Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
В прошедшее воскресенье, 5 марта, в СК «Олимпийский» прошел концерт группы ДДТ «История звука». Концерт, можно сказать удался, если не считать того, что тысячи человек с купленными билетами на руках не смогли на него попасть. МОСЛЕНТА разбирается, из-за чего возникла такая ситуация и можно ли было ее избежать.
Благодарность с примесью
К полуночи социальные сети были переполнены восторженными заметками тех, кому посчастливилось попасть на концерт ДДТ. Почти каждое сообщение сопровождалось фотографией: сцена с музыкантами за спиной счастливой пары (или компании), сотни белых огоньков от мобильных телефонов разбегающихся по многотысячному залу или добродушно улыбающийся Юрий Юлианович с распластанными руками и повисшей на плечах гитарой.
Но, кроме этих позитивных снимков с благодарностями и теплыми словами, встречались и совершенно иные, наполненные холодным недовольством и даже руганью. На них кадры были гораздо холоднее: улица, дождь и многотысячная очередь из людей, которые больше часа стояли на улице и не могли пройти внутрь.
В СК «Олимпийский» проблемы с пропуском людей происходят не в первый раз. Например, аналогичный случай был на концерте группы Placebo 26 октября прошлого года, когда очередь на вход доходила до метро «Проспект Мира», и многие попадали в концертный зал через полтора часа после начала.
Не секрет, что концерты редко начинаются точно в то время, что указано на билете. В концертной среде даже существует такое понятие, как «запланированное опоздание»: по разным причинам, чаще всего никак не связанным с артистом, концерты начинаются позже на 30-40 минут.
За это время технический персонал дополнительно проверяет, все ли работает, а зрители, которые не успели вовремя оказаться в зале, успевают занять свои места. Почти повсеместно действует негласное правило: только когда в зале яблоку негде упасть, артист (которого организаторы обычно информируют о том, что происходит снаружи) выходит на сцену.
Без вины виноватый
СК Олимпийский можно мысленно «разрезать» на две части. Одну из них — так называемый backstage (северный сектор) — традиционно отдают техническому персоналу и музыкантам. Вторая половина (южный сектор) становится большим концертным залом на 25-30 тысяч человек.
Всего в нем десять подъездов, для прохода зрителей организовано шесть, один из которых — для обладателей VIP-билетов. Очевидно, что построенный в 1980-м году спорткомплекс не был рассчитан на проход огромного потока людей за ограниченное время всего лишь в имеющиеся входы.
Стоит вспомнить, что строился он именно как стадион, и считалось, что максимальное помещающееся на трибунах количество зрителей (35 тысяч человек) будет проходить через все десять подъездов. Во время концертов используются не только трибуны, но и поле стадиона, а половина входов при этом закрыта, так что для обычных зрителей остается всего четыре подъезда. Понятно, что нагрузка на каждый увеличивается вдвое.
По словам сотрудника контрольно-распределительной службы, работавшей 5 марта в Олимпийском, организовать проход через оставшиеся подъезды так, чтобы кто-нибудь из зрителей случайно не вышел на сцену или не забрел в артистическую гримерку, невозможно. Если смотреть на схему расположения подъездов спорткомплекса, то становится ясно, что для зрителей и так выделили большую часть стадиона.
Также стоит вспомнить, что в прошлом году Олимпийский принимал под своей крышей Black Sabbath, Muse, Iron Maiden — всемирно известные коллективы, которые всегда забивают стадион под завязку. И никто не вспоминал после концерта, как долго ему приходилось стоять в очереди на Black Sabbath, в их последнем туре.
Особо стоит отметить концерты Земфиры 1 и 3 апреля 2016 года: за два дня в Олимпийском побывали около 60 тысяч человек, которые так же, как и фанаты ДДТ 5 марта 2017 года, проходили внутрь через те самые шесть подъездов. И проблем не было.
Управляя массами
Посетителей концерта ДДТ стали запускать на стадион в 17:30, за полтора часа до заявленного начала выступления. За первые 40 минут внутрь прошли менее трех тысяч человек, так что трибуны и партер пустовали. Собеседник МОСЛЕНТЫ из контрольно-распределительной службы утверждает, что основной поток людей собрался у спорткомплекса всего за полчаса до начала концерта.
Пропускная способность подъездов не рассчитана на проход такого количества человек за столь короткий промежуток времени. У каждого посетителя нужно проверить билет и осмотреть сумки, это вопрос безопасности, — объяснил он.
Другое мнение о вопросах безопасности и пропускной способности Олимпийского сложилось у одного из посетителей, простоявшего полтора часа под дождем в очереди:
Мы пришли в 18:30, и на территорию спорткомплекса уже никого не пускали. Мы так простояли минут 40, потом нас стали пропускать к подъездам, и толпа рванула. У подъезда мы простояли еще час. Никто не вышел, ничего не сказал, полиции не было. Все стали массово звонить организаторам, и по номеру вызова экстренных служб 112. В итоге в 20:20 людей стали пропускать. Но наши сумки не осматривали и даже билеты не сканировали.
По словам руководителя агентства «Ультра Продакшн», которое занималось организацией концерта ДДТ, за систему контроля доступа отвечает Олимпийский, который наличие проблемы признает.
Поиск альтернативы
После всей этой скандальной суеты вокруг прохода на концерт ДДТ возникает очевидный вопрос: почему именно Олимпийский? Почему нельзя устроить концерт на другой не менее вместительной концертной площадке?
Аналогичных по вместимости крытых стадионов в Москве просто нет, поэтому выбор концертной площадки среди спортивных объектов отпадает. Самые крупные концертные залы столицы — Staduim, Yotaspace, Crocus City Hall — не вмещают в себя даже половины от заявленных зрителей на концерт ДДТ.
Понятно, что проводить такие мероприятия на открытом стадионе в начале марта при наших температурах нереально. Вот и получается замкнутый круг: альтернативы нет, и приходится выбирать «Олимпийский», несмотря на существующие проблемы.
В целом, если восстановить показания всех сторон, картина выглядит следующим образом: за полтора часа до концерта организаторы открыли проход внутрь Олимпийского и стали пускать людей к сцене. За полчаса до начала образовалась большая очередь, так как люди шли к заявленному времени, то есть к 19:00. Руководство спорткомплекса не смогло справиться с многотысячным потоком людей и грамотно организовать их пропуск внутрь помещения, в результате чего большая толпа стояла под дождем, и первая часть концерта прошла без них.
Вся эта история могла бы остаться почти незамеченной, если бы не сообщения некоторых СМИ о драке в очереди, которые появились в день концерта и привлекли всеобщее внимание. Кстати, драки не было. А концерт, который начался до прохода всех зрителей на площадку, это конечно неприятность, но такое происходит гораздо чаще, чем может показаться. СК Олимпийский — не первая и не последняя площадка Москвы, которой еще предстоит с этим столкнуться.
С другой стороны, эта история привлекла внимание к другим важным вопросам, от которых не стоит открещиваться. Во-первых, это отсутствие в Москве современной закрытой площадки для организации больших концертов, а во-вторых, непрофессионализм организаторов концерта в «Олимпийским». Слава богу, что все обошлось без жертв.