Необычные памятники России
Великий Новгород: «Тысячелетие России»
Другого такого монумента в мире нет: на гранитном постаменте уместилась многовековая история страны в лицах.
Памятник «Тысячелетие России» был создан в честь юбилея призвания варягов на Русь.
Победителем конкурса на лучший проект стал художник Михаил Микешин. Он сразу нашел художественное решение — трехъярусный монумент в форме перевернутой шапки Мономаха.
С фигурами российских правителей, установленными вокруг шара-державы, тоже определились быстро, а вот персонажей нижнего яруса выбирали всем миром.
Микешин обратился за помощью к ученым, историкам, писателям — горячие споры не утихали в Академии художеств и в правительстве. Окончательное решение все же пришлось принимать скульптору, список утверждал Александр II.
Не обошлось и без политики, поэтому на фризе есть Пушкин, Гоголь и Суворов, но нет Кольцова, Шевченко и Ушакова. Памятник открыли в сентябре 1862 года, по такому случаю весь город отремонтировали и замостили.
Чудесным образом монумент уцелел в вихре революционных событий, но был сильно разрушен во время Великой Отечественной.
Сразу после освобождения Новгорода его восстановили — второе открытие состоялось в ноябре 1944 года. Но реставрация продолжалась еще долго, и лишь в 1995-м памятнику вернули первозданный вид.
Орел: Иван Грозный, один-единственный
На монументе «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного: он устроил в Новгороде чудовищный погром, истребив немало горожан. И других памятников жестокому правителю тоже не было — до прошлого года, когда в Орле к 450-летию основания города установили бронзовую фигуру царя.
Споры вокруг скульптуры разгорелись еще до ее открытия. Из-за протестов общественности и судебных разбирательств городским властям пришлось изменить место размещения и время установки: вместо площади перед ТЮЗом монумент поставили на набережной, у слияния рек Оки и Орлика, и не в День города, 5 августа, а позже.
Против самой идеи выступали не только жители Орла — художник из Красноярского края в знак протеста установил альтернативный памятник Ивану Грозному в виде кола.
Но, по данным официальных опросов, более 70% россиян положительно оценивают роль этой личности в истории, и каменное изваяние Ивана IV вскоре может появиться в Александрове.
Ханты-Мансийск: мамонты на льдине
А жители Ханты-Мансийска отметили день рождения своего города совсем другим памятником: к 425-летию столицы округа на территории Археопарка открыли скульптурную композицию «Мамонты», которую сразу полюбили и местные жители, и туристы.
Сначала у подножия ледникового останца появилось стадо из семи бронзовых животных, а сейчас их уже 11. Ханты-Мансийск выбран не случайно — когда-то по этой земле действительно бродили мамонты.
Монументы выполнены в натуральную величину: от огромной мамонтихи до симпатичного трехметрового мамонтенка.
Вечером вся группа подсвечивается: постамент в виде льдины — холодным голубоватым светом, фигуры мамонтов — более теплыми тонами.
В композицию входят не только доисторические животные, но и цветники с растениями юрского периода.
В Археопарке можно увидеть и другие фигуры древних существ и первобытных людей, а также обнажения останца и памятник археологии «Самаров городок».
Воронеж: 10 дней на постаменте
Копия знаменитого «Атакующего быка» с нью-йоркской Уолл-стрит простояла на центральной улице Воронежа всего полторы недели, после чего ее демонтировали: памятник не понравился местным жителям, а чиновники мэрии решили, что статуя не вписывается в концепцию литературного бульвара.
Фигура разъяренного быка появилась в столице Черноземья по инициативе московской строительной компании, которая возвела в Воронеже жилой комплекс «Солнечный Олимп» и благоустроила часть пешеходной улицы.
Не найдя понимания у горожан и властей, директор компании пообещал перевезти скульптуру в Москву.
История закончилась печально: совсем недавно бронзового быка стоимостью 40 тысяч евро обнаружили во дворе «Солнечного Олимпа» — теперь он украшает площадку для контейнеров с мусором.
Томск: самый маленький памятник в мире
В монументальных рядах бронзовых вождей и исполинских животных встречаются и миниатюрные произведения искусства, а в 2013 году в Томске появился самый маленький памятник в мире — посреди небольшого газона на камне сидит крошечная лягушка-путешественница. Высота скульптуры — всего 44 мм.
По словам автора работы Олега Кислицкого, памятник сразу задумывался как «самый-самый». Создание самого большого монумента в мире влетело бы в копеечку, поэтому было принято прямо противоположное решение.
Мини-скульптура посвящена путешественникам и расположилась рядом с гостиницей «Томск». Здесь же, на входе, можно увидеть еще одно произведение Кислицкого — памятник домашним тапочкам.
