Пост почитания Фрэнка Ллойда Райта
Сегодня, 8 июня 2017 года, исполняется 150 лет со дня рождения великого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Отец "органической архитектуры" и "стиля прерий" за всю карьеру создал более 500 проектов и около 300 из них мы можем увидеть, посетить и даже приобрести. Вспоминаем непростой путь к славе и лучшие проекты главного архитектора Америки.
Юбилейный год хранители наследия Фрэнка Ллойда Райта планируют провести с особым размахом. Во всех домах Райта, превращенных в музеи, будут проходить праздничные мероприятия, а 12 июня в нью-йоркском музее МОМА открывается масштабная ретроспектива творчества архитектора, некоторые материалы которой мы показываем вам прямо сейчас.
История
Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 года в маленьком городке Ричленд-Центр, штат Висконсин. Во время учебы на инженерном факультете Висконсинского университета Райту приходилось подрабатывать, чтобы помогать матери и сестрам. Так и не закончив университет, в 1987 году он уезжает в Чикаго, где с позиции «подмастерья» начинает свою архитектурную карьеру – сначала у Джозефа Лимана Силсби, а затем у «отца небоскребов» архитектора-модерниста Луиса Салливана, который стал настоящим «мастером» для молодого Райта.
Под началом Луиса Салливана Фрнэк Ллойд Райт проработал шесть лет. В 1889 году «мастер» заключил со своим учеником пятилетний контракт, чтобы тот построил себе маленький домик в пригородном районе Чикаго Оук-Парке и начал строить семью со своей первой женой Кэтрин Ли Тобин. Для того чтобы обеспечивать семью Райту, не любившему отказывать себе в модных костюмах и дорогих автомобилях, приходится брать сторонние заказы и выполнять их параллельно с работой в архитектурной студии. Когда Салливан обнаружил это (совершенно случайно, увидев в нескольких кварталах от своего дома в Кенвуде особняк, исполненный в стиле Фрэнка Ллойда Райта, который тогда уже было сложно с чем-то спутать), он разорвал контракт с Райтом, и тому пришлось уйти.
Возможно, такой поворот судьбы стал ключевым в карьере Фрэнка Ллойда Райта, ведь у него наконец появилась возможность создавать собственные проекты и развивать провозглашенный им «стиль прерий». Особенность его органической архитектуры и стиля прерий состояла в обязательной малоэтажности домов, плоских крышах, отсутствии чердаков и подвалов, ленточном остеклении и в целом – полном растворении дома на поверхности земли. Наиболее ярко этот стиль начал проявляться с 1900-е годы, Райт строит десятки частных домов, а также общественные здания, например унитарианскую церковь в Оук-Парке. (Фрэнк Ллойд Райт, как и вся его семья, всю жизнь был убежденным унитарианцем). Эта церковь позднее была признана одним из первых в мире образцов модернизма.
Одним из самых известных домов этого периода стал Дом Роби, построенный в 1906 году. Длинный горизонтальный дом, состоящий из двух прямоугольных объемах, лежащих друг на друге, стал окончательным манифестом «стиля прерий», а позднее национальной исторической достопримечательностью. В это же время в личной жизни Фрэнка Ллойда Райта происходит череда потрясений. В 1909 году Райт уходит из семьи к жене одного из своих клиентов Маме Бортвик Чени. Вместе они путешествуют по Европе, где Райт выпускает первые публикации – сборники своих работ. По возвращении в США, Райт начинает строить свою обитель и студию – Талиесин, где он мог бы укрыться от дурной славы, преследовавшей его из Оук-Парка. Райт возобновляет архитектурную практику на новом месте, получает крупные заказы на общественные пространства. В 1914 году Мама Чени и двое ее детей трагически погибают в Талиесине от руки сумасшедшего работника, который устраивает в доме пожар и убивает Чени, детей и еще четырех людей. Фрэнк Ллойд Райт тяжело переживал это событие и впоследствии перестроил полусгоревший Талесин в память о своей возлюбленной.
На какое-то время он отвлекся от трагедии, уйдя с головой в работу над отелем Империал в Японии, и вернулся в США только в 1922 году. На несколько лет он обосновался в Лос Анжелесе, где архитектурная практика не приносила должного дохода, зато там он создал свой знаменитый Дом Эннисов, где впервые применил инновационные технологии в использовании «текстильных» бетонных блоков. «Текстильными» Райт их назвал потому, что предлагал нанизывать кубические блоки, полые внутри, на арматурные стержни, как на поперечные нити в плетении ткани. Так поверхность стены выглядела эстетично – как единая декоративная плоскость. Внешние стороны блоков Райт покрыл этническим орнаментом.
