Атомный ледокол «Ленин»
В день, когда я пришла к ледоколу «Ленин», в январском Мурманске было тепло: всего минус десять градусов. Восхищаться величием самого крупного морского порта за Полярным кругом мешал ветер. Порывистый, он гнал с неба ледяную крошку и задувал в капюшон. Я слезящимися глазами смотрела на черный холодный корпус первого атомного ледокола в мире.
Немного истории
Строительство ледокола «Ленин» стало важнейшим событием в жизни страны. Оно началось летом 1956 года в Ленинграде. Строили ледокол всем Советским Союзом: турбогенераторы привозили из Харькова, судовые турбины — из Кирова, электродвигатели использовали местные, ленинградские.
Год спустя, в декабре 1957 года, судно уже спустили на воду. В 1960 «Ленин» вошел в состав Мурманского морского пароходства. Таким образом СССР приобрел огромное преимущество в вопросе освоения Арктики.
Ледокол строили, не жалея денег. Все внутренние помещения отделаны натуральной древесиной, полы покрыты ламинатом. Да, он стал от этого намного тяжелее, но Хрущев, бывший тогда у власти, понимал: «Ленин» станет визитной карточкой страны, его будут посещать зарубежные делегации, и поэтому судно должно быть сделано по высшему разряду. Так и получилось: еще на этапе строительства на борт «Ленина» поднимались министры и правящая верхушка Великобритании, США и Китая.
Ледокол засветился на открытках и почтовых марках тех времен. О нем говорили, о нем писали.
Едва ли не первое, что увидел Фидель Кастро в Советском Союзе, был ледокол «Ленин». Команданте летел с первым визитом в СССР именно через Мурманск.
На борту атомного ледокола бывал и Юрий Гагарин, для которого Мурманск значил очень многое в жизни: здесь будущий космонавт нес армейскую службу, женился и стал отцом.
Спустя 30 лет активной работы во льдах Арктики ледокол списали. Эксплуатация судна становилась все более затратной для страны, тем более, к тому времени уже было построено несколько других атомных гражданских кораблей. Они-то и обеспечивали бесперебойный транзит грузов и поддерживали научные экспедиции. «Ленин» чуть было не отправили в утиль, но потом решили оставить его на вечной стоянке в порту приписки, городе Мурманске. В 2008 году здесь открылся музей.
У вас может возникнуть вопрос: а зачем вообще нужен был ледокол и этот Северный морской путь, который судно сделало доступным в любое время года? Отвечу и для сравнения приведу статистику.
Путь из Европы в Азию через Суэцкий канал занимал 40 дней, а через Северный Ледовитый океан — в два раза меньше. Помимо прочего, это было намного дешевле. А «Ленин» проводил через ледяные дебри около 70 судов в год.
Где находится ледокол «Ленин» и как туда добраться
Первый способ
Ледокол «Ленин» стоит на вечном приколе рядом с голубым зданием морского вокзала (Портовый проезд, 25) и является единственным в своем роде музеем. Добраться до него проще всего от железнодорожного вокзала Мурманска (ул. Коминтерна, 14). Справа от входа есть лестница вниз.
Спускайтесь по ней, пересекайте небольшой сквер, и слева вы увидите длинный мост через железнодорожные пути. Это место стало моим любимым в Мурманске.
Там хорошо постоять, посмотреть на портовые краны (вечером они подсвечиваются разноцветными огнями) и вагоны далеко внизу, послушать шум крупнейшего порта России.
После того, как вы пройдете весь мост до конца, спускайтесь вправо и пройдите еще метров двести. Слева вы увидите сквер с фонарями в виде портовых кранов, заходите в него.
Справа будет здание морского вокзала, а прямо перед вами за сквером — ледокол.
Второй способ
Чтобы попасть к ледоколу "Ленин" можно пройти железнодорожный вокзал мимо, оставив его по левую руку, и следовать дальше по улице Коминтерна. Когда увидите Ледовый дворец спорта, надо свернуть налево, на Портовый проезд, и идти по нему, потихоньку сворачивая все левее.
В первый раз к ледоколу я шла именно таким путем, и он, конечно, тоже имеет свое очарование: вы будете переходить железнодорожные пути, пропускать поезда, идти совсем рядом с портовыми кранами! В общем, эта дорога тоже очень красивая. Выбирать вам.
Часы работы музея
Площадка перед морвокзалом — место само по себе приятное. Повсюду торчат портовые краны, которые похожи то ли на журавлей, то ли на ослов. Приятно смотреть на близкую воду Кольского залива и осознавать: всего 50 километров к северу по этой воде, и все — Северный Ледовитый! Летом к морвокзалу приезжают молодожены (заборчик усеян разноцветными замками), а зимой здесь холодно, и молодоженов я не застала.
