Как «Украина» принимала гостей
И естественно, ее история неразрывно связана с этим грандиозным проектом. К 60-летнему юбилею знаменитого здания МОСЛЕНТА вспоминает его историю.
Символизм на холмах
Началось все ровно за десять лет до открытия будущей «Украины», в 1947 году, когда вышло постановление Совета министров СССР с лаконичным названием «О строительстве в Москве многоэтажных зданий».
В честь 800-летия города планировалось возвести несколько гигантских многоэтажных зданий, которые должны были стоять на высоких местах или холмах. Это символическое указание на то, что Москва как Рим и Константинополь стоит на семи холмах, являясь «третьим Римом».
С самого начала эти здания называли «высотки», чтобы не использовать зарубежный термин «небоскреб» — с Западом дружить мы уже перестали. Есть сведения, что работы над этим проектом начались еще до войны, но потом были остановлены. Впрочем, в данном случае это не очень принципиально.
В итоге построили не девять, а только семь зданий — высотке в Зарядье и Дворцу Советов на Волхонке так и не суждено было появиться на свет. Стилистическое решение всех проектов было единым, в духе «советского ар-деко», или, как его еще называют, «сталинского ампира». Говорят, вождь лично его утвердил.
Впрочем, это лишь общая стилистическая линия, а вообще-то каждый проект разрабатывался индивидуально. Тем более, что предназначение зданий было различным: две гостиницы, два жилых дома, два министерских здания и один Университет! Над проектом работала отдельная бригада архитекторов.
Опыт Нью-Йорка и Чикаго
Одной из этих самых «высоток» и стало «гостиничное строение в Драгомилово», как официально называлась сначала гостиница Украина. Возводить его было поручено президенту Академии архитектуры Советского Союза Аркадию Мордвинову.
Однако, хотя Аркадий Григорьевич был известным мастером, специализировался он на жилищном строительстве, а общественных, тем более высотных зданий ранее не строил. Поэтому он и пригласил в соавторы другого известного архитектора Вячеслава Олтаржевского, который такой опыт имел.
В 20-е годы Вячеслав Константинович работал в США, где сам построил несколько небоскребов в Нью-Йорке и Чикаго. Он даже написал книгу «Современный Вавилон» о высотных зданиях Нью-Йорка, которая вышла в Америке в 1932 году. В 30-е годы Олтаржевский вернулся в СССР, занимал пост главного архитектора ВДНХ, но затем был обвинен во вредительстве, арестован и отправлен в лагеря. Вышел на свободу он только в конце войны.
Естественно, с такой биографией Олтаржевский не мог мечтать о самостоятельном руководстве большим проектом, хотя считался едва ли не лучшим специалистом по высотному строительству в стране. Зато прошлое не помешало в 1953 году издать свою книгу «Строительство высотных зданий в Москве».
От «гостиничного строения» до Radisson
Много времени ушло на разработку проекта и сложные расчеты, сами строительные же работы начались в 1953 году. Особое внимание пришлось уделять фундаменту, поскольку здание возводилось на берегу реки.
Кстати, место было выбрано не случайно: гостиница стояла возле только что построенного Калининского (сейчас Новоарбатского) моста и как бы открывала новую городскую магистраль – Кутузовский проспект, который в послевоенные годы только начали прокладывать. Старый путь в центр через Большую Драгомиловскую и Арбат был перекрыт другой высоткой — зданием МИДа, который одновременно начали строить на Смоленской площади.
Гостиница имеет 34 этажа и около 90 тысяч квадратных метров жилых помещений. На момент возведения это было одно из самых высоких зданий в Европе — 206 метров и 73 метровый шпиль, увенчанный звездой. Имея такой статус, «Украина» должна была поражать иностранных туристов великолепием как снаружи, так и изнутри. Собственно, она изначально была ориентирована именно на заграничных постояльцев.
Кстати, название свое гостиница получила лишь при Никите Хрущеве, а в сталинские годы она так и именовалась «гостиничное строение в Драгомилово». По бокам центральной башни стоят два девятиэтажных здания, в которых первоначально располагались… 250 обычных квартир. Уже позже они были перестроены и вошли в гостиничный комплекс.
Позже, в развитие украинской темы, рядом появился парк имени Тараса Шевченко с памятником великому поэту, а Драгомиловская набережная была переименована в набережную Шевченко. Это произошло в 1961 году в связи со столетием со дня его смерти.
На последнем этапе строительство шло чрезвычайно высокими темпами, поскольку на высшем уровне решено было ввести гостиницу в строй к началу VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который летом должен был состояться в Москве. Успели: торжественное открытие гостиницы состоялось 25 мая 1957 года. Гости фестиваля и стали первыми постояльцами «Украины».
С 1987 года «Украина» считается памятником истории и архитектуры и охраняется государством. С 2010 года в отеле прошла реставрация, после которой он открылся уже под названием «Рэдиссон Роял, Москва» (Radisson Royal Hotel, Moscow). Впрочем, для москвичей он по-прежнему остался старой, доброй гостиницей «Украина». Памятником тем временам, когда это название вызвало у россиян исключительно положительные эмоции.