Непозирующая богема: Портфолио Сергея Гурина
Фотограф из Санкт-Петербурга. Преподает фотографию во Дворце детского творчества Петроградского района и снимает жизнь петербургской богемы.
— Я начал снимать в 14 лет, когда пришел в фотостудию Дворца детского творчества Петроградского района. Мне вручили мой первый фотоаппарат «Смена 8М», показали, как заряжать пленку, и практически сразу я начал фотографировать. В кружок я попал по чистой случайности — благодаря моему младшему брату: он рассказал, что записался в фотостудию, и я отправился с ним к педагогу Игорю Лебедеву. В итоге брат занимался всего неделю, а я остался на всю жизнь. Официально я учился четыре года, так как кружок рассчитан только на школьников, но регулярно посещал студию до 20 лет, сдружился со своим учителем и помогал ему.
У меня нет высшего образования, я окончил оптико-механический профессиональный лицей. Это профильное среднее специальное учебное заведение от предприятия «Ломо», где я учился на кафедре фотографии. Я ощущаю, что весь свой фотографический багаж получил уже в студии. Чуть больше четырех лет назад я вернулся во Дворец детского творчества, но уже в качестве преподавателя.
Все говорят мне, что у меня атмосферные снимки, поэтому для меня фотография — это в первую очередь атмосфера. И ее можно передать, снимая совершенно незаметные вещи, странные для кого-то, даже банальные. Фотография — это случайность, внимательность, энергия, момент. Очень много вещей я почерпнул у Георгия Пинхасова — одного из моих самых любимых фотографов. Он постоянно говорит о важности случая и внезапности, о ценности того, что получается не специально.
Я чувствую, что до сих пор ищу себя, но мои главные темы — это город и люди. Мне нравится снимать происходящее на улице и на вечеринках. Ловить энергию, движение, взгляды. Я пытаюсь ухватить это через интересных и характерных персонажей.
Снимать город мне легко, а людей — сложно. Я постоянно себя пересиливаю, у меня очень редко получается то, что я хочу. Совсем недавно говорил с подругой-музыкантом о том, что нужно быть смелее. Особенно в Петербурге, так как здесь не хватает смелости в искусстве.
Коммерческой съемкой я тоже занимаюсь, вот вчера делал актерское портфолио для балерины. Это была очень приятная съемка, потому что в кадре — профессионал. На заказ я снимаю фэшн, модные показы, вечеринки, свадьбы друзей.
Самое интересное для меня — застать людей в тот момент, когда они не позируют. Примерно в половине случаев я спрашиваю у них разрешения на съемку. Если я снимаю вечером со вспышкой, это довольно наглый способ, но он хорош своей молниеносностью. А днем без вспышки стараюсь ловить момент.
Мне кажется, что все люди немного сумасшедшие. Петербург особенно сильно влияет на таких персонажей. Часто видишь взгляд — например, человек смотрит в пустоту, — и самая большая сложность состоит в том, чтобы это передать. В студии, с друзьями или на вечеринке, где все меня знают как фотографа, все намного легче. Нужна постоянная работа над скоростью и реакцией, поэтому моя камера всегда у меня на плече или в руке, она постоянно включена, я никогда не закрываю объектив. Многих это удивляет, но я считаю, что только так все и делается.
Мне нравится сама идея банальности, любительской фотографии. Мой учитель всегда говорил: «Оставайся любителем, это влияет на взгляд». Профессионал зарабатывает деньги, его мозг настроен на создание хорошей, качественной картинки.
Мои любимые места в Петербурге — это Петропавловская крепость, Петроградка (Петроградский район. — Прим. ред.) и Елагин остров. Крепость — очень туристическое место, но это мне в нем и нравится. Там всегда много посетителей, все ходят с фотоаппаратами, на тебя никто не смотрит. Место можно считать банальным, но у меня много снимков Петропавловки, и все они очень разнообразные. Петроградка — мой родной район, который я исходил вдоль и поперек.
Очень люблю Финский залив и острова — Елагин, Крестовский; это кусочек моря, который у меня под боком. На Елагином еще сохранилась атмосфера 50—60-х годов. Мне нравятся бабульки, которые зимой катаются на лыжах, а летом неспешно гуляют. Там очень хорошо в будни или ранним утром.
С камерами у меня романтическая история. Сначала у меня была «Смена», потом «Зенит», а на 18 лет родители подарили мне Minolta X-370. Сейчас у меня три таких камеры. Пять лет назад я обнаружил, что они лежат у людей в коробках абсолютно ненужные. Одну я взял за $100, а последнюю, совершенно новую, мне продали за 500 рублей.
Для себя я снимаю на пленку. Это очень воспитывает: я всегда помню, что у меня в запасе ограниченное количество кадров (обычно 2-3 пленки). И по совету своего учителя я сначала фотографирую глазами. Практически всегда использую только два объектива — 50 и 28 мм и фотографирую только в черно-белом. Мне так проще, с этого я начинал и теперь следую традиции. Пробовал снимать в цвете, но вернулся к основам. Я считаю, что цвет должен работать, например, как у Алекса Уэбба. Но так как в Петербурге сложновато с цветом, у меня работает ч/б.
Я не стремлюсь к широкой известности, мне хватает моей аудитории. Мне нравятся творческие люди, которые занимаются модой, живописью, музыкой. Мне нравится фотографировать их и тешить свое самолюбие тем, что многие из них талантливы, и, может быть, через 20-30 лет эти снимки станут историческими. Иногда я называю себя летописцем 2010-х годов. Но мне не хочется концентрироваться на этом времени — будем жить и снимать дальше.