Легендарные кладбища Москвы
Туристы и горожане приходят на парижское кладбище Пер-Лашез к могилам Марселя Пруста и Джима Моррисона, Миланское Монументальное кладбище считается одной из лучших экспозиций архитектурной мысли, а Лычаковское кладбище во Львове включено во все путеводители по городу. Time Out обратился к очень внутреннему туризму и рассказывает о московских кладбищах, на которых стоит побывать хотя бы однажды еще при жизни.
Ваганьковское кладбище
Ваганьковское кладбище — один из старейших и известнейших некрополей столицы, московский Пер-Лашез, с оригинальными надгробиями-памятниками на могилах актеров, поэтов и музыкантов, так что среди столичных театралов даже ходит «черная» шутка: «Где в Москве лучшая труппа? — На Ваганькове». Оно занимает 50 гектаров земли в 10 минутах ходьбы от станции метро «Улица 1905-го года». Ваганьково особенно хорошо поздней весной и летом, когда черный гранит утопает в насыщенной зелени.
История: С XVII здесь существовало большое село Новое Ваганьково, ставшее частью Москвы в XVIII веке. Кладбище при поселении основал в 1771 году граф Григорий Орлов по поручению императрицы Екатерины II, когда на Москву обрушилась эпидемия чумы, занесенная с Русско-турецкой войны, и людей больше нельзя было хоронить в черте города по соображениям санитарии.
К слову, по Ваганьковскому кладбищу разбросаны сразу несколько братских захоронений разных времен: среди них — могилы воинов, погибших в Бородинской битве, жертв давки на Ходынке, путча 1991 года и детей-актеров мюзикла «Норд-Ост», погибших во время теракта 2002 года.
Знаменитости: Андрей Миронов, Булат Окуджава, Леонид Филатов, Виталий Соломин, Михаил Пуговкин, Александр Абдулов, автор знаменитого словаря русского языка Владимир Даль и актер Олег Даль, убитый в собственном подъезде журналист Влад Листьев, воровка Сонька Золотая Ручка (ее могилу можно узнать по оставленным от руки надписям вроде «Мать, дай счастья жигану»).
Случаи из жизни и смерти: Туристов на Ваганьковское в первую очередь влекут могилы Владимира Высоцкого и Сергея Есенина. Обе — с небольшим, как водится, налетом мистификации. К надгробию Высоцкого, как гласит городская легенда, могут обратиться поэты и музыканты, алчущие вдохновения и творческого признания, однако расплата за это — неминуемая ранняя смерть.
Могилу Сергея Есенина считают «местом самоубийц». Началось все с того, что примерно через год после смерти «последнего поэта русской деревни» здесь застрелилась Галина Бениславская — журналистка, литературный секретарь и близкий друг Есенина, которая была в него страстно и безответно влюблена.
Новодевичье кладбище
Новодевичье кладбище — скорее не место скорби, а огромный памятник торжества человеческой личности над временем. За его красными кирпичными стенами нашли покой самые видные политики, деятели науки и искусства. Сегодня сложно провести на Новодевичьем хотя бы полчаса, не пересекаясь с группами иностранных туристов. Прогулку по Новодевичьему можно совместить с посещением самого монастыря, примечательного архитектурного памятника, вокруг которого издавна ходит множество легенд.
История: Первые захоронения на территории Новодевичьего монастыря появились в XVI веке, сейчас сохранилось лишь несколько могил — декабристов и героев 1812 года. К началу XX века свободного места в монастырском некрополе практически не осталось, могилы начали появляться у южной стены монастыря, где раньше располагались монастырские огороды, — именно там образовалось то самое Новодевичье, которое мы знаем сегодня. Общая площадь всех участков кладбища сейчас составляет более 7,5 гектаров и продолжает расти.
Знаменитости: Федор Шаляпин, Исаак Левитан, Владимир Маяковский, Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович, Юрий Никулин, Сергей Бондарчук, турецкий поэт Назым Хикмет, Василий Шукшин, Надежда Аллилуева, Никита Хрущёв, Борис Ельцин, скульптор-монументалист Евгений Вучетич (его надгробие — уменьшенная копия скульптуры «Скорбящая мать», находящейся на Мамаевом Кургане). Могила Антона Павловича Чехова венчает так называемый «вишневый сад» — мхатовский участок с могилами Чехова, Станиславского и актеров его театра. В общем-то, перечислять всех именитых обитателей Новодевичьего — бессмысленно.
