказывает Ольга Маляр, бренд-менеджер категории игрушек для девочек ООО «Маттел Россия». – Сюда входят известные кутюрье, дизайнеры, стилисты, визажисты». Поддерживать репутацию иконы поп-культуры Барби помогают влиятельные партнеры из мира моды, в числе которых такие бренды, как Versace, Giorgio Armani, Christian Louboutin, Vera Wang, MAC, Diane von Furstenberg, Bulgari, Jonathan Adler, Tokidoki, Herve Leger и Colette. Стратегический альянс с миром моды позволяет Барби уверенно держать позицию самой популярной в мире коллекционной куклы, обладать которой мечтают отнюдь не только подростки, но и солидные люди, всерьез увлеченные модой.

К созданию коллекционных кукол, прототипами которых послужили известные личности, в Mattel подходят очень тщательно. «Как правило, знаменитости сами утверждают эскизы, наряды, аксессуары и все остальные детали, – рассказывает Ольга Маляр. – В процессе работы над образом дизайнеры, визажисты и стилисты создают фирменный стиль и наряд, в которых трансформируется их творческое видение избранного персонажа, но также сохраняется ДНК самой легендарной куклы».

Создатели портретной куклы конструируют форму тела новых Барби, а также создают многочисленные варианты ее лица. Лепке лица уделяется особое внимание – важно не только достичь сходства с прототипом, но и правильно подобрать прическу, цвет волос, тон лица, макияж. Для каждой модели стилисты разрабатывают цветовые решения с целью достичь оптимального оттенка кожи, глаз и волос. Ежегодно стилисты компании Mattel создают более тысячи оттенков, из которых лишь несколько десятков утверждается для производства современных кукол Барби.

Первостепенное внимание уделяется изучению модных тенденций. В отделе «моды» трудятся десятки профессиональных дизайнеров, создающих одежду и многочисленные аксессуары для Барби, от сумочек и туфель до заколок и украшений. Задача специалистов – не только не отстать от моды, но и сыграть на опережение, ведь место Барби – в авангарде модных тенденций. «Дизайнеры связываются с различными производителями тканей, чтобы подобрать идеальные материалы, узоры, сочетания тканей для каждого наряда», – продолжает Маляр.

Даже вид упаковки имеет значение, поскольку она служит антуражем, который содержит стилистические элементы и символы, имеющие важное значение для образа знаменитости. Например, кукла Barbie, воплотившая кинодиву Лиз Тейлор в образе Клеопатры, продается в подчеркнуто роскошной черно-золотой упаковке, составляющей гармоничную пару самому образу куклы. Выпущенная в 2014 году в составе лимитированной серии, воплотившей несколько знаковых ролей голливудской кинозвезды, Барби в точности копирует Элизабет Тейлор в роли египетской царицы в фильме 1963 года: торжественное золотое платье с накидкой и имитацией перьев, массивный высокий головной убор, выразительный макияж.

Несмотря на то что объем продаваемых коллекционных кукол Barbie значительно меньше, чем тиражи массовых моделей, компания Mattel намерена укреплять сотрудничество с модными домами и знаменитостями. «Возраст – не помеха; Барби всегда останется молодой и современной, и ей предстоит еще множество увлекательных и головокружительных перевоплощений, – уверены в Mattel. – В конце концов, Барби уже давно стала олицетворением легенды».