В общем, если вы пришли, а ледокол закрыт, не расстраивайтесь: здесь и без него можно хорошо провести время. Например, почему бы не посетить Музей истории Мурманского торгового порта? Если повернетесь лицом к морвокзалу, музей будет по левую руку в соседнем здании.
Экспозиция охватывает сто лет развития самого северного торгового порта страны. Как вариант, можно прогуляться по скверу и почитать исторические справки, размещенные там на стендах. Но чтобы все-таки наверняка попасть на ледокол, надо знать его рабочие дни. То есть дни у него рабочие все (у «Ленина» есть своя команда, которая каждый день приходит на работу и содержит эту огромную машину), но экскурсии для посетителей проводятся в строго отведенные часы.
Ледокол «Ленин» открыт для гостей со среды по воскресенье и во все государственные праздники. Обзорные экскурсии начинаются в 12:00, 14:00 и 16:00. Ваша задача — просто подойти в указанное время к судну и ждать, вас пригласят на борт.
Помимо стандартной экскурсии (как опция есть экскурсии на английском языке: в Мурманск приезжает действительно много туристов из Китая и Европы) на ледоколе проводятся уроки астрономии и географии (на английском языке в том числе). Еще можно посетить интерактивную выставку «Атом и Арктика», сеансы в 13:00 и 15:00. В общем, если вы приехали с ребенком, скучать он не будет. Если возникнут какие-то вопросы, можете позвонить в экскурсионное бюро ледокола и уточнить. Телефон: +7 (911) 345-67-77. Официального сайта у музея пока нет.
Внутри ледокола «Ленин»
Экскурсия начинается с того, что все рассаживаются в большом зале кают-компании (помещение для досуга на корабле). Хотя нет, не так. Экскурсия начинается с того, что вас запускают на территорию, и вы поднимаетесь по чугунным ступеням лестницы.
Высота «Ленина» — 18 метров. Еще 10 находится под водой. Размеры и масштабы проекта держат под впечатлением все время экскурсии. Длина ледокола — 134 метра, но на палубы экскурсантов не пускают, так что оценить размеры ледокола в полной мере вам не удастся.
Так вот, кают-компания. Там проходили все собрания, а еще была библиотека (еще бы, «Ленин» был рассчитан на целый год плавания с командой из 240 человек!) и салон, где моряки курили и обсуждали прочитанные книги, видимо. Там же команда ледокола смотрела кино и слушала музыку. Помимо развлекательных помещений, на судне оборудован полноценный медицинский кабинет (есть даже рентгеновский аппарат). На борту всегда был хирург и стоматолог — мало ли что может произойти за год морской жизни?
В самом начале часовой экскурсии вам прочитают технику безопасности, обязательную к соблюдению. Меня больше всего впечатлило количество помещений на судне: более тысячи!
«Камеры установлены не везде, так что, если потеряетесь, искать вас будут долго», — сказал экскурсовод, и никто не потерялся. Вам покажут рубку (капитанский мостик), откуда открывается прекрасный вид на город.
Да и вообще эта рубка — единственное место, откуда обычный человек может посмотреть на Мурманск с вод Кольского залива.
Посмотрите на атомный реактор, каюты, турбогенераторное отделение и просто коллективно походите по коридорам ледокола, которые спустя минут 10 кажутся абсолютно одинаковыми.
Кстати. Летом 2016 года съемочная группа Николая Хомерики работала здесь над фильмом «Ледокол», так что если не видели это кино, посмотрите. После посещения музея будет вдвойне интересно.
Сейчас на ледокол каждый день приходит команда, а вот боцман живет на борту на постоянной основе. Вместе с ним, как рассказал экскурсовод, живет и кот по кличке Вано. Говорят, повстречать его в коридоре — к счастью.
Рядом с кассой расположен сувенирный киоск, где продаются разные открытки, значки с изображением ледокола (140 рублей), красивые фотоальбомы (от 2 000 рублей), футболки, ручки.
Что дальше
Сейчас атомные ледоколы, помимо своего прямого назначения, стали возить туристов на Северный полюс. Современные ледоколы (например, «50 лет Победы») проектируют уже с учетом того, что судно будет использоваться как круизное. Цена вопроса — 25 000 USD. Путешествие проводится летом (в июле и августе), длится три недели и обычно проходит без происшествий. По пути к «макушке планеты» туристы встречают белых медведей и наслаждаются полярным днем (в этот период светло в течение всей ночи, что, согласитесь, очень удобно). Подобные путешествия предлагают многие туристические компании, например, «Poseidon expeditions», «Adrenaline tour», «Russia discovery».