Неизвестная Камчатка

Чем вас поразила Камчатка?

Даже по соотношению снимков, зрители выставки легко догадаются, что больше всего на Камчатке меня поразил «мертвый лес». Это огромный лес, который более 40 лет назад засыпало пеплом, во время извержения вулкана Толбачик.

Выглядит все просто потрясающе! Как с визуальной, так и с эмоциональной точки зрения. Пепел скрыл все лишние детали, оставив только графику. Выгоревшие на солнце, белые стволы деревьев стоят посреди бескрайней пустыни из пепла. Создается ощущение, что попал в фантастический фильм, в другую вселенную. Мне хотелось передать зрителю ощущение звенящей пустоты, одиночества, но при этом кристальной чистоты места.

Интересно, что каждый человек видит в моих работах что-то свое. Кто-то смотрит на фотографии, как на предостережение, пример того, как хрупка природа на планете Земля. Кто-то уходит в философию внутреннего мира. Кто-то просто любуется графикой. Одних это вводит в легкую депрессию, других же, наоборот, успокаивает. Но точно никто не уходит равнодушным.

Конечно, выставка не заканчивается мертвым лесом. Есть целая серия, посвященная рассвету на берегу Тихого Океана. Не обошлось и без классических вулканов, бескрайних лавовых полей с возвышающимися кратерами. Целая серия снимков сделана при помощи дронов с высоты птичьего полета. Всего даже и не перечислить.

Как вы готовились к экспедиции? Сколько человек в ней участвовало?

Именно к этой экспедиции у меня на всю подготовку было примерно три дня. Для меня это рекорд! Мне заказали снять Камчатку на видео, под это уже был выделен бюджет, но сроки, что называется «горели».

Я никогда не планировал лететь на Камчатку и на тот момент не знал о ней ничего. Конечно, я видел работы других фотографов, но понятия не имел, где что находится. В те дни открывалась выставка «Золотая Черепаха», где собрались все лучшие фотографы России, и я мог в живую расспросить друзей, которые там уже неоднократно снимали.

Состав экспедиции был небольшой: я, еще один человек и водитель. Его я нанял в Петропавловске. Я люблю путешествовать маленькими мобильными группами, это дает полную свободу творчества.

Вы собирали деньги на организацию выставки с помощью краудфандинга. В чем преимущество такого формата? Сколько удалось собрать таким способом и сколько пришлось добавить?

Мне удалось собрать через краудфандинг 135 000 рублей. И я очень благодарен всем, кто поддержал этот проект! Но это составило менее 10% от общего бюджета выставки. Я за честность, и поэтому никогда не скрывал, что в первую очередь краудфандинг был нужен для того, чтобы люди узнали о выставке. Запуск краудфандинга — отличный инфоповод, чтобы начать говорить про проект задолго до его начала. И эту задачу мне удалось выполнить на 100%. Люди зарядились моими эмоциями, я дал несколько интервью, они появились в ведущих СМИ, и люди реально ждали эту выставку, они мечтали на нее сходить, некоторые почему-то приходили даже до ее открытия.

Но и финансовая часть, конечно, тоже крайне важна. Организация выставки, это очень и очень затратное дело, и я постоянно ищу ресурсы, чтобы каждый раз удивлять зрителей новым форматом и все лучшим качеством моих работ. Я уделяю внимание как большому формату отпечатков, так и бескомпромиссному качеству печати, хорошему освещению и так далее. Люди, которые занимаются выставочной деятельностью по 10-15 лет, приходят ко мне на выставки и говорят, что они даже не представляли, что можно сделать это так ярко. Думаю, я не обману, если скажу, что мои выставки, самые зрелищные в России, в каком-то смысле это эталон качественной выставки (я говорю не про сами фотографии, это дело вкуса, но про печать и организацию выставок).

Люди выходят из зала как после киносеанса IMAX. Конечно, настоящее искусство видно на любых форматах, даже 10*15 см, однако я максималист, поэтому стараюсь выложиться на максимум, и зрители это ценят.

Почему вы не ограничились фотовыставкой, а выбрали мультимедийный формат?

