Войти в почту

 Женщины-архитекторы и их творения

Рассказываем о женщинах, уже внесших вклад в развитие архитектуры, и о тех, за которыми стоит будущее.

1. Эйлин Грей (1878–1976)

Личность Эйлин Грей окутана множеством тайн и домыслов, а ее талант долгое время оставался в тени современников. Однако мы с точностью можем утверждать: она была одним из знаковых архитекторов и дизайнеров своего времени, чьими работами восхищался в том числе французский архитектор Ле Корбюзье. Ирландка Эйлин Грей провела все свое детство в Лондоне. Она была одной из первых женщин, принятых в лондонскую школу изобразительных искусств Slade, где занялась живописью в 1898 году. Затем она переехала в Париж, продолжила свое обучение и там же начала карьеру.

В начале своей карьеры Эйлин Грей занималась созданием лакированной мебели, и получалось у нее это очень хорошо. Первым большим проектом для нее стало создание дизайна интерьера для парижской квартиры владелицы модного бутика. Здесь родился дизайн ее знаменитого кресла Bibendum, ставшего иконой мебели 20-го века. В 1920-е годы Эйлин Грей работает с мастерами модернизма, включая Ле Корбюзье и Якобуса Ауда. А в 1925 году Эйлин Грей представляет свою коллекцию мебели из стальных конструкций из стекла, между прочим, в одно и то же время с Людвигом Мис Ван дер Роэ и раньше, чем Ле Корбюзье.

В 1927 году было закончено строительство виллы Е 1027, над которой она работала совместно с архитектором Жаном Бадовичи. Эта вилла – чистейший пример модернизма, которым восхищался Ле Корбюзье, а впоследствии ему было позволено расписать некоторые стены своими рисунками, чем сама Грей была недовольна. В 2015 году вилла открылась после длительной реставрации. Об этом читайте в отдельном материале.

Эйлин Грей дожила до 98 лет. После войны она продолжила заниматься дизайном мебели и заключила контракт на производство ее кресла Bibendum и столика Е-1027, а также других предметов мебели с английской компанией Aram Designs. Они по сей день являются единственными владельцами лицензии на дизайн предметов мебели Эйлин Грей.

2. Лина Бо Барди (1914–1992)

Итальянка Ачилина Бо родилась в 1914 году в Риме. Линой Бо Барди она стала намного позже: уже после того, как создала собственную архитектурную практику в Милане, поработала с Джо Понти и побыла заместителем главного редактора старинного архитектурного журнала Domus. В 1946 году Лина Бо Барди со своим мужем Пьетро Мариа Барди переехала в Бразилию, где начался новый этап ее архитектурной карьеры.

Там она создала свой знаменитый Стеклянный дом, здание Музея искусства Сан-Паулу и дизайн мебели для этого музея. В 1986 году в Сан-Паулу было закончено строительство культурного центра SESC Pompeia, в проекте которого воплотились главные черты стиля Бо Барди. В первую очередь она настояла на том, чтобы не разрушать старое здание завода, а обновить его и усовершенствовать.

По отзывам современников, в создание этого проекта Бо Барди вложила душу, а после завершения она продолжала развивать свои идеи внутри центра – создавать дизайн для выставок.

Бо Барди использовала простые формы, бетон и стекло – мы можем смело назвать ее модернистом. Но в то же время, в отличие от Оскара Нимейера и Лусио Косты, в тени которых Бо Барди творила, она бережно и уважительно отнеслась к традициям своей новой страны – Бразилии – и старалась учитывать их при создании проектов.

Например, одна из самых красивых вещей, придуманных Линой Бо Барди, – деревянная лестница, сделанная в той же технике, что и старинные бразильские воловьи повозки.

3. Заха Хадид (1950–2016)

Британка родом из Ирака Заха Хадид во всем была первой: первая женщина-архитектор, получившая Притцкеровскую премию, удостоенная Королевской золотой медали RIBA и просто ставшая самой знаменитой женщиной-архитектором в истории. В 2012 году она стала дамой-командором Ордена Британской империи. Заха Хадид скончалась в марте 2016 года, оставив после себя грандиозное наследие в виде десятков реализованных архитектурных проектов, коллекций мебели и предметов для дома, авторских коллекций ювелирных украшений и множества других проектов.

Архитектор основала свое бюро в 1979 году, после нескольких лет работы со своим учителем Ремом Колхасом в OMA. За этим последовали ее звездные проекты, первым из которых была пожарная станция Vitra в Германии.

Теперь бюро Zaha Hadid Architects управляет партнер Хадид Патрик Шумахер, и совсем недавно он представил первый проект, созданный без участия Захи Хадид.

