Я недавно просматривала фотографии друзей, побывавших в Париже, и заметила, что Мулен Руж в последнее время (а может, так было всегда и я лишь сейчас обратила внимание!) стал популярен среди туристов не меньше Эйфелевой башни. На фоне знаменитой красной мельницы не сфотографировался только ленивый. Не знаю, каждый ли, кто сфотографировался, побывал на шоу в Мулен руж. Но давайте обо всём по порядку.

Как добраться

Добраться до Мулен Руж не составит труда. Кабаре находится в центре города совсем рядом с метро. Советую добираться сюда подземкой, так, когда вы выйдете из метро, окажетесь прямиком перед Красной мельницей.

Итак, чтобы доехать до кабаре, вам нужна станция Blanche, это вторая (синия) ветка.

Стоимость проезда в метро составляет 1,80 евро. Но советую вам приобрести так называемый «карнет» (carnet), куда входит сразу 10 билетов на метро и наземный транспорт (так как для проезда что в метро, что наземным способом – билет один и тот же), а цена за 10 штук составит 14,10 евро, что дешевле, чем покупать по одному билетику каждый раз.

Детям до 4 лет проезд в метро бесплатный. Детям от 4 до 10 лет билетик обойдется в 1,80, а стоимость «детского карнета» (carnet enfant – 10 ans), также состоящего из 10 билетов, – 7,05 евро.

Если вы решите добраться на автомобиле, в навигатор вам нужно ввести следующий адрес: 82 boulevard de Clichy, 75018 Paris.

История Мулен Руж

Впервые Мулен Руж открыл свои двери навстречу посетителям 6 октября 1889 года. У подножия холма Монмартр во времена так называемой Прекрасной эпохи появилось место, которое великолепно вписывалось в дух той самой эпохи, место, которое можно было описать тремя словами: беззаботность, легкость и радость жизни.

Холм Монмартр тогда приютил в своих окрестностях не один злачный дом, а также множество мюзик-холлов и кабаре, где отъявленные хулиганы были завсегдатаями, а доступные и «легкие» девушки не отличались принципиальностью. Это было место, где жизнь била ключом. Именно здесь два владельца холла Олимпия, Жозеф Оллер и Шарль Зидлер, открывают «Красную мельницу» (в переводе с франц. – прим. автора). Они задумывали Мулен Руж как революцию среди кабаре: гигантская танцплощадка, флаги, орифламмы, маленькая сцена, зеркала везде и даже гипсовый слон во дворе (приобретенный владельцами заведения на Всемирной выставке в Париже в 1889 году). В чреве этой гигантской фигуры располагалось арабское кафе, откуда также можно было наслаждаться спектаклем. Этот слон, что господствовал в глубине сада, был своего рода визитной карточкой.

Красная мельница, которую нам так привычно видеть сегодня над входом в мюзик-холл, вовсе не всегда являлась символом ночной парижской жизни. В свое время Жозеф Оллер и Шарль Зидлер построили ее в знак того, что до современной застройки холм Монмартр являлся местом, где французы выращивали виноград, так как здесь находились сплошь виноградники и ветряные мельницы. А красный цвет был также выбран неслучайно. Ведь совсем рядом с новым кабаре располагался местный квартал красных фонарей, так что, следуя маркетиноговым принципам и возлагая надежды на созвучие, новое кабаре назвали именно Красной мельницей.

Но есть и другая, более кровавая, легенда о том, почему именно «красным» названо знаменитое кабаре. Согласно этой легенде (хотя как тут теперь разберешь, где выдумка, где ложь!), во времена наполеоновских войн, в 1814 году, в битве за Париж четверо братьев-мельников защищали холм Монмартр от русских солдат. Трое мельников были быстро убиты, а четвертый, прежде чем погибнуть, успел убить одного русского офицера. Тогда, горя желанием отомстить за своего товарища , русские солдаты привязали убитого мельника к крыльям мельницы, и его кровь окрасила здание в красный цвет. В память о такой яростной защите своего крова мельниками и пошла быль о Красной мельнице на холме Монмарта. Так или иначе, а название прижилось.

