Советский рокабилли и берлинский андеграунд 80-х

Bird in Flight попросил Мишу Бастера, куратора выставки и издателя книги «Перестройка моды», в которую войдут работы Галл, выбрать 10 фотографий Петры и рассказать о каждой из них.

Петра Галл

Немецкий журналист и фотограф. В 1981 году переехала в Берлин и оказалась в сердце берлинского андеграунда, где в те революционные времена блистали Ник Кейв, Бликса Баргельд, Нина Хаген и Рио Райзер. В конце 80-х отправилась в СССР, чтобы снимать для немецких журналов, и попала в эпицентр московского рокерского движения. В Москве Галл сняла уникальные фотосерии, посвященные советской молодежи и распаду Союза. С конца 1980-х и до середины 1990-х снимки Петры публиковались во многих немецких журналах, среди которых Biker News, Prince, Blickpunkt, Metal Star, Motorad и Tatowier.

1

Шеремуха, он же Шарик: аэропорт Шереметьево-2 был традиционным местом ночного паломничества рокерских колонн, стартовавших либо с задворок МХАТа, либо с Лужников. Целью визитов было и себя показать, и иностранцев попугать. Плюс обязательно посетить тамошнее кафе. Маршрут в аэропорт часто пролегал через Бадаевский пивной завод и под утро заканчивался на выходе из ресторана гостиницы «Москва». Там, заплатив 1 рубль 50 копеек, мотоциклисты выносили со шведского стола шлемы, доверху набитые едой.

2

До появления специальных подразделений по отлову рокеров гаишники на мотоциклах вызывали у хулиганов откровенный смех. Они не могли угнаться за мотоциклистами, ездили неловко, ну и выглядели, скажем так, куда менее модно, чем мотогаишники в шлемах и крагах 1960-х. Эстетика провисала в эти годы по многим фронтам.

3

Задворки МХАТа имени Горького — место, ставшее популярным в 1987-м, когда местные модные парни сели на мотоциклы и создали обособленную тусовку. В отличие от концертно-рокерских объединений, культивировавших хеви-метал, она, словно противопоставляясь, предпочитала стиль рокабилли и вдохновлялась фильмом «Улицы в огне».

4

Ратников в ночной пельменной. Это незабвенные заведения, которые вместе с шашлычными и бутербродными проходили под общим термином «стояки». Ночью здесь столовались рокеры и таксисты, днем — служащие и приезжие.

5

Ночной центр Москвы конца 1980-х годов, снятый во время какого-то очередного мототура с заездами на улицу Горького за горячим, только что привезенным с завода хлебом в Филипповскую булочную. Сейчас такая безлюдная, погруженная во тьму Москва с кривыми улочками сохранилась крайне локально. Вместе со смешанным запахом мокрого асфальта и бульварных тополей, со странными прохожими, поскольку все не странные отрубались перед очередным трудовым подвигом, ее смело можно назвать «Москва та».

6

Фотосессия 1990 года для модного журнала Prince с западноберлинскими рокабиллами из клуба Nord на гэдээровских мотоциклах AWO (Автовело). Съемки рокеров приурочены к Международному дню рок-н-ролла, который празднуется во многих странах 13 апреля — в исторический для Германии период, связанный с разрушением Берлинской стены.

7

Девушки на мотороллере IWL (Industriewerke Ludwigsfelde), такие производились в Людвигсфельде, Бранденбург. Вполне символично для этой фотосессии, как и одежда в стиле «Бурда Моден», которая начала свою экспансию как раз в 50-х.

8

Волна неорокабилли накрыла Западный Берлин еще в начале 80-х. К концу десятилетия это был уже оформившийся стиль, который дал серьезный толчок к развитию немецкого сайко, вполне конкурентного германской сцене тяжелого рока. Десятки небольших клубов, наподобие заснятого клуба Nord, стали фундаментом крупных ежегодных германских рамблов уже в начале 90-х.

9

В конце декабря 1989 года открылись для прохода Бранденбургские ворота, через которые была проведена граница между Восточным и Западным Берлином. Берлинская стена, утратившая свой смысл, еще стояла, но всего лишь как символ недавнего прошлого. Она была разбита, расписана многочисленными граффити, став на год туристической достопримечательностью.

10

Заброшенные привокзальные здания Потсдамской площади тоже не случайная локация. Потсдамер-плац с 1948 года называли «углом трех стран», где смыкались три сектора оккупации Берлина — советский, британский и американский. И именно по ней проходила линия, маркирующая границу между ФРГ и ГДР, которая в 1961 году превратилась в Берлинскую стену.