Новый этап в карьере Райта ознаменован его возвращением в Талиесин и союзом с Ольгой (Ольгиванной) Лазович в 1928 году, вместе с которой они организовали программу стажировок в Талиесине Taliesin Fellowship. В это же время выходят важные программные работы Райта «Автобиография» и «Исчезающий город», о котором мы писали здесь. В 1936 году Райт создает один из самых известных проектов – «Дом над водопадом» для Эдгара Кауфмана и начинает серию «юсонианских» домов, в которых формулирует свой взгляд на истинно американскую архитектуру. Стиль появляется в ответ на свирепствующий финансовый кризис 1929 года и позиционируется как «доступное жилье» для американцев. Райт проектирует более 50 простых домов, в архитектуре которых отражаются экономические реалии и активно меняющаяся социальная среда: доступно, комфортно и красиво.
В 1943 году получает заказ на одно из своих главных творений – Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. На создание Музея ушло 16 лет, а его открытие состоялось в год смерти Райта, который не дожил двух месяцев до 92 лет. За всю свою карьеру Фрэнк Ллойд Райт построил единственный небоскреб – Price Tower в Оклахоме, открывшийся для публики в 1956 году.
Нет сомнений в том, что «органическая» архитектура Фрэнка Ллойда Райта во многом определила современный архитектурный подход. Близость к природе, слияние всех элементов окружающей среды воедино – то, чем руководствуются архитекторы и дизайнеры сегодня. Предлагаем посмотреть на 11 знаковых проектов Райта, в которых проявились все черты его стиля.
Наследие
1. Дом Роби (1906)
Перед вами дом, который признан отправной точкой развития «стиля прерий». Фрэнк Ллойд Райт построил Дом Роби в 1906 году для Фредерика Роби и его жены Лоры. Конструкция особняка представляет собой два горизонтальных прямоугольных объема, наложенных друг на друга.
Впечатляющая консольная крыша накрывает ленты окон, опоясывающих дом, и таким образом создает ощущение закрытости и одновременно соединяет дом окружающим ландшафтом – все, что предписано для "стиля прерий".
2. Церковь Единения (1906-1908)
В 1906 году Фрэнк Ллойд Райт проектирует новую церковь для унитарианской общины в Оук-Парке вместо сгоревшей в 1905 году. Его Церковь Единения была признана одним из первых памятников модернизма XX века и проектом, определившим стиль самого Райта. Для строительства архитектор выбирает экономичный материал – бетон, в который к тому же без лишних сложностей можно добавить орнамент и при этом не тратиться на отделку.
Райт разделил пространство церкви на две части – одно для богослужений, а второе – для общественных мероприятий. Оба помещения естественно освещаются с помощью окон в потолке, а стекла натуральных зеленых, желтых и коричневых оттенков напоминают о природе внутри помещения. Лаконичный дизайн церкви полностью отвечал потребностям прихожан и, как позднее завлял Райт, поменял его отношение к архитектуре: "Душа здания – это пространство, а не его стены".
3. Талиесин (1911 и 1925)_
Один из важнейших проектов Фрэнка Ллойда Райта, который он назвал в память о валийских корнях своей матери – Талиесин – именем валийского поэта VI века, которое буквально переводится как «сияющий лоб». Такое название символизирует еще и желание архитектора построить свою резиденцию «внутри холма», применив в проекте все основные элементы его «стиля прерий».
Местные материалы, растекшийся по ландшафту Висконсинса «плоский и уютный» дом, для кладки которого Райт взял желтый известняк с близлежащей каменоломни, консольные крыши, широкие окна и открытая планировка – все это стиль Фрэнка Ллойда Райта. Талиесин несколько раз пострадал от пожаров, и архитектор перестраивал резиденцию дважды – в 1914 и 1925 годах. А в 1937 году резиденция стала местом проведения особой программы стажировок Фрэнка Ллойда Райта Taliesin Fellowship.
4. Дом Эннисов (1924)
После возвращения из Японии Райт какое-то время работает в Лос-Анжелесе. Один из главных результатов этого периода карьеры – Дом Эннисов, в котором он возродил бетонный блок как структурный элемент и превратил его в «частицу ткани здания».
«Текстильные» бетонные блоки кубической формы были полыми внутри, с отверстиями снизу и сверху, через которые они нанизывались на арматуру. А лицевые стороны блоков архитектор покрыл этническим орнаментом. Так Райт подарил бетонным блокам собственное «лицо».
5. Дом над водопадом (1935)
Предполагаем, что следующим по популярности за Музеем Гуггенхайма следует "Дом над водопадом" – квинтэссенция органической архитектуры и стиля Фрэнка Ллойда Райта. Архитектор построил этот дом для четы Кауфманов, чей сын проходил стажировку у Райта в Талиесине.
