История аттракционов парка Горького

С момента открытия парка в 1928 году одним из самых востребованных форматов развлечений там были аттракционы: в 1930-х очереди стояли и к парашютной вышке, в 1960-х – к колесу обозрения, в 1990-х – на американские горки. МОСЛЕНТА представляет последний материал из цикла публикаций о парке Горького. В завершение мы узнали у заведующей историко-культурным сектором Елены Соболевой, как от десятилетия к десятилетию менялся городок аттракционов в ЦПКиО.

Первое лето – 1929 год

В архивах сохранилась программа работы парка за первый, 1929 год, в которой перечислены все основные аттракционы. В первую очередь это были усовершенствованные вариации качелей, каруселей и небольших колес обозрения, без которых до революции не обходилась ни одна большая ярмарка.

Выделялось из этого ряда «Колесо смеха», напоминавшее шестиметровую вращающуюся летающую тарелку. Те, кто садился на нее, соскальзывали под воздействием центробежной силы и падали на разложенные вокруг маты, удержаться можно было только добравшись до центра круглой площадки.

«Вагон иллюзион» был уже продуктом новейших по тому времени технологий. Зайдя внутрь и заняв место в одном из купе, можно было отправиться в виртуальный тур по странам и континентам: в окнах сменялись раскрашенные слайды с видами различных климатических зон и мировых столиц.

Еще в парке тогда была уменьшенная версия водных горок, хорошо знакомых нам по современным аквапаркам. Называлась она «Ватершот» и находилась на берегу Пионерского пруда.

Главным хитом среди аттракционов парка тогда была парашютная вышка, предлагавшая совершить всего лишь имитацию прыжка. Посетителя пристегивали к стропам уже раскрытого парашюта, прикрепленного к специальному блоку тросом, который плавно разматывался по мере спуска. Те, кто не решался спрыгнуть с 35-метровой высоты, съезжали вниз на войлочном коврике по спиралевидной горке, опоясывавшей вышку.

Другой популярный тогда аттракцион – «Летающие люди» — скорее напоминал один из тренажеров центра подготовки космонавтов. Кресло со страховочными ремнями крепилось на длинной сварной конструкции, напоминавшей стрелу подъемного крана с тяжелым противовесом, и после старта вся конструкция, как маятник, несколько раз основательно мотала пассажира вперед-назад.

В Парке было несколько тиров и «Гимнастический городок аттракционного типа» - нечто вроде полосы препятствий, которую нужно было пройти, перескакивая с турника на брусья, с гимнастического бревна на кольца.

К сожалению, не сохранилось описаний «Несгораемого домика» и «Волнующей площадки», и остается только догадываться, по какому принципу они действовали. От водных аттракционов тоже сохранились только названия: «Гидропланы», «Летающие бабочки», «Водяной биллиард», «Лопающиеся наездники», «Хождение по воде на водяных лыжах» и: «В охотничьих штанах - на водяном велосипеде».

Смех класса-победителя — 1933 год

В брошюре Бетти Глан «Ударно работать, культурно отдыхать» подробно описаны аттракционы Парка, работавшие в 1934 году и цены на них. Дороже всего – 2 рубля, был прыжок с парашютной вышки, остальные аттракционы стоили меньше рубля. Например покрутиться на «Колесе смеха» можно было за 40 копеек, а на карусели с электрическим приводом – за 50.

На аллее Пионеров около Малого пруда (в наши дни он называется Пионерским) действовала «Воздушная дорога». Так называлась перекинутая через пруд канатка, по которой посетители катались в кабинках с педальным приводом: крутишь педали – двигаешься вперед.

Первое колесо обозрения парка высотой 14 метров открылось в 1931 году и находилось на Массовом поле, между Пушкинской набережной и центральной аллеей. Рядом стоял аттракцион «Головой вниз», в котором стены, пол и потолок вращались вокруг неподвижных сидений, создавая иллюзию движения. Между Голицынским прудом и Зеленым театром можно было зайти в «Павильон смеха» с кривыми зеркалами. Дальше всего от входа, на Ленинских (теперь Воробьевых, - ред.) горах была установлена большая карусель и лодка-качели.

На Голицынском пруду за рубль в час можно было взять напрокат катамараны, которые тогда назывались водяными самокатами. Рядом размещалась «Комната чудес», которая представляла собой шар, вращавшийся по вертикальной оси. Внутри надо было подниматься по его боковой стенке, пытаясь найти наиболее удачную точку опоры.

Уже тогда в парке можно было покататься на «сталкивающихся автомобилях» с электроприводом. Вот как описывает этот аттракцион в своей книге Бетти Глан: «Небольшие автомобили, приводящиеся в движение от электрических створок, на небольшой площадке управляются даже не умеющими владеть рулем. Автоучастники испытывают ужасы столкновения, но эти столкновения безопасны, так как авто имеют предохранительные амортизаторы».

Свои мини-аттракционы были и в детском городке, располагавшемся в партерной части Парка. Совсем малышам предлагали накидывать кольца на рог фанерного носорога или шею жирафа, а школьникам — вести рыцарский поединок на «деревянных конях с электроприводом».