Знали ли владельцы кабаре в то время, какой успех и мировое признание ждет Мулен Руж? Надеялись. Догадывались. А вот знать – едва ли. Игорное дело, кабаре – всё это рискованный и опасный бизнес даже в 19 веке, в особенности в Париже, где конкуренция в плане увеселительных заведений всегда была достойная.

Будни зарождающегося и еще только набирающего свою популярность кабаре "Мулен Руж":

Так сложилось с первых лет существования кабаре, что оно приобрело дурную славу. Может, и общий дух близлежащего района сыграл в этом свою роль. Доподлинно известно из архивов, что в Мулен Руж часто отправлялись в поисках абсента, запрещенного тогда, опиума, а также красоток на одну ночь. Но не только такая публика посещала новое кабаре. Облюбовала это место и парижская богема: художники, писатели, поэты.

Шоу Мулен Руж

Долгое время Мулен Руж оставалось единственным местом в городе, где смешались все социальные слои общества, и где знатные не гнушались сидеть за соседним столиком с менее представительными посетителями. Объединяла гостей заводная музыка и танцы.

Сами владельцы прозвали свой Мюзик-холл «Первый Дворец женщин» и держали пари о своем успехе, утверждая, что Красная Мельница станет наиболее грандиозной из всех известных в мире храмов музыки и танца. Как видите – надеялись!

В центре внимания зрителей танец – французский канкан. Изобретенный в Лондоне в 1861 и вдохновленный кадрилью (танец в бешеном ритме, на грани акробатики в соблазнительных костюмах), он восхищает публику, когда начинается представление под звуки музыки Оффенбаха. Само слово «канкан» в переводе с французского означает «гам, шум».

Канкан в 19 веке считался танцем вульгарным, что тоже сыграло сыграло свою роль в формировании образа Мулен Руж как места непристойного, недостойного посещения благородными дамами и девицами. Однако кабаре нашло своего посетителя. Принимая во внимание, что окрестности холма Монмарта всегда населяла богемная публика, среди которых были знаменитые художники, памфлетисты, актеры, они и стали самыми частыми гостями заведения. Те, кто мог по достоинству оценить искусство, и в данном случае, искусство танца.

Афиши

Считается, что именно Лотрек создал первую афишу для кабака в стиле модерн. Однако он был не первым, кто взялся за написание афиш для набирающего популярность Мулен Руж. Хотя именно Тулузу-Лотреку, несомненно, принадлежит та самая афиша 1891 года, которая получила широкую огласку и стала самой узнаваемой на сегодняшний день афишей Мулен Руж.

Уже позже, когда сам Лотрек приобрел большую известность и стал создавать афишы не только для кабаре и ресторанов, он получал заказы на создание обложек периодических изданий и для книг. Например, одна из его работ – обложка для книги "Babylone d'Allemagne". Но всё это было потом, когда он стал популярен.

А в начале своей карьеры он конкурировал с Жюлем Шере, который являлся основоположником нового художественного стиля плакатного изображения и был на тот момент самым известным плакатистом Парижа. Именно он заложил основы направления, и уже на этом основывались такие известный мастера плаката того века, как сам Тулуз-Лотрек, Альберт Гийом и Эжжен Грассе. До той самой знаменитой афиши Лотрека 1891, Жюль Шере успел создать два плаката для кабаре Мулен Руж.

Звезды «Красной Мельницы»

Танцовщицы Мулен Руж были отдельной кастой.

Ля Гулю

Самая знаменитая из них, Ля Гулю, что в переводе с жаргонного французского означает "пасть, обжора", предпочитала поесть и выпить за счет клиентов заведения.

Из книги правнука Ля Гулю Мишеля Суве, который написал ее воображаемые мемуары, основываясь на документах, записях и наследии, оставшемся в семье:

"Это был 1891 год. Нам сообщили, что месье Лотрек хочет изобразить мой портрет на афише, чтобы сделать рекламу для Мулен Руж. Но я была против. Я стала известна и без этого карикатуриста в шляпе. Однако Зидлер мне приказал идти туда в обязательном порядке. Ничего не поделаешь. Я отправилась в его студию, которая находилась в здании по адресу 27 улица Коленкур на третьем этаже".

