Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

«Московская коллекция» удивляет гостей

В Государственном музее А.С. Пушкина, что на Пречистенке, открылась выставка «Московская коллекция», представляющая лишь небольшую часть живописи, графики и предметов декоративно-прикладное искусства XV – первой половины XX веков из коллекции искусствоведов и . МОСЛЕНТА разбиралась с подробностями.

Отчего в названии выставки фигурирует слово «московская»? Тут ответы могут быть разные. Во-первых, сами коллекционеры – москвичи, во-вторых, свою коллекцию Гостев в Алексеева чаще всего пополняли в столице, ну, и вдобавок ко всему, открывается экспозиция «тематическими» работами. К примеру, «Эскизом города» , «Московским пейзажем с фонарем» Антонины Софроновой и ее же «Большим Каменным мостом».

Впрочем, живописью и графикой дело тут не ограничивается.

Интеллектуальная охота

«У нас в коллекции очень много домашних икон, — с гордостью сообщает Анатолий Гостев. — Вот, например, одна из них, изображающая обход Успенского собора с иконой Сретения Владимирской Божьей Матери во время осады города Тамерланом».

Потом он призывает обратить внимание на икону Воскрешение Лазаря, стиль изображения которой отсылает нас ко временам . «И вглядитесь, как здесь прорисованы горки, — показывает искусствовед. — Так их писали только в Костроме! Так что, скорее всего, эта икона создавалась в мастерских Ипатьевского монастыря.

А теперь обратите внимание на совпадения: именно в это время в Ипатьевском находился Михаил Федорович – первый русский царь из династии Романовых. То есть возрождение Руси и воскрешение Лазаря вдруг совпали и по времени, и по месту! А вот эмалевый нож стольника – и с одной, и с другой его стороны изображены двуглавые орлы. Вещи, выполненные в подобной технике, есть разве что в

«Зачем мы занимаемся собирательством? – вступает в разговор Татьяна Алексеева. - Это скорее философский вопрос. Может быть, нам чего-то не хватает в реальности, в которой мы существуем? Может быть, нам хочется узнать, кто мы и откуда? Да, и вообще это занятное, азартное и интересное занятие, чем-то даже напоминающее этакую интеллектуальную охоту».

«Охотничьи» трофеи тут и правда весьма любопытные. А некоторые из 300 представленных на выставке работ и вовсе заставляют вспомнить рифмы и поэтические размеры. К примеру, фрагмент порта храма Святителя Григория Неокесарийского, что на Большой Полянке, автором которого являлся Степан Полубес. Ведь именно про этот храм когда-то написал стихотворение, в котором есть и такие строки:

Когда в полуночи бессонной
гляжу на фриз полубесовский,
когда тоски не погасить,
греховным храмом озаримый,
твержу я: «Неба косари мы.
Косить нам – не перекосить».

Самое сокровенное

Если уж говорить о лирике: Гостев обращает наше внимание на азловой — знаменитой светской дамы и красавицы, подаренный искусствоведу ее наследниками. В нем есть несколько автографов поэта и перевоиктова и генерала, члена Военного совета Николая Карлгофа.

«Но вот, что интересно: в 1831 году, после тогоавыдов выпустил свою книгу стихов, Карлгоф устроил вечер, на котором присутствовал и Пушкин, который наверняка так же оставлял автограф в этом альбоме. Доказать это невозможно, но — факт: несколько страниц из альбома давным-давно кем-то аккуратно вырезано», — рассказывает собеседник МОСЛЕНТЫ.

Еще один невероятно интересный альбом, который представят на выставке в Пушкинском, принадлежал Николаю Александровичу Саблукову — генерал-майору русской армии, автору «Записок» о времени Павла I, в убийстве которого он косвенно участвовал, отмечает Гостев

«Саблуков — известный англоман — спустя некоторое время после гибели императора, уехал в Лондон, где женился на девушке из семейства Ангерштейн, чей отец был известным собирателем. Однако альбом отражает художественные интересы самого Николая Александровича, близко дружившего, например, с Сальватором Тончи, известным благодаря своему портрету Гавриила Державина. И рисунков Точи в этом альбоме, подаренном нам, кстати, потомком Саблукова, просто навалом!», — восхищается искусствовед.

«Когда собираем вещи, обязательно обращаем внимание на провенанс. Для нас невероятно важна история каждого предмета нашей коллекции» – поясняет Татьяна Алексеева.

А после она с гордостью рассказывает о представленных на выставке рисунках и офСерова, служащих иллюстрациями к басням Крылова — «очень приятных и симпатичных» и купленных у «одного старого московского коллекционера», аквалошина и Льва Лагорио, линограодиева, графике Мясоедова, Кончаловского и многих прочих, чьи работы, к слову, коллекционеры передали в дар музею.

Можно, конечно, назвать такие щедрые дары безумством. Но, с другой-то стороны, отчего бы и не сделать заведению, готовящемуся отметить свое 60-летие, столь шикарный подарок?