Описание аттракционов в брошюре Глан заканчивается абзацем, достойным цитирования:

«В парке много забав и развлечений, но в веселье и смехе, которые они вызывают, нет и тени садистического, извращенного наслаждения мучениями животных, нет ни малейшего сходства с визгливым похабненьким смешком вокруг взлетающих юбок и извивающихся тел в буржуазных луна-парках. Смех в парке – это здоровый, бодрый смех класса-победителя. Четко социально направленный, этот смех добродушен и безобиден, когда адресован товарищам по классу, по работе, по борьбе за социализм, и проникнут острой ненавистью, когда его вызывают враги пролетарской революции – всяческие эксплуататоры, угнетатели и их наемники».

Каскадеры и ателье звукозаписи – 1938 год

В сохранившемся в архиве ЦПКиО «Отчете об основной деятельности парка за 1938 год» говорится, что в летний сезон там действовало 26 аттракционов, причем к этой категории относятся даже шоу-программы и инсталляции-панорамы.

Самой востребованной новинкой были зрелищные мотогонки по вертикальной стене, выполнявшиеся советскими каскадерами — за лето шоу посетили 227,5 тысяч зрителей. Панорама «Северный полюс наш!», посвященная папанинской эпопее, приняла за сезон 114 тысяч посетителей, что составило 209 процентов от плана». Чуть больше – 124 тысячи человек побывали летом 1938-го в восстановленной и заново открытой «Комнате смеха».

Странно, но почему-то новаторское ателье звукозаписи «Говорящее письмо», где можно было записать свой голос на виниловую пластинку, практически не было востребовано – за лето здесь побывали только 2079 посетителей. Венчает отчет впечатляющая финальная статистика: «Всеми аттракционами в сезоне обслужено 2.763.200 человек».

Послевоенный период – колесо обозрения

В послевоенный период парк аттракционов ЦПКиО обновлялся медленно. Например, в 1950 году там по-прежнему показывали «Авто-мото гонки по вертикальной стене», работали еще довоенной постройки «Колесо смеха» и «Аллея смеха», большая и малая карусели, большие качели, тиры, силомеры и аттракционы «Мертвая петля» и «Летающие люди».

В 1957 году, к международному фестивалю молодежи и студентов, в ЦПКиО установили большое колесо обозрения на 160 посадочных мест высотой 52 метра, которое стало послевоенным символом Парка и было демонтировано только в 2008-м. Тогда же, в 1957-м, в Парке появился экзотического вида силомер «Быка за рога» - схватившись двумя руками за рога пластиковой бычьей головы, нужно было максимально провернуть ее влево или вправо.

Остальные новые аттракционы той эпохи были не такими интересными: «вращающаяся сшибалочка», «черепаха» и «Спираль-бол» больше напоминали реквизит для спортивных состязаний в пионерском лагере. То же можно сказать и о новых зимних аттракционах парка, появившихся в тот период: к давно уже существовавшему санному поезду и духовым тирам добавились альпинистская горка, гора «Попробуй, поднимись!», снежный тир, «Комический волейбол», а так же брутальные «Качающееся бревно», «Вращающийся барабан» и «Столбы для лазания».

Эпоха больших аттракционов – 1990-е

В перестройку ЦПКиО постепенно стал превращаться в огромный луна-парк. В конце 1980-х сюда завезли самые новые западные аттракционы, каких в СССР никогда не видели, а уже в 1995-м больше половины партерной части Парка занимал городок развлечений ЗАО «Чудо-Град».

На Пушкинской набережной в ряд выстроились американские горки Silber mine, желтая башня «Биг Бен», «Бешеная мельница», водный аттракцион «Ниагара», раскачивающийся летучий корабль Straum chiff и макет советского шаттла – «Буран».

Он был доставлен сюда из зала статистических испытаний Тушинского машиностроительного завода и превращен в аттракцион «Космический полет».

Качающиеся кресла, шумовые эффекты и статисты в серебристых костюмах, отдаленно напоминавших скафандры, призваны были создать у посетителей ощущение выхода на орбиту. Открывал аттракцион в 1996-м году космонавт Герман Титов, руководивший тогда компанией «Космос-Земля», в лизинге у которой и находился макет космического челнока. Разобрали на части и увезли «Буран» на ВДНХ только в июле 2014-го.

С начала 2000-х в глубине «Чудо-Града», ближе к центральной аллее, располагались комната ужасов «Фантастический рейс», «Ковер-самолет», «Серпантин», «Цепочная карусель» и картинг. На Ленинской площади находился детский аттракцион «Путешествие в Африку», где по специальному маршруту можно было проплыть на большом надувном круге мимо движущихся макетов слонов и динозавров. В детском городке было множество водных аттракционов, каруселей и батутов, желающих возили по аллеям на пони, лошадях, оленях и верблюдах.

Перед закрытием и демонтажом «Чудо-града» в 2011-м при входе в детский городок даже можно было даже сфотографироваться с живым тигром. Во временной конструкции, напоминавший цирковой шатер, располагались выставки восковых фигур и муляжей динозавров.

Аттракционы Парка пользовались большой популярностью: москвичи тогда еще мало выезжали за границу, не представляли себе ни парижского «Диснейленда» ни знаменитых на всю Европу испанских парков развлечений «Тибидабо» и «Порт Авентура» и довольствовались теми экстремальными развлечениями, которые им предлагал «Чудо-Град».

Демонтаж аттракционов в Парке начали в апреле и полностью закончили уже к зиме 2011 года. Этот шаг стал первым этапом глобальной реконструкции Парка, начавшейся после того, как 1 апреля его директором стал Сергей Капков. Ну а дальше вы знаете.