Интересные и необычные традиции празднования Дня студента в России

Порой в этот праздник необычные обряды молодых москвичей и их тусовки шокируют столицу. МОСЛЕНТА вспоминает, какими странными похождениями славились учащиеся Москвы в последние годы и даже в XIX веке.

Чехов: выпито все, кроме Москвы-реки

«Это такой день, в который разрешается напиваться до положения риз даже невинным младенцам и классным дамам», — писал Чехов о Татьянином дне 1880-х в книге «Осколки московской жизни».

Тогда Антон Павлович учился на медицинском факультете Московского университета (сейчас это Первый МГМУ им. И. М. Сеченова). Рассказать о дне студента 1880-х лучше писателя мы не беремся, поэтому просто цитируем и сами наслаждаемся:

«Еще и сегодня желающие могут узреть во многих молодых головах туман, оставшийся после Татьянина дня. Страсть сколько было трахнуто! Пили, пили и пили... Татьянин день проходит в Москве особенно весело. В этот день нет занятий ни в одном учебном заведении, ни в гимназиях, ни на курсах… После обедни и акта с традиционной ученой речью толпы по обычаю шествуют в Эрмитаж. Там начинаются обильные и шумные возлияния. В уста льются спиртуозы, а из уст выливаются словеса и... какие словеса! B этот день позволяется говорить все, даже и такое, чего нельзя напечатать в Осколках. Говорят о долге, чести, науке, светлом будущем... В этом году было выпито все, кроме Москвы-реки, которая избегла злой участи благодаря только тому обстоятельству, что она замерзла.

В Патрикеевском, Большом Московском, в Татарском и прочих злачных местах выпито было столько, что дрожали стекла, а в Эрмитаже, где каждое 12 января, пользуясь подшефейным состоянием обедающих, кормят завалящей чепухой и трупным ядом, происходило целое землетрясение… Тройки и лихачи всю ночь, не переставая, летали от Москвы к Яру, от Яра в Стрельну, из Стрельны в Ливадию. Было так весело, что один студиоз от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают натрускинские стерляди».

Прыжки через носорога

Еще в дореволюционное время в Москве поговаривали о забавной студенческой традиции в МГУ – прыжки через носорога в Зоологическом музее. Чучело этого животного действительно находилось там уже в дореволюционные годы. Правда, сотрудники хранилища об истории такого студенческого обряда ничего не говорят: ни подтверждений, ни опровержений. Слышавшие об этой традиции студенты уверяют, что спустя какое-то время носорог сменился бегемотом.

Песни и рестораны

«Есть в столице Москве Один шумный квартал, Он Козихой Большой прозывается. От зари до зари Лишь зажгут фонари Вереницей студенты шатаются. А Иван Богослов На них глядя без слов С колокольни своей улыбается.

Руководитель проекта «Моспешком» Павел Гнилорыбов напоминает, что шумные студенческие гуляния XIX века часто сопровождались этой песенкой. Вечерами гуляки собирались в ресторанах «Эрмитаж», «Яр», «Мавритания», «Стрельна», «Эльдорадо», «Оливье».

«В День студента из этих ресторанов выносили ковры и мебель, столы там ставили чуть ли не из досок. Чтобы меньше тратить на уборку, у Оливье было принято посыпать пол опилками», — объясняет Павел Гнилорыбов.

Кот, сметана и РУДН

Покормить кота сметаной — вот о чем не должны забыть студенты РУДН в Татьянин день.

Одна из традиций вуза в этот день — баловать библиотечную статую ученого Кота. Сперва это делает ректор университета, а потом – профессора и студенты.

Обряд – благодарность за помощь кота на экзаменах. Он, если верить университетским преданиям, помогает студентам успешно проходить все испытания.

Скульптуру установили в библиотеке РУДН в прошлогодний День студента. Тогда ректор университета угостил кота впервые.

Декан-робот

Бывшие студенты журфака МГУ вспоминают, что в некоторые Татьянины дни декан факультета Ясен Николаевич Засурский надевал маскарадные костюмы. Когда-то было у него и облачение робота.

«В один из Татьяниных дней друг мой, Петрович, о костюме Ясена Николаевича ничего не знал, и проходя мимо, постучал уважаемому декану по голове, добавив, что тот балбесина, купол напялил. Тогда декан снял с головы коробку и произнес: Уважаемый студент, с праздником вас. Приятный все-таки человек, Ясен Николаевич», — вспоминает выпускник журфака МГУ.