Проект предполагает, что в столичных школах также появится современное оборудование, например, планшеты и интерактивные доски. МОСЛЕНТА пообщалась с директорами московских школ и выяснила, что технологии уже вовсю осваиваются и без проекта.

Что такое электронная школа

Как поясняли ранее в департаменте образования, при обучении по такой системе используется электронная библиотека сценариев уроков. С начала работы проекта в шести пилотных школах в 2016 году туда уже было загружено более 3,5 тысяч программ занятий, которыми воспользовались на 16 тысячах уроках.

«Воспользоваться готовым сценарием или создать собственный может любой педагог. Ученики скачивают приложение uchebnik.mos.ru на планшет или компьютер, когда преподаватель запускает урок, школьники автоматически присоединяются к его сценарию», — говорится в сообщении. Урок можно заново открыть и дома, чтобы повторить материал.

К библиотеке прилагаются электронные дневники: там отображаются темы занятий со ссылкой на домашнее задание. Оценки ставятся в электронный журнал.

В библиотеку «Московской электронной школы» уже загружены 32 электронных учебных пособия по биологии, информатике, химии, физике, ОБЖ и истории для 5–11-х классов, а также шесть томов межпредметной хрестоматии. Разрабатывали их учителя, участвующие в программе. Библиотека будет постоянно пополняться.

Электронный журнал и дневник

Платформой электронного журнала и дневника московские школы пользуются уже несколько лет. За это время она не раз дополнялась новыми опциями и теперь предлагает информацию об оценках, школьных заданиях, а также о присутствии учеников. Все доступно как для учителя, так и для ребенка и родителей.

«Лет 5 мы пользуемся электронным журналом. За это время он изменился не кардинально, а просто опционально. Стало больше возможностей», — отмечает директор школы номер 149 Алексей Ларин. Его школа в программу не вошла, однако это не мешает учителям вовсю заниматься разработкой сценариев уроков. Занимает это до нескольких часов.

«Первые создавались несколько дней. Сейчас это может быть даже час времени, у кого-то больше. Специализированной подготовки педагогов не нужно. Все зависит от того, насколько учитель готов использовать материалы из электронной библиотеки», — объясняет заместитель директора лицея номер 1571 Мария Яшина. Ее лицей уже вошел в программу и вовсю использует новшества.

Планшеты

Лицей 1517 с сентября прошлого года получил новые планшеты с сентября. Правда, девайсы закупили только для части учеников. Директор Марина Варгамян подмечает, что получать в большом количестве необходимости нет: у ребят 8-11 классов есть свои гаджеты, разве что только у 50-ти учеников они не приспособлены для работы с общей школьной IT-системой.

Планшеты нужны не на всех школьных уроках. Часть урока английского языка 6-ки лицея уже проводят опустив глаза в экраны, а не в тетради. Некоторые, конечно, имеют некоторые проблемы, в основном технические. Работа на планшете много времени на уроке не занимает, учитель быстро переключает внимание детей на книги. «Пользоваться или нет – выбирает учитель, - объясняет Марина Варгамян. — Дети не забудут, как писаться тетрадях, потому что есть разные этапы урока». Закупка планшетов для школьников – один из пунктов программы «Московская электронная школа». Но и те, кому гаджеты по программе еще не привезли,уже активно ими пользуются. «У нас школа не топовая, - признается Ларин. – В среднем все ходят с планшетами и телефонами. На уроках 50 на 50: кто-то использует, кто-то нет».

О том, что решение заданий на планшетах давно стало частью учебного процесса, и в среднем в классах около половины детей имеют гаджеты для учебы, рассказали и в школе номер 1374 (учреждение также не вошло в программу).

«Есть классы, где наличие планшетов – 50 на 50, есть где процент имеющих планшеты меньше. Если брать в целом всех учеников с 1 по 11-ый — пока девайсы есть у меньшей половины», — отметила директор Маргарита Бриткевич.

Интерактивные доски

Интерактивные доски тоже успели стать обыденностью даже в тех школах, которые в проект «Московская электронная школа» еще не вошли. Доска представляет собой большой сенсорный экран, который выводит на стену информацию из поисковика и позволяет за секунду стирать с доски решенную задачку.

«У нас есть замечательный преподаватель математики – Астхик Карленовна. У нее интерактивная доска, и весь урок построен на новых технологиях. Вообще такими досками у нас оборудована половина аудиторий», — рассказывает Ларин.

В образовательном учреждении Бриткевич пользуются таким же оборудованием. «У нас расписание составляется так, чтобы можно было провести урок в кабинете, где есть интерактивная доска», — объясняет директор.

Интерактивные панели тоже вошли в число оборудования, на закупку которого в начале года был объявлен аукцион: на 3,37 миллиарда рублей московские власти планируют купить еще 7634 панели.

Wi-Fi

Обеспечить школы Wi-Fi – другая идея программы «Московская электронная школа». В январе московские власти объявили аукцион на закупку школьного оборудования и установку 20 600 точек WiFi-доступа в школах: на это власти готовы потратить около 442 млн рублей.

Правда, некоторые учебные заведения столицы подключили Wi-Fi самостоятельно еще несколько лет назад. «С 2014 года мы сами сделали зоны с точками доступа Wi-Fi для использования на уроках, например, работы с интерактивной доской», — объясняет Ларин.

Средняя скорость интернета – 100 мегабит в секунду – достаточно, чтобы свободно просматривать видео, найденное в поисковике и открывать спутниковые карты. Правда, свободный доступ к сети иногда мешает ребятам учиться.

«Wi-Fi мы отключить не можем, так как надо, чтобы онлайн ресурс всегда был доступен. Ребенок может открыть учебное задание, но при этом в параллельном окне играть или вести переписку. У некоторых еще не сформировано осознание того, что гаджет – инструмент познания мира. Конечно, придет время, они к этому будут относиться спокойнее», — комментирует Алексей Ларин.

В то же время, согласно результатам исследования Института образования НИУ ВШЭ (имеются в распоряжении МОСЛЕНТЫ), интернет учебе не помеха, пусть и бесконтрольный.

85 процентов опрошенных учеников рассказали, что в их школе нельзя пользоваться мобильными устройствами на уроках. Половина подростков отметили, что чаще выходят в сеть через личные устройства. Еще 25 процентов одинаково часто используют для выхода в интернет гаджеты и стационарный компьютер. 70 процентов респондентов признались, что они во время урока используют смартфоны для игр, общения в соцсетях и прослушивания музыки. И ровно столько же — 70 процентов — с помощью гаджета на занятиях просматривают образовательный контент.