Случаи из жизни и смерти: Самая знаменитая история Новодевичьего кладбища связана с именем Николая Васильевича Гоголя. Всю жизнь писателя преследовал страх быть похороненным заживо. Есть версия, что так оно и вышло: после того, как могила была вскрыта, оказалось, что странным образом крышка гроба была расцарапана с внутренней стороны, словно кто-то ломился изнутри.
Эти легенды относятся к тем временам, когда тело Гоголя покоилось на территории Даниловского монастыря, и не имеют подтверждений. А вот когда останки было решено перезахоронить на Новодевичьем, выяснилось, что у скелета писателя нет черепа. Что произошло с головой Гоголя — кажется, навсегда останется тайной.
Введенское кладбище
Некрополь находится в районе Лефортова и также известен как «Немецкое кладбище», так что нет ничего удивительного в том, что выглядит оно самым «европейским» и «готичным». На деле, внимания здесь заслуживает едва ли не каждая вторая могила, однако самое сильное впечатление оставляет, пожалуй, огромное мрачное надгробие Георга Лиона и Александры Рожновой с копией картины «Остров мертвых» швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина.
История: Еще одно кладбище чумного периода. Как и Ваганьковское, основано в 1770-х годах. «Немецким» оно называется из-за того, что стало первым кладбищем, на котором указом Екатерины II было разрешено хоронить иноверцев (преимущественно лютеран, католиков и англиканцев). Именно на Введенском можно найти братскую могилу солдат наполеоновской армии, погибших при осаде Москвы в 1812 году, немцев – жертв Первой мировой войны и французских летчиков времен Второй мировой. С 1920-х годов здесь также начали хоронить многих представителей русского православного духовенства.
Знаменитости: Михаил Пришвин, Рина Зеленая, Люсьена Овчинникова, Михаил Козаков, художник и архитектор Виктор Васнецов, композитор Эдуард Колмановский, мануфактурщик, «отец русского ситца» Людвиг Кнопп, российский архитектор и гравер итальянского происхождения Франческо Кампорези, доктор Федор Петрович Гааз.
Случаи из жизни и смерти: Юные православные девушки приходят сюда, чтобы посетить могилу-часовенку схиархимандрита Зосимы-Захарии, которая находится недалеко от главного входа Введенского (он был последним монахом, покинувшим Троице-Сергиеву Лавру, когда ее закрыла советская власть). Здесь, по преданию, можно попросить помощи в выборе спутника жизни: если «судьба», то все у пары в скором времени сложится, а если нет — то расставание будет безболезненным и быстрым. Правда, многие не в курсе, как именно выглядит неприметная часовенка над могилой и идут просить помощи у более заметного сооружения - склепа семьи Эрлангеров.
Его белоснежные стены постоянно перекрашивают, потому что страждущие пишут на них свои послания. Никакой «сверхъестественной» силы это место не имеет, но внимания оно точно заслуживает: усыпальница была построена по проекту архитектора Федора Шехтеля (того самого, которого стоит благодарить за проект Ярославского вокзала и «особняка Маргариты» близ Патриарших), и внутри можно увидеть прекрасную фреску, выполненную художником Петровом-Водкиным.
Введенское — кажется, лидер по количеству окружающих его баек среди всех московских кладбищ. Например, считается, что под кладбищенским холмом находится целый город из подземных лабиринтов и катакомб, и вход в него кроется в одном из старинных склепов (правда, никто не знает, в каком именно).
Донское кладбище
Донское кладбище поделено на Старое и Новое. Хотя оба имеют одно и то же название, у них два разных входа и разное время работы (попасть с одного кладбища на другое невозможно). Старое — дворянский и купеческий некрополь, расположившийся у стен Донского монастыря, существует с конца XVI века. Это настоящий музей под открытым небом (кстати, именно здесь хранятся горельефы со стен взорванного Храма Христа Спасителя). Новое, примыкающее к южной стене монастыря, было открыто в начале XX века, и в 1927 году здесь начал работу первый московский крематорий с колумбарием. На Новом кладбище покоятся не только знаменитые и обеспеченные москвичи: здесь находятся три братские могилы жертв политических репрессий 1930-1950-х годов.
