В гостях у Чарли Чаплина: 25 лет из жизни великого комика

В апреле прошлого года в местечке Корсье-сюр-Веве на берегу Женевского озера состоялось открытие музея Chaplin’s World – «Мир Чаплина» расположился в Manoir de Ban, бывшем поместье великого комика. Чап­лин прожил в нем 25 лет своей жизни: поселился здесь в 1952 году и умер в окружении близких в декабре 1977 года.

В Швейцарии Чаплин и его семья обосновались вынужденно. К 1952 году 63-летний Чарльз Спенсер Чаплин – всемирно известный режиссер и актер; сняты его самые знаменитые фильмы: «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Великий диктатор»; он уже получил первую из своих трех премий американской киноакадемии «Оскар» в 1929 году и девять лет женат на американке Уне О’Нил, дочери драматурга Юджина О’Нила и главной любви его жизни.

Тем не менее, будучи на премьере своего фильма «Огни рампы» в родном Лондоне, где Чаплин родился в 1889-м и откуда отправился покорять Голливуд, режиссер с английским гражданством узнает, что ему отказано в очередной въездной визе в Америку и страна, где у него остались киностудия, дом, семья, для него закрыта. Правительство США давно обвиняло Чаплина в антиамериканской деятельности и подозревало в нем коммуниста, и вот режим Маккарти с его политическими репрессиями против неугодных властям выступил радикальным образом.

Оказавшись по случаю в Швейцарии, Чарльз и Уна решили присмотреться к недвижимости в этом центре Европы, облюбовали трехэтажный особняк 1840 года постройки архитектора Филиппа Франеля в кантоне Во, в живописном месте между горами и озером, и окончательно перебрались сюда в январе 1953-го.

Чаплины провели здесь счастливые годы – это очевидно любому посетителю музея, как только он переступает порог виллы: повсюду многочисленные фотографии семейства, полные любви, нежности и бесконечного смеха. В одной из комнат демонстрируется киноархив – пожилой, но дико живой Чаплин гримасничает и смешит близких точно так же, как в кино.

Все эти годы Уна служила мужу и восьми детям, четверо из которых родились уже здесь, первый в 1953 году и последний в 1962-м, когда Чап­лину было 73 года. Он воспитывал детей и ежедневно работал в кабинете: писал мемуары, сочинял музыку к своим немым фильмам, озвучивал «Золотую лихорадку», занимался сценариями и постановкой «Короля в Нью-Йорке» и «Графини из Гонконга».

Умер Чаплин в 1977 году, Уна пережила его на 14 лет, и в 1991-м их сыновья Юджин и Майкл решили жить в доме уже со своими семьями. Но содержать поместье в 14 га земли слишком накладно, и в 2000 году оно было выставлено на продажу. Приобрели его швейцарец Филипп Мейлан и канадец Ив Дюран, поклонники творчества Чаплина, – и долго не могли решить: что же делать с владением?

Преобладала витавшая в воздухе мысль о музее великого комика, и ее стали претворять в жизнь. Заручившись согласием членов семьи, Мейлан и Дюран начали проект на собственные средства, но он вылился в такие расходы (в целом организация музея обошлась в 60 млн швейцарских франков), что сначала партнеры обратились к инвесторам из Люксембурга, а затем еще к нескольким частным компаниям.

Одним из таких партнеров музея стал часовой бренд Jaeger-LeCoultre, у которого удивительным образом обнаружилась связь с семейством Чаплина, начавшаяся задолго до возникновения музея. На заре 2000-х послом марки стала Кармен Чаплин, внучка комика, дочь его сына Майкла, актриса и режиссер.

Бренд не первый год поддерживает еще и кинофестиваль в Венеции, и потому многие труженики актерского цеха охотно сверяют свое время по механизмам Jaeger-LeCoultre. Более того, были свои часы Jaeger-LeCoultre и у самого Чарли Чаплина, причем этот факт не имеет никакого отношения к современным пиар-технологиям!

Правительство кантона Во решило поприветствовать великого комика в Швейцарии, сделав ему подарок, вернее, два. Первым стали наручные механические часы Memovox, на задней золотой крышке которых есть памятная гравировка «Дань уважения Чарли Чаплину от правительства Во. 6 октября 1955 года».

Кстати, процесс реставрации этих часов на мануфактуре Jaeger-LeCoultre в 2013 году послужил для Кармен Чаплин импульсом снять короткометражный фильм о деде A Time for Everything. А затем часы вернулись в музей, где их можно видеть в шкафу в кабинете маэстро. Второй подарок находится в соседней комнате – в гостиной, на камине, перед зеркалом стоят настольные часы Atmos.

«В архивах Jaeger-LeCoultre нет никаких записей на этот счет», – разводит руками Янек Делескевич, креативный директор бренда и один из старейших его сотрудников. – Часы были приобретены кантоном в частном порядке, вероятно, в бутике в Женеве.

Memovox в 50-е были одной из передовых моделей, выбор Atmos объяснить просто – с момента появления этих «вечных» часов они сразу стали популярным представительским подарком. Atmos дарили американскому президенту и папе римскому, удостоился их и Чаплин. Мог ли после этого Jaeger-LeCoultre не внести свой вклад в открытие музея?»

Музей Chaplin’s World состоит из двух полноценных частей. Первая – это собственно особняк, где в комнатах максимально сохранена подлинная обстановка семейства Чаплин с мебелью, декором, книгами, сервировкой стола и множеством личных предметов.

С другой стороны, в этот оригинальный интерьер интегрированы современные игровые элементы – все-таки посетители музея имеют дело с мастером преображений, и было бы странно это не подчеркнуть. Так, в одной из ванных комнат язык зеркалу показывает восковой Альберт Эйнштейн, друг комика, обожавший его фильмы.

Но музей не ограничивается жилым домом Чаплина, весь удивительный мир его творчества скрыт от глаз под зданием бывшего гаража по соседству – когда-то здесь стояло несколько Bentley и Rolls-Royce, а теперь расположен вход в гигантскую «Студию» великого комика.

Спустившись в подземелье, посетитель сначала попадает в кинозал, где демонстрируются фильмы Чаплина, а затем – на огромную съемочную площадку, где под софитами возведен машинный механизм из фильма «Новые времена» 1936 года и выстроена качающаяся декорация хижины из фильма «Золотая лихорадка» 1925 года.

Далее маршрут приводит на условную улицу с восстановленными декорациями и героями сцен из самых знаменитых фильмов Чаплина – здесь можно присесть на скамейку рядом со слепой продавщицей фиалок из «Огней большого города» или сфотографироваться рядом с громилой-полицейским из «Беспечной улицы».

Имеется в «Студии» и тюрьма (место действия многих фильмов), где можно полежать на нарах, и своего рода «коридор почета», в специальных нишах которого красуются «Оскары» Чаплина и неизменные атрибуты комика – котелок и тросточка его Бродяги.

Так что Chaplin’s World – это увлекательнейшее путешествие внутрь кинофильмов Чаплина и одновременно эмоциональное проникновение в его частную жизнь в Швейцарии, о которой до момента открытия музея мало что было известно.