10 удивительных сходств в поведении зверей и людей
Выясняется, например, что пьяные самцы мышей склонны к полигамии, а моржи не прочь сыграть с чайками в футбол. «Афиша Daily» рассказывает об этих и других удивительных открытиях.
Рыбы, знающие нас в лицо
Рыбы обычно считаются довольно «глупыми» существами, но последние исследования показывают, что это не так. В частности, рыбы оказались способны распознавать человеческие лица.
Пятнистые брызгуны (Toxotes chatareus) знамениты своим способом охоты на насекомых — они сбивают жертву струей воды с нависающих над водой веток. Именно поэтому их и выбрали в качестве подопытных — такая стрельба требует хорошо развитого зрительного аппарата.
Рыбам в ходе экспериментов демонстрировали фотографии человеческих лиц над поверхностью воды. При попадании струей в нужное лицо брызгун получал корм. После обучения тому, куда надо стрелять, чтобы получить еду, рыбы участвовали в двух экспериментах: в первом фотографии лиц были цветными, а во втором — черно-белыми (это исключало возможность распознавания по цвету).
Максимальная точность распознавания лиц в двух экспериментах была от 77 до 89 процентов. Так что не обижайте брызгунов — рыбка запомнит ваше лицо и однажды, когда вы будете меньше всего этого ожидать, плюнет в него мощной струей грязной воды.
Заразительный смех попугаев
Как оказалось, смех (точнее, его аналог) есть не только у людей. Новозеландские попугаи кеа (Nestor notabilis), обладающие богатым игровым поведением, во время игры издают особые звуки. Ученые решили проверить, могут ли они передавать «хорошее настроение» остальным особям.
Также для контроля были взяты записи пения другого вида птиц — длинноногой петроики (Petroica australis), распространенной в том же ареале, а также монотонный гул в качестве контрольного образца.
Оказалось, что при проигрывании звуков попугаи действительно вступают в игру в несколько раз чаще — причем зачастую не присоединяются к уже идущей игре, а начинают новую. Другими словами, они входят в игривое настроение, а не воспринимают звуки как приглашение присоединиться к уже идущей игре.
Пьяные авантюры мышей
Американские степные полевки (Microtus ochrogaster) — животные моногамные. Это означает, что пара живет вместе и заботится о потомстве вдвоем, при этом не спариваясь с другими особями.
Ученые решили проверить, как на отношения в семье полевок повлияет алкоголь, — и получили крайне интересный результат.
Подвыпившие самцы начали активно приставать к другим самкам помимо своей подруги, уговаривая их спариться. При этом самки стали только сильнее сторониться чужих самцов.
Скорее всего, это связано с тем, что алкоголь напрямую воздействует на центр в мозге, отвечающий за моногамность.
Пингвины-тунеядцы, сидящие на шее у родителей
Не только человеческие дети способны на такое. Оказывается, у различных морских птиц — в частности, у галапагосских пингвинов (Spheniscus mendiculus) — тоже развит такой вид поведения.
Пингвины-подростки, иногда не уступающие взрослым по размеру, часто подходят к родителям, чтобы попросить у них еды, — а те не отказывают. По крайней мере в сытое время, а в голодные годы иждивенцы чаще отхватывают только эфемерного леща (клювом по голове).
Ученые полагают, что такое поведение повышает выживаемость потомства, — при подкорме со стороны родителей в то время, когда подростки еще не очень хорошо умеют ловить рыбу, последние не рискуют умереть голодной смертью.
Моржовый футбол с птицами вместо мяча
И снова возвращаемся к игровому поведению. На этот раз — у молодых тихоокеанских моржей (Odobenus rosmarus divergens). Объект игры у них совсем необычный: это случайно подвернувшиеся им под руку морские птицы.
Молодые ластоногие могут топить, обрызгивать, подбрасывать несчастных птиц или даже играть ими как мячами. Взрослые моржи никакого интереса к птицам не проявляют, что доказывает: такое поведение — не более чем игра.
Плохо быть птицей на лежбище моржей. Но, как утверждают авторы исследования, гибнут при этом птицы редко — всего в 1 из 71 случая опасной игры.
Лучшие друзья человека
Несмотря на то что самый близкий к человеку генетически вид — это шимпанзе (различия с человеческим геномом в среднем 1 нуклеотид из 100, то есть 1%), по «социальному интеллекту» — социальным навыками кооперации и обмена знаниями — к людям ближе всего не они, а собаки. К такому выводу пришли ученые из США и Германии, решившие сравнить социальный интеллект у детей, шимпанзе и собак.
