Привет, туристы!
Алексей Акиндинов,генеральный менеджер московского региона AZIMUT Hotels
Гостиничный рынок Москвы последний год претерпевает существенные изменения под давлением сразу нескольких ключевых факторов, которые также в той или иной степени будут продолжать оказывать свое влияние и в будущем.
Среди этих факторов необходимо выделить: серьезный рост предложения за счет введения в строй новых гостиничных проектов, переориентация на новые рынки сбыта, макроэкономические и политические факторы, приближение Чемпионата мира FIFA 2018.
Рост предложения обусловлен, во-первых, осознанной политикой правительства Москвы, которая направлена на быстрое увеличение количества качественных «средств размещения» в Москве, то есть строительство новых отелей. Во-вторых, эта тенденция обусловлена активностью инвесторов, как завещающих длительное строительство, так и инвестирующих в новые объекты.
В течение последних двух-трех лет в столице ежегодно вводится в строй в среднем по десять гостиниц разного уровня с совокупным номерным фондом 1000-1500 номеров.
Среди них можно выделить наиболее яркие примеры — Ibis Dynamo, Dedeman Park Izmailovo (недавно был проведен ребрендинг отеля Park Inn), Moscow Marriott Novy Arbat, Hampton by Hilton Strogino, Palmira, Holiday Inn Seligerskaya, триплекс на Киевской (Novotel, Adagio, Ibis), Hilton Garden Inn Krasnoselskaya, открывающийся на днях новый AZIMUT Smolenskaya.
В ближайший год ожидается открытие Hyatt Regency Petrovskiy Park, Radisson Blu Olympic, Ibis Domodedovo, Holiday Inn Express Sheremetievo, Hilton DoubleTree by Hilton Vnukovo, Four Points by Sheraton Vnukovo, Crowne Plaza Park Huamin, Holiday Inn Express Dubininskaya и это только сетевые отели!
Конечно, как представитель отрасли, я не могу не порадоваться за обилие новых отелей и рост привлекательности Москвы для туристов.
Но столь массовое появление огромного количества качественного номерного фонда на рынке не может не отражаться на ценах на размещение.
Обвал цен и рост курсов валют, последовавший за «закрытием» европейского и американского рынков после введения санкций, привел к снижению доходности отелей как в долларовом так и в рублевом эквиваленте.
В 2015-2016 годах переориентация на новые рынки Китая, Индии, Ближнего и Дальнего Востока и низкий курс рубля позволили отелям вернуть загрузку и даже начать осторожные разговоры о росте цен, однако наметившееся укрепление курса рубля и постоянный рост предложения на рынке Москвы не дает столичным отельерам повода для оптимизма.
Ряд последних крупных международных мероприятий, проведенных после Олимпиады 2014 года в Сочи, демонстрирует очень умеренный интерес и, как следствие, экономический эффект. Например, тот же ЧМ по хоккею 2016 года остался практически незамеченным иностранными гостями.
Грядущий этим летом Кубок Конфедераций, безусловно, станет масштабным мероприятием.
_Но уже очевидно, что ожидания отельеров не оправдываются, и проблема заполнения отелей Москвы на Чемпионате мира 2018 года может стать вполне осязаемой._
Все понятно может стать уже в начале года, когда в январе пройдет жеребьевка, за которой последуют неизбежные аннулирования блоков мест, выкупленных болельщиками вылетевших команд.
Даже если представить, что за два неполных месяца, когда спрос на размещение будет высоким, отельеры смогут воспользоваться этим коротким периодом праздника на нашей улице, нужно отдавать себе отчет и понимать, что за любым праздником следует расплата.
Как показывает практика любых масштабных мероприятий, подготовка к которым приводит к увеличению количества объектов размещения, но потом спад спроса неминуем.
И этот спад приводит к снижению цен в последующие несколько лет по сравнению с тем, что было до этого.
Хочется лишний раз обратиться к инвесторам с пожеланием трезво оценивать свои риски и рассматривать реалистичные прогнозы при планировании моделей окупаемости.Учитывая, что цены на номера и сейчас находятся на уровнях, далеких от последних докризисных лет, становится понятно, что готовить себя нужно к дальнейшему затягиванию поясов, если, конечно, не случится какого-либо чуда.