4. Кадзуё Сэдзима (1956)

Карьера японки Кадзуё Сэдзимы началась в архитектурном бюро притцкеровского лауреата Тойо Ито в 1981 году. В 1987-м Сэдзима открывает собственное бюро Kazuyo Sejima & Partner, а в 1995-м появляется новое звездное бюро, созданное Сэдзимой вместе с коллегой Рюэ Нисидзавой – SANAA. В 2010 году Кадзуё Сэдзима стала первой женщиной – куратором Венецианской архитектурной биеннале. И в этом же году они вместе со своим партнером по SANAA получают Притцкеровскую премию за «кажущуюся простоту» своих построек, как отметило жюри главной архитектурной премии.

Работы Кадзуё Сэдзимы и Рюэ Нисидзавы действительно отличаются удивительной легкостью, растворяющейся в окружающем ландшафте.

Среди лучших проектов бюро – учебный центр Rolex в Лозанне, буквально растекшийся по поверхности земли, Новый музей современного искусства в Нью-Йорке (в виде полупрозрачной башни со сдвинутыми объемами) или их летний павильон для Serpentine Gallery, зеркальный и змееобразный.

Один из последних персональных проектов Кадзуё Сэдзимы – дизайн скоростного японского поезда компании Red Arrow. Судя по рендерам, представленным в марте 2016 года, поезд будет сделан в оригинальном стиле Сэдзимы – полупрозрачным и зеркальным – и, по обыкновению, растворяющимся в природе.

5. Аманда Ливит (1955)

Англичанка Аманда Ливит этой осенью покорила нас своим Музеем искусства архитектуры и технологий в Лиссабоне. Волнообразное здание растеклось по набережной реки Тежу, восхитив всех своими плавными формами и гармоничным расположением в окружающем ландшафте. Проект был номинирован на престижную европейскую премию имени Людвига Мис Ван дер Роэ. Собственное бюро AL_A она создала относительно недавно – в 2009 году. До этого Ливит работала в инновационном английском бюро Future Systems, в котором она вместе со своим бывшим мужем Яном Каплицким создала несколько знаковых для Великобритании построек.

Среди них здание магазина Selfridges в Бирмингеме и Медиа-центр на стадионе для крикета Lord`s Cricket Ground в Лондоне, который в 1999 году был отмечен премией Стирлинга как лучшее здание Великобритании этого года.

В 2017 году мы ждем от Аманды Ливит и ее молодого бюро реализации проекта расширения Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Это будет самое большое новое выставочное пространство в Лондоне с момента создания галереи Tate Modern.

6. Grafton Architects

Основательницы бюро Grafton Architects Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара объявлены кураторами Венецианской архитектурной биеннале в 2018 году. Их проект Университета UTEC в Перу был удостоен звания лучшего здания 2016 года по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA), а в 2012 году этот же проект получил Серебряного льва на Венецианской архитектурной биеннале.

По словам Паоло Баратты, президента Венецианской биеннале, Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара продолжат идею предыдущей биеннале и сделают акцент на качестве общественного и личного пространства, ландшафта и городской среды.

Будущие кураторы известны не только изысканностью своих работ, но и способностью к диалогу и вовлечению в архитектурный процесс нового поколения.

7. Элизабет Диллер

Элизабет Диллер – соосновательница американского архитектурного бюро Diller Scofildio + Renfro, знаменитого своим инновационным подходом к архитектуре и дизайну. Один из самых интересных ее проектов – это парк High Line на Манхэттене, завершенный в 2014 году. Диллер со своим бюро, ландшафтным архитектором Джеймсом Корнером и садовым дизайнером Пьетом Одофом создала дизайн парка длиной в милю, разбитого на заброшенных железнодорожных путях на Манхэттене.

Лиз Диллер также известна своей любовью к использованию переработанных материалов и «озорному» конструированию объектов в любом пространстве. Таким, например, был ее проект павильона на Swiss Expo в 2002 году. Основной материал, использованный при строительстве, – это туман. Таким образом она создала искусственное облако над озером Невшатель, через которое люди могли свободно проходить.

В 2016 году Диллер вместе с мужем Рикардо Скофидио представили новый медицинский образовательный центр Колумбийского университета в Нью-Йорке, а в 2015-м архитектурный мир восхищался их музеем современного искусства The Broad в Лос-Анджелесе.

В Москве сейчас идет строительство парка Зарядье, проект которого создан этим же бюро. Они решили создать 4 типа российского ландшафта (лес, болото, тундра и степь) в пределах одного парка в самом центре Москвы, на месте бывшей гостиницы «Россия». Открытие парка и набережной планируется летом 2017 года.

Текст: Софья Карпенко