"Пока он делал зарисовки я ерзала и двигалась всё время, выглядывала в окно, мы продолжали болтать всё время пока он рисовал. В конце концов он и не просил не двигаться. Это был рисунок, это совсем не как фотография. Для позирования я пришла к нему, одетая в черную блузку и белые штаны фру-фру. Это уже он в своем воображении дорисовал и изобразил меня в красном в белый горошек корсаже. В итоге он нарисовал эту афишу в американском стиле, следуя совету своего друга-художника Пьера Боннара".

Мишель Суве "Moi, la Goulue de Toulouse-Lautrec: les mémoires de mon aïeule", 2008.

Уже известный к тому времени постимпрессионист Тулуз-Лотрек, будучи постоянным посетителем кабаре, написал картину «Ля Гулю» (полотно его кисти сегодня находится в коллекции Музея Современного искусства Нью-Йорка).

Жанна Авриль

Другая, не менее известная, артистка Жанна Авриль по прозвищу «Динамит» была вечной конкуренткой Ля Гулю. Жанна резко отличалась от других танцовщиц кабаре. Она была утонченной, чувственной натурой, которая ценила и понимала искусство. Она никогда не заводила романов ради развлечения и не продавала себя за деньги, всегда была лишь с теми, кто ей действительно нравился. За эту свою неуместную порой утонченность и высокую мораль другие танцовщицы сильно невзлюбили ее.

А вот Тулуз-Лотрек наоборот. Он обожал Жанну и написал не один плакат с ней. Популярность наравне с Ля Гулю Жанна приобрела, когда выступила со своим сольным номером на открытии Мулен Руж в 1889 году. Жанна никогда не брала уроков танцев и была самоучкой. Она, однако, не могла похвастаться счастливым детством. Отец рано покинул семью, а мать Жанны избивала девочку и довела ее до нервного срыва, в результате чего юная Жанна оказалась в сумасшедшем доме, откуда она смогла выйти благодаря своим сестрам, которые ценили ее врожденное умение танцевать и не хотели хоронить такой талант за стенами больницы. Следствием ее заболевания (она также лечилась от так называемой "пляски святого Вита", как тогда называли хорею –нарушение двигательных функций организма) стали резкие движения, которые очень вписывались в ее танец и стали визитной карточкой Жанны. Она была полной противоположностью Ля Гулю, чопорной, немного надменной, казалась холодной, разбиралась в литературе и искусстве. Её образ абсолютно покорил Тулуз-Лотрека, и она стала одной из его любимых моделей для плакатов наравне с Ля Гулю.

Обе известнейшие и блистательные дивы Мулен Руж закончили жизнь в нищете, забытые и брошенные всеми. Ля Гулю сама ушла из кабаре на пике своей известности, решив, что она уже достаточно популярна и богата. Она хотела открыть свой собственный балаган – представление сродни цирку, однако зрители по-прежнему шли в Мулен Руж, приобретая билеты на Ля Гулю. С течением времени она обанкротилась, ее собственное дело прогорело.

Жанна Авриль вышла в итоге замуж за немецкого художника, который ей изменял и заставил немало страдать из-за этого. Она умерла в одиночестве и нищете в возрасте 75 лет. Жанна Авриль похоронена на кладбище Пер-лашез, а Ля Гулю была перезахоронена на кладбище Монмартра.

Иветт Гильбер

Певица Иветт Гильбер была еще одной из самых знаменитых певиц кабаре. Рыжая, худая, курносая и в неизменных черных перчатках, она покорила Тулуза-Лотрека своим образом. Она пела в ставших популярных тогда кафешантанах. Они приобрели популярность в результате того, что Луи Наполеон, став императором Франции, запретил петь в стиле кабаре на улицах и в общественных местах, поэтому многочисленные любители такого увеселительного времяпрепровождения нашли убежище в кафешантанах (на франц. "café-chantant") не только в Париже, но и в Ницце, затем в Германии, в Великобритании. Иветт Гильбер обладала прекрасным голосом и продолжала записывать песни на протяжении сорока лет, оставив, таким образом, большое наследие своим потомкам. Она писала в дневниках про свои выступления в кабаре Мулен Руж так:

"Творить бесстыдные выходки и демонстрировать пороки моих слушателей, превращая их в темы юмористических песенок и заставляя их смеяться над собой".