В 2014-м лягушка-путешественница пострадала от рук вандалов — ее сбросили с постамента. Памятник был восстановлен и сейчас защищен стеклянным куполом.
Екатеринбург: памятник-невидимка
Самый незаметный памятник стоит в центре Екатеринбурга, но найти его и впрямь непросто: летом он прячется в траве, зимой — под снегом, повторяя судьбу своего прототипа — человека-невидимки.
Это небольшая квадратная плита с отпечатками двух разных ступней: левая 43-го размера, правая — 41-го. Следы в бронзе оставили авторы проекта: писатель Евгений Касимов и художник Александр Шабуров придумали и отлили памятник всего за неделю.
Создатели необычного образа человека-невидимки утверждают, что их произведение посвящено не столько герою Герберта Уэллса, сколько трагедии одиночества, миру, где люди общаются, не видя друг друга.
Санкт-Петербург: читающий ангел
Еще один вымышленный персонаж примостился на спинке скамейки в Измайловском парке Северной столицы. Это один из самых светлых и душевных памятников — маленький читающий ангел в длинном пальто и старомодной шляпе.
Прежде чем обратиться к монументальному искусству, художник Роман Шустров делал театральных кукол — ярких и характерных, а «Петербургский ангел» стал его первым произведением в бронзе.
Трогательная фигурка символизирует не конкретного человека или литературного героя, а целое поколение. «Скульптура "Петербургский ангел" посвящена старикам из моего ленинградского детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности.
Эти старики, пережив все невзгоды первой половины XX века, сохранили в себе оптимизм», — пишет художник в своем блоге.
Симпатичный памятник быстро обзавелся собственными приметами: если погладить зонтик — будет хорошая погода.
Самара: самый теплый памятник
Отечественные монументы увековечивают не только людей и идеи, но и вполне конкретные блага цивилизации: в Мытищах есть памятник водопроводу, в Самаре — батарее.
Последний открыли к 150-летию изобретения отопительной батареи на стене проходной старейшей в России Самарской ГРЭС. А чтобы композиция не выглядела слишком сурово, ее дополнили котиком.
Компания «Самараэнерго» объявила конкурс фотографий кошек, греющихся у радиатора, лучшее фото и стало прототипом для памятника.
К такому решению пришли не сразу: по первоначальному плану монумент должен был состоять из хитросплетений труб, ведущих к батарее, — это символизировало бы техническую сложность отопительной системы Самары. Но техногенный проект отвергли.
Вариант с кошкой, греющейся непосредственно на батарее, тоже не утвердили, так как при нормальной работе системы радиаторы разогреваются настолько, что ни одно животное не выдержит такого жара. В итоге теплолюбивое создание разместили на подоконнике над батареей.
Абакан: сибирский арбуз
В Подмосковье — огурец, в Курске — яблоко, в Сочи — тыква, в Абакане — арбуз. Полосатых монументов в мире немало, но если где-нибудь в Херсоне или Поволжье таким памятником никого не удивить, то для Восточной Сибири это настоящая экзотика.
Оказывается, самая большая ягода прекрасно чувствует себя в Хакасии: в Минусинской котловине уникальный микроклимат, а сочные и сладкие плоды не уступают по вкусу своим астраханским аналогам.
В честь высоких урожаев местных арбузов на трассе неподалеку от Абакана установили двухметровую конструкцию из нержавеющей стали. Металлическая ягода раскрашена в полном соответствии с оригиналом и выглядит очень натурально.
Москва: Петр I, великий и ужасный
Самый высокий, самый тяжелый и самый неоднозначный — памятник Петру Великому на Москве-реке.
Монумент работы Зураба Церетели установили здесь почти 20 лет назад, а единого мнения нет до сих пор: одни считают его грандиозным и величественным, другие — громоздким и нелепым.
Трехъярусную 98-метровую скульптуру невзлюбили за гигантские размеры, странные пропорции и исторические несоответствия.
Например, император почему-то облачен в испанский костюм XV века, а ростры вражеских кораблей украшены Андреевским флагом.
Многим памятник кажется просто неуместным, поскольку царь-реформатор не любил патриархальную Москву и, как известно, перенес столицу на берега Невы.
Бронзового Петра тоже неоднократно пытались перенести и даже взорвать, а в 2008 году монумент вошел в список самых уродливых сооружений мира.
Тем не менее принять его были готовы десять городов России, и лишь в Санкт-Петербурге отказались приютить отца-основателя: здесь уже есть памятник Петру I авторства Церетели, и это изваяние в свое время «выселили» из центра города на Васильевский остров.
О других необычных памятниках можно узнать из теста «Моей Планеты».