Нагиб Савирис – удачливый бизнесмен. Он укрепил корпорацию Orascom Telecom, доставшуюся от отца, со штаб-квартирой в Каире и стал важнейшим игроком на мировом рынке телекоммуникаций, успешно вложился в добычу золота в Южной Америке, основал инвестиционный банк, умудрился даже наладить продажу сотовых телефонов в Северной Корее. Но не так давно Савирис понял, что пора ему выходить из бизнеса, в котором он добился всего возможного и невозможного. Возраст уже солидный – как-никак 62. «Теперь в моей жизни наступил период, когда сами по себе прибыль и деньги не играют первостепенной роли, главное – создать что-то очень важное, что будет ассоциироваться со мной», – говорит миллиардер.

Оставить на планете след Савирис пытался и раньше. В 2015-м он во всеуслышание, чуть ли не через твиттер, заявил, что готов купить у Греции или Италии какой-нибудь остров, застроить его и поселить там сирийских беженцев. Страны, даже испытывая финансовые сложности, подумали-подумали и – отказались. Не получилось в одном – выйдет в другом. В прошлом году Савирис сложил с себя полномочия главы Orascom Telecom и отправился в погоню за мечтой, сделав свое хобби, яхтинг, новым делом всей жизни. Он много лет бороздит морские просторы на различных судах. У него сразу две моторные суперъяхты: 47-метровая от верфи Heesen и 73-метровая – от итальянской CRN. Обе называются Yalla в честь ранчо младшего брата Самиха. Для Нагиба Самих стал настоящим примером для подражания: он создал знаменитый оазис в пустыне, город-курорт Эль-Гуна на берегу Красного моря, а сейчас застраивает современный яхтенный порт Lustica Bay в Черногории. Для собственного проекта Савирис выбрал соседний с Египтом Кипр. Решение – неслучайное, у бизнесмена с этой страной связаны особые воспоминания. «Впервые я посетил Кипр, когда мне было 19 лет, – вспоминает Савирис, получивший, как и братья Нассеф и Самих, первоклассное образование в Европе. – Я по-настоящему влюбился в это место и знал, что когда-нибудь вернусь».

Новый яхтенный порт Савириса называется Ayia Napa Marina. Проект будет реализован в нескольких километрах от известного курорта Айя-Напа в юго-восточной части Кипра, популярного у британцев. На этот регион приходится 60% всего турпотока страны. Комплекс включает марину с местами для 600 яхт и суперъяхт длиной до 80 м, яхт-клуб и площадку для обслуживания судов. Также в нем два 100-метровых футуристических небоскреба – несвойственные конструкции для «невысокого» Кипра – на 190 апартаментов. Еще 29 вилл по цене до 6,6 млн евро разместятся на берегу моря. Будет предусмотрена и коммерческая застройка – офисы, бутики, торговые центры. Общая сумма инвестиций оценивается в 220 млн евро, из которых 80% вкладывает сам Савирис. Это самый крупный девелоперский проект в этой части острова и один из важнейших в стране. Для сравнения: эталонный яхтенный порт, главные морские ворота Адриатики Porto Montenegro недавно при продаже от основателей арабским инвесторам был оценен в 200 млн.

Особенное отношение бизнесмена к проекту подтверждается тем фактом, что Савирис не только вкладывает деньги, но и напрямую участвует в разработке дизайна вместе с американской студией SmithGroup JJR. «Когда Нагиб впервые увидел план марины и эскиз башен с резиденциями, он прямо нам сказал, что они слишком скучные, – рассказывает генеральный директор проекта, киприот Ставрос Карамонданис, его компания инвестировала оставшиеся 20%. – После этого Савирис предложил придать небоскребам форму спирали, чтобы у нас не было апартаментов с второстепенным видом. Все они теперь имеют панорамный обзор на 180 градусов на море и берег». Вовлеченность Савириса подтверждается и тем фактом, что он, едва ли не первым, купил для себя пентхаус (самый дорогой во всем комплексе – за 5,5 млн евро), планирует обзавестись виллой и будет держать здесь свои суперъяхты. Более того, он лично представляет проект ключевой аудитории – например, недавно посетил с презентациями несколько стран на Ближнем Востоке.