Познакомившись с заказчиками, Райт решил создать для успешной, обеспеченной американской семьи дом, который бы воспевал американскую природу и его собственную «органическую архитектуру». В конструкции дома на Медвежьем ручье архитектор использовал прорывные для того времени технологии – например, железобетонные конструкции он прикрепил прямо к скалам. Так, консольные террасы, выполненные из местного песчаника, гармонично сочетаются с натуральным камнем и как будто грациозно парят над бурлящим водопадом.
6. Дом Герберта Джейкобса (1936)
Один из первых «юсонианских» домов Райта – особняк Герберта Джейкобса. Этот же дом стал прототипом жилья в идеальном Акрогороде Райта, который он описал в своем труде «Исчезающий город». Всего Райт построил около 140 домов в этом стиле. Стеклянные стены, натуральные материалы – дерево, камень, кирпич – все это приближало «юсонианские» дома к тому ландшафту, где они были построены. Такие приемы, как открытая планировка, совмещенные гостиная, столовая и кухня позднее стали применяться в послевоенном строительстве домов в том «американском» стиле, который известен нам сейчас.
7. Штаб-квартира Johnson Wax (1936)
В проекте штаб-квартиры компании Johnson Wax Фрэнк Ллойд Райт не смог, как обычно, связать архитектуру с природой, потому что ее попросту не было вокруг. Тогда он решил создать здание без окон, но с природой внутри. Архитектор пообещал владельцу компании Герберту Джонсону, что работа в этом офисе будет похожа на прогулку по сосновому лесу. Райт добился такого волшебного эффекта с помощью двух важных инноваций: железо-бетонных конструкций и стеклянных трубок.
Из бетона он построил стройные белоснежные колонны, вьющиеся от пола и врастающие в «кувшинки», которые поддерживают крышу. А стеклянные трубы позволили рассеянному свету проникать сквозь крышу и при отсутствии окон создавать невероятно светлое пространство. Несмотря на всю романтичность этого приема, инженерная мысль не успевала за полетом фантазии Фрэнка Ллойда Райта, и крыша штаб-квартиры протекала во время каждого ливня. Позднее архитектор присоединил к офису 14-этажную башню исследовательского центра с помощью крытого моста. К слову, это была одна из двух вертикальных конструкций, построенных Райтом за всю карьеру (вторая – это Price Tower).
8.Талиесин West (1937)
В 1937 году Райт купил несколько сотен акров земли в богом забытых степях Аризоны и начал строить там свою зимнюю резиденцию – Талиесин West. Как и всегда, отдавая предпочтение местным материалам, архитектор создает дом из вулканического камня, заключенного в деревянные формы и закрепленного смесью бетона и песка.
С течением времени дом перестраивался, расширялся, реставрировался: множество помещений соединены между собой террасами, переходами и садами. Практически вся мебель в этом доме была создана самим архитектором. Сейчас в нем находится офис Фонда Фрэнка Ллойда Райта, и Школа Фрэнка Ллойда Райта, в которую превратилась его знаменитая программа стажировок Taliesin Fellowship.
9. Синагога Бет Шолом (1954)
Одним из важнейших проектов позднего этапа карьеры Райта стала синагога Бет Шолом, в создании которой он проявил современный подход к вере, истории и религиозной культуре. Синагога представляет собой пирамиду, посаженную на металлическую основу.
Полупрозрачная пирамидальная крыша выполнена из двухслойного стекла и стекловолокна, благодаря чем помещение синагоги всегда озарено дневным светом, а ночью пирамида мягко светится в темноте.
10. Башня Price Tower (1952)
Единственное высотное здание, построенное, отцом американского «стиля прерий» – это Price Tower в Бертесвилле, штат Оклахома, ставшее офисом для нефтяной компании H.C. Price Company. Конструкция высотки вдохновлена формой ствола дерева, а 19 бетонных этажей стали его ветвями.
Фасады башни отделаны медными орнаментальными пластинами с зелеными «листьями» и стеклянными элементами золотых оттенков. В 1981 году башню приобрела компания Phillips Petroleum, и c 1985 года в ней расположен арт-центр, музей, отель и бар.
11. Музей Гуггенхайма (1956)
Покровительница коллекции Соломона Гуггенхайма Хилла фон Ребай обратилась к Фрэнку Ллойду Райту с просьбой построить «храм духа», в котором разместится вся обширная коллекция современного искусства Гуггенхайма. Райт принял предложение на самый масштабный проект в своей жизни и создал ту самую «улитку», контрастирующую со строгими прямоугольными домами Манхэттана. Внутри музея архитектор предлагает посетителям подняться на самый верх и спускаться от прозрачного потолка по спиральной лестнице вниз, наслаждаясь современным искусством.