Почему Москва стала удобнее

Москва за последние годы стала куда удобнее для жизни. Это очевидно даже несмотря на ожесточенные споры о том, насколько действия городских властей продиктованы заботой о москвичах. Расширение количества пешеходных улиц, появление новых транспортных узлов и сетей, развитие велосипедной инфраструктуры, безлимитный и бесплатный wi-fi в транспорте, парках и других общественных местах — примеров множество.

Парковки

В конце февраля появились данные о том, что российская столица покинула десятку самых загруженных городов в рейтинге нидерландской компании TomTom — крупнейшего европейского поставщика устройств для GPS-навигации. Занимавшая пятое место по итогам предыдущего исследования Москва переехала одним махом на 13-ю позицию.

В пресс-службе столичного департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры утверждают, что такой результат, по оценкам специалистов TomTom, был получен благодаря внедрению интеллектуальной транспортной системы и комплексной схемы организации дорожного движения в городе. Впрочем, это утверждение явно недалеко от истины. Иначе трудно объяснить, почему Москва получила в нидерландском рейтинге специальную отметку «Р» — своего рода особую награду за хорошую организацию парковочного пространства. Согласно данным исследования, московские водители стали тратить на 65% меньше времени в поисках легального места парковки.

По мнению многих московских автомобилистов, это утверждение полностью соответствует истине. Хотя добиться такого результата удалось только драконовскими мерами. Увы, в недоброй шутке насчет того, что в выполнении планов мэрии мешают москвичи, есть немалая доля истины. Даже самые лучшие инициативы могут отчаянно тормозить и искажаться, если люди считают их наступлением на права горожан — или, что чаще, покушением на их кошелек.

МЦК, ночные маршруты и велодорожки

Самый яркий пример того, насколько удобнее становится городская транспортная инфраструктура — открытие 10 сентября 2016 года Московского центрального кольца. Налаженное пассажирское движение по бывшей Московской кольцевой железной дороге разгрузило пересадочные узлы метро в центре города и позволило многим москвичам сократить время на дорогу. Вот лишь несколько отзывов о работе МЦК, которые легко найти в Сети.

Еще одно несомненное улучшение транспортной инфраструктуры Москвы — появление ночных маршрутов общественного транспорта. Привычное ощущение «надо успеть до часа на пересадку метро!» все больше уступает место новой мысли «ну и ладно, на ночном проедусь». Первые ночные маршруты — автобусный, два троллейбусных и трамвайный — появились в конце августа 2013 года. А сегодня, три с половиной года спустя, их количество достигло одиннадцати: семь автобусных, три троллейбусных и один трамвайный. И теперь можно не торопиться на последний поезд метро и не тратить деньги на такси, а спокойно выйти на улицу в нужное время и сесть на нужный маршрут. Практически все они пересекаются в самом центре, на Лубянке, и даже если прямого сообщения между точками отправления и назначения нет, можно добраться с пересадкой.

Конечно, это получается дольше, чем на такси, но существенно дешевле: стоимость проезда не отличается от дневной. И хотя интервалы в движении таких маршрутов составляют полчаса, нет никакой необходимости все 30 минут мерзнуть на остановке — простейшее приложение для смартфона, показывающее в реальном времени, где находится нужный автобус, троллейбус или трамвай, доступно любому. Появление такой программы стало возможным благодаря оборудованию всего столичного транспорта системой ГЛОНАСС.

И о велосипедах — велопарковки в городе появляются, как грибы после дождя, так же как станции велопроката и новые велодорожки. По официальным данным на конец велосезона 2016 года, общая длина велодорожек в городе составляет 260 км, а число проката - 370. К 2020 году общая длина московских велодорожек должна превысить 700 км.

Wi-fi в транспорте и единое информационное пространство

Существенная часть иностранцев, впервые спускающихся в московское метро, с удивлением обнаруживают, что в нем доступна бесплатная сеть wi-fi. «А у нас в Нью-Йорке такого нет, можно только пользоваться датой мобильным интернетом там, где линия на поверхности или неглубоко под землей», — признаются они. А для москвичей это уже стало обыденностью.

Очередной этап интеграции сетей wi-fi — появление единой зоны wi-fi, которая свяжет весь городской транспорт. Она будет носить имя MT_FREE (те, кто регулярно ездит в метро, уже заметили появление этой сетки). Как говорит заммэра столицы Максим Ликсутов, интернет будет работать для пассажиров на протяжении всего пути, вне зависимости от количества пересадок между разными видами транспорта, и такого проекта нет еще ни в одном городе мира.

Этим новшеством москвичи обязаны грядущему чемпионату миру по футболу 2018 года: по словам Ликсутова, введение единой бесшовной сети wi-fi связано в том числе и с этим событием. «Бесшовным» означает, что при пересадке с одного вида городского транспорта на другой пассажиру не надо будет снова проходить процедуру авторизации в сети. Сейчас в транспортную wi-fi-сеть входят беспроводные сети в автобусах, трамваях, троллейбусах, метро, а также поездах и терминалах «Аэроэкспресса». С подключением к этой сети МЦК весь столичный транспорт станет единым бесшовным wi-fi-пространством.

Еще одним примером открытого городского информационного пространства, которое облегчает жизнь москвичам, можно считать единую систему транспортной навигации столицы. Все элементы этой системы — получение информации в цифровом виде на домашние компьютеры и переносные устройства типа планшетов и смартфонов, печатные карты, указатели и транспортные схемы — в итоге должны быть увязаны между собой настолько, чтобы пассажиру не приходилось запоминать и осваивать несколько разных способов обозначения. Причем новую информацию горожанин будет получать в момент пересадки, и ему не придется запоминать весь маршрут заранее.

Сейчас первые элементы этой системы уже введены и используются в центре города. Это и новые указатели в метро, и надписи с направлением пересадок на полу станций, и стенды с картами на улицах. А в будущем, как планируется, единая система транспортной навигации будет сопровождать человека на протяжении всего пути от дома до места назначения. И не будет уже страшно забыть дома смартфон с навигатором, чтобы найти неизвестный прежде адрес.

Ну, и нельзя забывать о таком привычном уже для многих москвичей сервисе, как система центров «Мои документы» и служба услуг и сервисов на городском портале mos.ru, которые до сих пор многие называют «Госуслугами». Пожалуй, трудно уже представить себе, что еще не так давно жителям столицы приходилось отпрашиваться с работы, чтобы подать какое-нибудь заявление или оформить услугу, льготу, право и так далее. Пятнадцать минут за компьютером, распечатанный лист с подтверждением принятого заявления, талон электронной очереди в «Моих документах» — в идеале на решение практически любой задачи должно тратится не больше часа, но, к сожалению, качество работы сайта вызывает серьезные нарекания.