За каждой из девушек, выступавших в заведении, всегда тянулся шлейф поклонников и, учитывая статус и известность кабаре, часто это были весьма уважаемые знаменитые люди, а то и венценосные особы.

Мистенгет

После пожара в 1915 году, который разрушил Красную Мельницу, она была восстановлена лишь десятью годами позже. Именно в этот период актриса, певица и танцовщица под сценическим именем Мистенгет стала содиректором варьете. Звезда собственного небольшого шоу «Встреча с Мистенгет» (1925), она была также директором швейных мастерских по сценическим костюмам.

Она начала свою карьеру в варьете "Трианон" в 1864 году, однако не имела головокружительного успеха после первого же выступления. Признание приходило к ней постепенно. До 1914 года она выступает в пьесах, кабаре, играет в кинематографе. Весь этот опыт ей пригодится, чтобы после Первой мировой войны стать той самой Мистенгет, которую все знают и запомнят. Признание всецело является ее собственной заслугой. Еще когда она только подрабатывала в цветочном магазинчике, все заработанные средства она тратила на обучение хореографии, игре на скрипке, вокалу.

Слава к ней пришла в 1909 году, когда вместе со своим партнером Максом Дирли, с которым она вместе выступала вечерами в знаменитом кабаре "Казино де Пари", исполнила экстравагантный танец апашей, включавший в себя ряд акробатических трюков и, конечно же, чувственный. После этого о ней заговорили.

Танец включили в программы кабаре по всему миру. Её ноги стали называть самыми красивыми ножками Парижа, и поговаривали даже, что она их застраховала на сумму в 500 тысяч франков. После этого выступления ее карьера пошла в гору. Мистенгет была теперь главной звездой труппы.

Это было не единственное нововведение Мистенгет в мир танцев и кабаре. Когда она уже стала арт-директором Мулен Руж, именно она изменила программу кабаре. Теперь вместо ряда несвязанных между собой номеров, она готовила целую программу – шоу-ревью для каждого вечера, она добавила сложные костюмы и те самые знаменитые громоздкие головные уборы из перьев для танцовщиц. Еще одни новым элементов стал торжественный спуск главной дивы вечера по длинной лестнице, уходящей, казалось бы, в небо.

Когда Мистенгет ушла из Мулен Руж, театр вместимостью 1 500 мест был превращен в танцевальный клуб во время Второй мировой войны. Тогда место потеряло свой блеск и шик, несмотря даже на выступления Эдит Пиаф и Ива Монтана в 1944 году.

Даже когда французский канкан выходит из моды, «Красная мельница» не теряет своей популярности, приобретая успех то благодаря талантливым танцовщицам оперетт, то танцовщицам американского Бродвея, то возносясь на славе таких певиц и певцов, как Эдит Пиаф и Шарль Азнавур, которые многократно выступали здесь .

Кабаре сегодня

Гвоздь программы и по сей день – бесмертный танец – французский канкан. Энергичный, с дразнящей долей эротики, под звуки музыки Селеста Могада, он не оставил равнодушным еще ни одного посетителя. Конечно, с течением времени представление эволюционировало, но изменилось не сильно. Самое главное отличие на сегодняшний день – это более обнаженные и откровенные наряды танцовщиц, чего не допускалось в прошлые века. Однако уже в 20 веке владельцы кабаре начинали осторожно знакомить публику с более откровенными выступлениями. Чего только стоило в 1902 году представление под названием «Бал четырех искусств»! Выход на сцену голой Клеопатры, вносимой на на плечах четырьмя мужчинами, в сопровождении столь же голых девушек. Это было представление на грани, но запомнилось всем, пусть и получило много критики в свой адрес! Да и вообще Мулен Руж можно назвать родиной стриптиза. Ведь именно на сцене знаменитого варьете танцовщица Мона впервые разделась на публике в 1893 году. За что, кстати, была оштрафована полицией на 100 франков. Какие времена, такие нравы. Не готово еще было общество. Хотя недовольных было меньшинство.