Социальные навыки у всех трех видов оценивали с помощью игр, в которых испытуемые должны были невербально сообщать друг другу о спрятанных вещах, а также с помощью одинаковых тестов на общее когнитивное развитие.
Если в последних разница была незначительна, то тесты на социальные навыки детям и собакам удавались гораздо лучше, чем шимпанзе. У детей и собак оказались более схожие индивидуальные различия в выполнении тестов на социальные навыки.
Авторы предполагают, что полученные данные — результат многовековой совместной эволюции собак и человека.
Вампирское великодушие
Обыкновенные летучие мыши-вампиры (Desmodus rotundus), как и многие другие родственные виды, спят все вместе — большими колониями. Ученым удалось в ходе такой совместной спячки подсмотреть интересное социальное поведение.
Возвращающиеся с охоты вампиры кормили принесенной с собой кровью других особей, причем необязательно противоположного пола.
Как выяснилось, делается это не только по доброте душевной, а еще и с вполне определенной выгодой — чем щедрее вампир, тем больше других членов колонии подкормят его самого в голодные времена. Неблагодарных скупердяев же, наоборот, почти не подкармливают.
Сварливые жены амадин
У зебровых амадин (Taeniopygia guttata) самец и самка распределяют родительские обязанности поровну: одна птица остается в гнезде, вторая отправляется за пищей.
Ученые, разводя несколько пар амадин в вольере, нарочно задерживали самцов, не давая им вернуться в гнездо ко времени, — и тогда у птиц начиналась самая настоящая ссора. Пара начинала перекликаться быстрее, чем обычно, и «на повышенных тонах».
Самое интересное, что после такой ссоры самка нередко сама задерживалась вдали от гнезда — мол, ему можно, а мне что, нельзя? При этом чем дольше длился спор, тем меньше после него задерживалась самка. Так что в таких ситуациях у амадин все точно как у людей.
Странный выбор тунгарской лягушки
Как выбрать правильного самца, если ты — самка тунгарской лягушки (Engystomops pustulosus)? Очевидно, по голосу. Например, чем дольше длится брачная песня самца, тем он привлекательнее — тут все очевидно.
Однако ученые обнаружили, что при выборе партнера существует так называемый «эффект приманки», ранее известный только для людей, — это когда третья альтернатива заставляет вас принимать иррациональное решение.
Условно говоря, если у вас есть возможность купить два телефона — один за 10 000, а второй за 15 000, но с более высокими характеристиками, а для вас важнее низкая цена — вы, скорее всего, выберете вариант за 10 000.
Однако если в этот момент вам предложат еще третий вариант — за 20 000, — вы вероятнее выберете середину — за 15 000.
Эффект приманки был открыт экономистами давно — но при чем здесь лягушки? Оказалось, что если лягушке сначала предоставить выбор из записей голосов двух самцов, она, естественно, выберет лучшего из них.
Однако если предоставить ей еще одну альтернативу — запись самца, который поет еще хуже, чем «плохой» вариант из первой пары, то самка стушуется и выберет среднего — то есть того, которого при парном эксперименте она отвергла.
Прежде всегда считалось, что животные из нескольких вариантов априори выбирают лучший, однако это исследование опровергло такую точку зрения.
Спасение муравьев с поля боя
Любимая пища африканских муравьев (Megaponera analis) — это термиты. Но этот деликатес вполне способен за себя постоять, и в коллективных набегах африканских муравьев на термитники много особей гибнет или получает увечья.
Ученых заинтересовало, что происходит с раненными в процессе атаки муравьями: уносят ли их в гнездо, чтобы там съесть, добивают или просто оставляют на поле боя? Для этого раненых муравьев помечали краской и следили, что произойдет с ними дальше.
Как выяснилось, здоровые муравьи уносят собратьев с поля боя в гнездо — после чего 95% раненых возвращаются к нормальной жизни и участвуют в следующих рейдах. Здоровые муравьи отбивают прицепившихся термитов, которые часто вцепляются в муравья мертвой хваткой.
Ученые проделали эксперимент, в ходе которого раненым муравьям приходилось добираться до гнезда самим, — в этом случае в живых оставались только 32% насекомых. Получается, что муравьи, унося раненых в гнездо, по-настоящему спасают им жизнь.