Я вообще не люблю ограничений, стараюсь избегать любых рамок в творчестве. Фотография — это просто один из способов поделиться с людьми тем, что тебя волнует. Лично я считаю, что фотография, это лучший способ. Но иногда хочется показать мир и с другой точки зрения. Например, на выставке будет представлено видео из мертвого леса — это один из шести роликов, которые зрители смогут увидеть. Чтобы передать масштаб места я намеренно использую длинные планы видео без склеек. Дрон просто летит над лесом. Вы смотрите на деревья, которые проплывают снизу. Проходит 30 секунд, потом минута, и не видно ни конца ни края. Создается ощущение, что лес тянется бесконечно. Зрители понимают, что это не просто выбранный для фотографии удачный ракурс.

Видео усиливает впечатление от фотографий, а фотографии делают акцент на чем-то особенном, что привлекло мое внимание. Они изумительно дополняют друг друга, это очень интересный формат и теперь даже странно, что его раньше так мало использовали.

Надо понимать, что видео, которое я покажу на выставке, это не просто «дополнение к фото», это важнейший составной элемент выставки. Длинна всех роликов почти 1 час (без повторов). Я потратил на видео куда больше сил, чем на фотографию, и я очень доволен получившимся результатом.

Есть ли у вас любимые фотографы? На кого вы равняетесь?

Сложный вопрос — хороших фотографов очень много. У меня много друзей в фотографии, каждый из которых имеет свою силу и в чем-то лучше меня. Даниил Коржонов, Женя Тимашев, Сергей Горшков, Алексей Безруков, Кирилл Уютнов с Екатериной Васягиной, Дима Питенин — я не хочу даже перечислять всех, потому что точно кого-нибудь упущу. Из западных фотографов наиболее яркие Пол Никлен (Paul Nicklen), Винсент Мунье (Vincent Munier), Бенсе Матэ (Máté Bence), Ник Брандт (Nick Brandt).

Но меня каждый раз такой вопрос ставит в ступор: я пытаюсь вспомнить, к какому фотографу в последний раз заходил на сайт, чтобы вдохновиться, или, какую выставку я посетил, чтобы она перевернула мою жизнь. Раньше такое было — я точно помню, но сейчас нет. Я часто просматриваю Instagram. Как бы странно это не звучало, там есть поток потрясающих работ. Последнее время, я заметил, что черпаю больше вдохновения в том, что не относится к моему жанру — фильмах, книгах и просто жизни.

Есть ли у вас фирменные приемы или какие-то профессиональные секреты?

Каких-то особых приемов нет. Я просто делаю, то, что мне нравится. Когда я ехал на Камчатку, я был уверен, что сниму все примерно также, как снимали сотни классных фотографов до меня. У меня даже не было цели сделать что-то особенное, потому что я даже не планировал эту экспедицию. Но вот, прошло полгода, я разобрал материал, мы сделали выставку, и она не похожа ни на что, что было сделано до меня. Я не знаю, как так получается, потому что места, в которых я был, давно всем известны, там бывают сотни туристов.

Какие советы вы можете дать молодым начинающим фотографам?

Делайте то, что нравится, не ограничивайте себя, смотрите больше чужих фотографий, а главное делайте больше своих. Тут работает простое правило: чем больше снимаете, тем лучше получается. Но надо подходить ответственно: просматривать весь материал, обязательно выбирать лучшие кадры, обязательно удалять худшие. Какой фотопроектом вы гордитесь больше всего и почему?

Все проекты хороши по-своему. Первый мой проект по Монголии. Тогда я реально заново открывал целую страну. Те фотографии, которые я показывал были в новинку. Всем казалось, что в Монголии только пустые степи, но на самом деле это потрясающая страна с очень красивой природой. По Канаде проект был самым масштабным. Я ездил туда трижды и до сих пор не знаю, сколько у меня хороших фотографий из Канады. Некоторые кадры принесли мне победу в самом престижном конкурсе BBC Wildlife Photographer of the Year. Камчатка, пожалуй, самый глубокий, эмоционально насыщенный и философский проект. Для меня Камчатка, это что-то личное. Это не связано с географией, просто так вышло, что она впитала в себя мои внутренние эмоции. Я не очень понимаю, как так вышло, но это отразилось в фотографиях, даже посторонние люди это замечают.

А если говорить, какая из моих выставок лучшая, то это однозначно та, которая открывается сегодня в Галерее Классической Фотографии. И я это точно знаю, у меня еще не было таких замечательных выставок (по всем пунктам), по этой выставке можно судить, чего я достиг на сегодняшний день.