По словам историков, грузовики привозили сюда тела расстрелянных в том числе из Лефортова и с Лубянки, и каждый, у кого был репрессирован кто-то из близких, с полным правом может установить у братской могилы именную табличку.
История: Когда именно на территории монастыря начали хоронить людей, неизвестно, однако после городской реформы Екатерины II, запрещающей погребение на территории города, многие представители известных династий устремились в Донской и Новодевичий, чтобы обеспечить себе место последнего упокоения на их земле (на тот момент монастыри находились за чертой Москвы). На Старом Донском кладбище можно найти усыпальницы таких аристократических фамилий, как князья Голицыны, Нарышкины, Багратионы.
29 захоронений некрополя имеют статус объектов культурного наследия. Новое Донское кладбище появилось из-за переполнения монастырского некрополя в начале XX века. До революции здесь хоронили чиновников, профессоров, а также участников Первой мировой войны.
Знаменитости: Старое Донское: декабристы Нарышкин и Свистунов, Пётр Чаадаев, Михаил Херасков, Александр Сумароков, Владимир Одоевский, Александр Солженицын, архитектор Осип Бове. В начале XXI века сюда был перенесён прах крупных деятелей белого движения, скончавшихся в эмиграции, в числе которых, например, Антон Деникин и Иван Ильин. Новое Донское: Фаина Раневская, Майя Кристалинская, Николай Эрдман, Дмитрий Пригов. В Общей могиле № 1 невостребованных прахов (жертв политических репрессий) упокоились Всеволод Мейерхольд, Исаак Бабель и Михаил Тухачевский.
Случаи из жизни и смерти: На Старом кладбище внимание посетителей притягивает ничем не примечательная могила Дарьи Салтыковой, помещицы-душегубки, замучившей до смерти около 140 крестьян (в основном — молодых девушек, а также несколько детей). По всей империи ходил слух, что Салтыкова не только убивала крестьян, но и употребляла в пищу их мясо — возможно, именно поэтому обелиск «московской леди Батори» напоминает по форме загнанный в землю осиновый кол.
На ее надгробии нет выгравированных надписей, однако из года в год кто-то обновляет написанное черным фломастером слово «Салтычиха». Существует версия, что эта могила принадлежит кому-то другому, а истинная Салтычиха погребена чуть поодаль, рядом с сыном.
На Новом кладбище можно отыскать бюст мужчины средних лет без каких-либо надписей и опознавательных знаков. Если верить городской легенде, то в этой могиле упокоился шпион Олег Пеньковский — самый надежный осведомитель британской разведки в Советском союзе, после разоблачения был расстрелян.
Родственники смогли вымолить разрешение на похороны Пеньковского на территории Москвы, но им было поставлено категоричное условие: на могиле не появится никаких опознавательных знаков, идентифицирующих место захоронения «предателя Родины».
Переделкинское кладбище
Литературный некрополь находится неподалеку от знаменитых «писательских дач» в Переделкине; на вид — обычное сельское кладбище, как будто бы и ничем не примечательное, однако не просто так оно было увековечено в стихах Николая Заболоцкого и Бориса Пастернака.
История: Год основания Переделкинского кладбища неизвестен; в XVII веке оно уже действовало как место захоронения жителей небольшой деревни Передельцы. В 1934 году был основан дачный поселок писателей Переделкино; некоторых его жителей и стали хоронить на Переделкинском кладбище, а с 1960-х годов кладбище стало местом погребения выдающихся писателей.
Неподалеку от входа на кладбище расположилась Братская могила воинов, павших в боях под Москвой в годы Великой Отечественной войны, также на одном из участков хоронили старых большевиков, доживавших свои дни в санатории неподалеку.
Знаменитости: Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Корней Чуковский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко. Также на кладбище установлен кенотаф режиссеру Андрею Тарковскому (сам режиссер покоится на французском Сент-Женевьев-де-Буа).
Случаи из жизни и смерти: В 2004 году режиссер Квентин Тарантино, прилетевший в Москву для участия в Московском международном кинофестивале, попросил отвезти его на могилу Бориса Пастернака — его литературного кумира, стихи которого Квентин знал с детства. Тарантино был уверен, что там у него установится «духовный контакт» с литератором. В результате автор «Криминального чтива» провел на могиле около получаса, находясь в состоянии медитации.