Но современного зрителя становится всё сложнее и сложнее удивить, при этом необходимо блюсти традиции и не отступать от канонов известного всем кабаре, вот и приходится нынешним владельцем Мулен Руж балансировать меж двух крайностей. Да и потом для более откровенных танцев существует другое известное кабаре, Crazy horse, которое сегодня всё больше наступает на пятки Красной Мельнице и тоже пользуется популярностью у туристов. А между тем Мулен Руж признан самым крупным потребителем шампанского в год. По статистическим данным в кабаре выпивают более 350 000 бутылок шампанского в год. Представьте себе, какова посещаемость!

Если вы сегодня решите прогуляться по кварталу Пигаль, неподалеку от холма Монмартр и Мулен Руж, вы всегда увидите хотя бы одного туриста, стремящегося запечатлеть себя на фоне Красной мельницы.

Да и на шоу вечером я не была удивлена, когда услышала среди гостей разговоры на самых разных иностранных языках. Конечно, большинство зрителей сегодня в Мулен Руж – это туристы, но, кстати, не всегда иностранцы. Немало и французов приезжают из отдаленных, особенно южных городов. Для них поездка в Париж – это некий обязательный семейный променад, который надо совершить хотя бы раз в жизни и посетить самые приметные и известные места Парижа.

Сегодня Мулен Руж предлагает несколько представлений. «Тулуз-Лотрек», «Belle Epoque», «Феерия». Они могут меняться раз в сезон, дорабатываться.

Меня лично впечатлила «Феерия». Честно говоря, шоу представляет из себя зашкаливающее количество блесток и красок, если можно так сказать! От яркости и пышности костюмов буквально рябит в глазах, и порой хочется зажмуриться. Не зря Мулен Руж в свое время так быстро приобрел популярность, хочу вам сказать, что французский канкан завораживает даже сегодня. Та синхронность, с которой танцовщицы умудряются исполнять перфоманс, та изящность и грациозность, которая непостижимым образом присуща им, несмотря на объемные юбки и костюмы, заслуживает отдельного восхищения.

На какое бы шоу я ни приходила, редко видела недовольного гостя. Были как-то, правда, неподалеку от нашего столика французы, которые жаловались на крохотные порции и посредственную кухню... Но, откровенно говоря, не представляю себе, когда там можно есть да и вообще думать о еде, когда такая красота и гамма красок мелькают на сцене. Я бы не советовала приходить в кабаре за плотным ужином. Вот легкие закуски и шампанское, пожалуй, самое подходящее сопровождение для такого вечера.

График работы и стоимость билетов

Представление в Мулен Руж сегодня дается трижды в день :

В 19.00. В 21.00. В 23.00. Зрителей пускают в зал уже за полчаса до спектакля. У вас есть несколько опций для посещения шоу. Вы можете заказать только представление, бокал шампанского, а можно полноценное меню и поужинать под фееричное выступление танцовщиц кабаре. Кроме того, варьете предлагает также и вегетарианское меню.

Цены будут варьироваться в зависимости от нескольких факторов: выбранного меню (кроме вегетарианского, вам еще предлагаются опции VIP, рыба или мясо, напитки не входят в меню, и за них нужно платить отдельно), дня недели (например, ужин и спектакль в пятницу-субботу будет стоить дороже, чем во вторник или даже в воскресенье), от высокого/низкого сезона и т.д.

Все варианты меню можно посмотреть здесь на официальном сайте варьете.

Небольшой совет: постарайтесь покупать столики или бронировать их как можно раньше до предполагаемой даты шоу, так как чем раньше вы забронировали, тем ближе будет столик к сцене. Это негласное правило, которое здесь существует. Цена от этого не меняется.

Итак, ваши варианты таковы:

19.00 Спектакль + ужин – от 190 евро в будний день / от 205 евро в выходной, 21.00 Спектакль + ужин – от 115 евро в будний день / от 130 евро в выходной, 23.00 Спектакль + ужин – от 92 евро в будний день / от 117 евро в выходной.

Цена шоу без ужина и напитков варьируется между 87 и 105 евро.

Тариф для детей спектакль + ужин – 115 евро.

Дети допускаются на шоу с 6 лет. От 6 до 18 лет вход разрешен только в сопровождении взрослых.

В заведении действует строгий дресс-код. Гостей пускают только если они пришли в вечернем наряде. В противном случае есть риск, что охрана может отказать в доступе, даже несмотря на зарезервированные и оплаченные места.