Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Шуховская башня

Мои маршруты по Москве с самого детства пролегали мимо Шуховской башни. Здесь я ездила с родителями в центр, а потом, прямо с видом на башню, учила немецкий язык, а перед этим ходила на экскурсию в телевизионный центр, который располагался в башне. Там я впервые увидела, как монтируют настоящую телепрограмму, и тогда это было сродни волшебству. Поэтому воспоминания от Шуховской башни у меня самые теплые.

Из окна моего дома на юге Москвы было видно Останкинскую телебашню, а лучше бы — мне так всегда казалось — Шуховскую. Она, эта стройная изящная красавица (а в том, что Шуховская башня — «женщина», нет никаких сомнений), один из самых уютных и каких-то обескураживающих символов Москвы. Идеальные пропорции, сложная для своего времени конструкция, даже географическое положение в городе (не вычурное и не самое центровое) — все это делает ее одним из любимейших моих мест в Москве.

История башни

Шуховская телевизионная башня была построена по проекту академика Владимира Шухова в 1920–1922 годы. Она имеет несколько названий: Шуховская телебашня, Шаболовская телевизионная башня, Радиобашня Шухова. Для своего времени архитектура строения была очень смелой и новаторской. Она представляла собой гиперболоидную конструкцию, выполненную в виде несущей стальной сетчатой оболочки.

Что такое гиперболоид? В архитектуре так называется особая линейчатая жесткая конструкция. Даже если балки соединить шарнирно, гиперболоид всё равно будет сохранять свою форму под действием внешних сил. Поэтому гиперболоидные конструкции считаются очень прочными и, что немаловажно, имеют низкую материалоёмкость. Другими примерами гиперболоидных построек являются телебашни в Сиднее, Гуанчжоу, торговый центр «Хан Шатыр» в Астане.

Башня Шухова в Москве состоит из отдельных секций. Каждую из них специалисты собирали на земле, а потом поднимали наверх с помощью лебедок и блоков. Примечательно, что строительство башни велось без каких-либо лесов и подъемных кранов. Общая высота Шуховской башни — 160 метров (в первоначальном проекте упоминалась высота 350 метров, однако из-за дефицита металла пришлось ее уменьшить). Наверху части конструкции соединяли специальными заклепками.

Во время строительства башни произошла авария. Владимир Григорьевич Шухов писал о ней в своих дневниках: «29 июня 1921 года. При подъёме четвертой секции третья сломалась. Четвёртая упала и повредила вторую и первую в семь часов вечера». Такого советская власть не прощала, и инженера приговорили к расстрелу, но, к счастью, условному. Поэтому работа продолжилась под руководством мастера.

Правда, не так быстро, как хотелось бы. Рабочие постоянно жаловались на нехватку строительных материалов. Древесина приходила с большими задержками, металл надо было буквально выпрашивать. В. И. Ленин, бывший тогда у власти, понимал важность и необходимость башни: в 1919 году назревала военная опасность для Советского Союза, и башня была призвана обеспечить надежную связь между столицей и регионами. То есть сначала Шуховская башня играла роль радиовышки.

Вообще, правительство и инженеры поначалу планировали, что Шуховская башня превзойдет по высоте знаменитую Эйфелеву. Преимущество нашей было в легкости: она весила 2 200 тонн против 7 300 тонн парижской башни. Однако, как я уже сказала, металла в СССР катастрофически не хватало, приходилось экономить и урезать высоту башни. После очередного совещания решили остановиться на высоте в 160 метров.

В этом кадре, сделанном зимой 1921–1922 годов, инженер Шухов со специалистами стоит перед построенной ими башней.

Старожилы Москвы прекрасно помнят, что Шуховская башня несколько десятилетий была «визитной карточкой» советского телевидения. Первое пробное телевещание было проведено в 1937 году, а в 1939 отсюда уже велись первые в СССР регулярные трансляции.

С постройкой более современной и мощной Останкинской башни в 1967 году Шуховская утратила свое значение. В кадре начало строительства Останкинской телевышки (высота — 540 метров).

В 1939 году с Шуховской башней произошел еще один казус, доказавший прочность ее конструкции. Одномоторный почтовый самолет, пролетавший мимо, зацепил толстый поддерживающий трос, натянутый от вершины башни до земли. Самолет разлетелся на куски, а башня пошатнулась, но устояла. Гиперболоид инженера Шухова прошел эту внеочередную проверку.

Кто такой Владимир Шухов

Владимир Григорьевич Шухов родился 16 августа 1853 года в Белгородском уезде Курской губернии, в провинциальном городке Грайворон, в дворянской семье. Он прожил яркую насыщенную жизнь в непростое время и стал одним из самых выдающихся инженеров, архитекторов, изобретателей России.

В 1876 году Шухов с отличием закончил учебу в Императорском Московском техническом училище, получил диплом инженера-механика и уехал на год в Америку стажироваться. В этом ему помогло руководство института: молодому специалисту предложили сопровождать одного из преподавателей училища во время его поездки в Штаты. После возвращения в Петербург Шухов, набравшийся опыта в США, начинает проектировать паровозные депо, а два года спустя переезжает в Баку.