Из объективных факторов в пользу проекта эксперты отмечают стратегическое положение Кипра между Европой, Азией и Африкой и отсутствие сильных региональных конкурентов. Поблизости обеспеченные Египет, Ливан, Эмираты, ОАЭ и другие нефтяные державы, а марин мирового уровня – безопасных и современных – рядом не найти. Тем более для покупателей из-за пределов Евросоюза в стране очень мягкие условия получения гражданства. Достаточно купить недвижимость на 2 млн евро – и новый паспорт в кармане. А если стоимость не дотягивает до этой планки, но превышает 300 000, то правительство выдает семье инвестора вид на жительство. И конечно, Кипр, признает сам Савирис, – это европейская Флорида: здесь самый долгий сезон в Старом Свете – на яхте можно ходить с комфортом с начала марта до середины ноября, а при желании вообще чуть ли не круглый год.

Строительство портов для суперъяхт сейчас активно развивается по всему миру. Новые марины появляются на Карибских островах, в Арабских Эмиратах, Таиланде, Италии, Греции, Испании, Черногории и других странах. Идет жесткая борьба за клиентов, которым надоели привычные классические яхтенные стоянки вроде Монако, Ниццы и Порто-Черво. Им подавай нового, современного, инновационного. Окупятся вложения Савириса или нет – покажет время. Пусть египтянин и воплощает свою мечту, но про бизнес-составляющую тоже не забывает. Тем более что, по его мнению, у проекта в Айя-Напе хороший потенциал. Зарабатывать марина будет продажей и сдачей в аренду мест для швартовки, апартаментов и торговых зон, а также сопутствующими услугами. Открытие намечено на 2018 год, а к 2021-му проект будет построен на 100%.

Инвестиции в марины: цифры и факты

Олег Дерипаска

Председатель наблюдательного совета компании «Базовый элемент», президент En+ Group и «Русал» стал одним из первых среди влиятельных россиян заниматься проектами, связанными с созданием яхтенных портов. В 2008 году он вошел в состав консорциума инвесторов, развивавших марину Porto Montenegro в Тивате. Вместе с Дерипаской деньги в проект вложили канадский магнат Питер Мунк, семья Ротшильд, владелец LVMH Бернар Арно и другие влиятельные люди. Россиянин в Черногории развивал и металлургические активы, принадлежавшие его En+ Group. Для него доля в Порто-Монтенегро, говорят, была делом скорее побочным, поэтому он еще 4–5 лет назад вышел из проекта. Также «Базовый элемент» Дерипаски владеет Имеретинской мариной под Сочи. Порт представляет собой часть курорта «Имеретинский». Сначала он был исключительно грузовым, а перед Олимпиадой его трансформировали в яхтенный. Во время Игр здесь, в частности, швартовалась яхта американского магната Пола Аллена.

«Совкомфлот» и Burevestnik Group

Компании совместно развивают главный российский яхтенный порт – Sochi Grand Marina. Сейчас проект может принимать до 300 яхт длиной до 140 м. В ближайшие пять лет планируется увеличить количество стояночных мест до 360. Также в гранд-марине Сочи развиты сопутствующие услуги – здесь пять ресторанов и торговый центр.

«Газпром»

Газовый гигант имеет большие виды на развитие морской инфраструктуры в Санкт-Петербурге. Компания собирается построить в Северной столице, которой, по мнению экспертов, очень не хватает швартовочных мест, сразу три яхтенные марины – на Крестовском острове, центр парусного спорта в Приморском районе возле небоскреба «Лахта-центра» и будущей штаб-квартиры «Газпрома», а также за городом – в Стрельне. Впрочем, для этих проектов скорее важна имиджевая составляющая, которая главенствует над бизнес-целями.

Azmont Investment

Компания, входящая в состав группы Azerbaijan Global Investments (AGI), с 2012 года строит крупнейший курорт на севере Черногории – Portonovi. Комплекс стоимостью 650 млн евро будет включать марину на 240 суперъяхт, яхт-клуб с дизайном от студии Эндрю Уинча, комплекс резиденций и первый в Европе пятизвездочный отель One & Only.