Архпрогулка по Москве с бюро Wowhaus

С наступлением весны мы открываем новую рубрику, в которой будем разговаривать с архитекторами об их любимых московских местах, родных и вдохновляющих, а вы сможете использовать нашу Архпрогулку как альтернативный гид по Москве. В первом материале – разговор с ведущим архитектором московского бюро Wowhaus Михаилом Козловым, работавшим над одним из важнейших проектов бюро – созданием Крымской набережной. Сейчас Михаил курирует проект Музейного парка – общественной зоны, которая будет примыкать к обновленному Политехничекому музею.

Измайловский остров

Сложно вдохновиться одним конкретным зданием, поэтому я буду рассказывать о местах. Первое, чем я хочу поделиться, – это район Измайлово. Я родился и провел все свое сознательное детство в Измайлово, и одно из ключевых мест для меня – это Измайловский остров, окруженный Серебряно-Виноградным прудом.

Нужно сказать, это единственное место в Измайлово, где осталась настоящая старая Москва XVII века. В первую очередь это Покровский собор – одна из самых старых построек Измайловского острова. Там же есть белоснежные ворота, ведущие к собору, – это часть сохранившейся родовой усадьбы Романовых.

В конце XIX века Константин Тон пристроил к Покровскому собору военные богадельни и ансамбль стал еще более разнообразным. (Южный солдатски корпус. Памятник архитектуры. 1840-1850 гг. Архитектор К.А. Тон. Жилой корпус Измайловской военной богадельни. На 1-ом этаже размещалась солдатская столовая, на 2-м и 3-м этажах – палаты для проживания 200-х солдат.)

Это место действительно очень красивое, но поскольку качество инфраструктуры страдает, людей там бывает довольно мало – в основном это местные жители. Конечно, находиться там приятнее от того, что безлюдно, но съездить туда специально я настоятельно советую.

6-я Парковая улица

В Измайлово есть много разных Парковых улиц, на которых сохранилась сталинская архитектура 1950-х годов. Это не те хрущевки, которые потом стали заполнять район, а довольно странные трехэтажные дома, построенные пленными немцами. С точки зрения архитектуры, эти дома действительно странные, но поистине роскошные. У них остался богатый декор фасадов, в некоторых домах есть огромные террасы, выходящие на улицу, и, конечно, большие окна и высокие потолки.

Кроме того, эти дома окружают шикарные элементы благоустройства: вазоны, въездные чугунные арки, разросшиеся кустарники и деревья. Сейчас в этих домах по-прежнему живут люди, но состояние жилья оставляет желать лучшего.

Во-первых, дома, разумеется, никто не реставрирует, а во-вторых, у них элементарно нет фундамента. Кирпичные стены просто ставили на землю, не используя даже ленточный фундамент. Люди, живущие на первых этажах, говорят о том, что у них под ногами можно увидеть землю. Посмотреть на эти дома стоит обязательно, пока они не попали под снос, что должно случиться довольно скоро.

Метро

Теперь имеет смысл рассказать о метро. Когда я закончил школу в Измайлово, пошел учиться на архитектурный факультет в ГУЗ и соответственно начал ездить на метро. Одна из моих любимых станций – Партизанская. Она всегда мне нравилась тем, что в ней есть какая-то незаконченность и огромный размах.

Она гигантская по высоте и ширине. Когда эту станцию еще проектировали, планировалось по близости строить Стадион имени Сталина, поэтому она должна была вмещать большое количество людей. Стадион в итоге не построили, а станция получилась огромная, с тремя платформами, и довольно необычная. В оригинале она была покрыта асфальтом, там не было мрамора, как и еще на нескольких станций метро, и только недавно в ходе реконструкции ее облицевали.

Похожа по масштабу на Партизанскую станция Кропоткинская. Мне нравится ее лаконичная архитектура и, главное, – свет. Свет рассеивается за счет белоснежного потолка, и это дает невероятное ощущение. Станция создавалась рядом с будущим Дворцом Советов, который так и не был построен, поэтому проектировщики рассчитывали на большой поток пассажиров – она так же, как и Партизанская, трехпролетная.

И, конечно, Маяковская. В отличие от Кропоткинской Маяковска избыточна в своем декоре, но как раз он мне и нравится. Невероятные мозаики над перронами, металлические обоймы арок со сложными профилями и изломами – все это создает настоящую магию места.

Я и сейчас постоянно нахожу в метро что-то новое и интересное, обращаю внимание на архитектурные детали. Я захожу на станцию и сразу ищу, как устроена вентиляция, где спрятаны коммуникации. Когда строили метро, этому уделяли внимание, и поэтому многие станции сделаны очень интересно и остроумно.

Театр мимики и жеста

Театр мимики и жеста тоже находится в Измайлово, и третье место занимает по простой причине: я обратил внимание на это здание, уже когда был студентом, и начал интересоваться тем, что такое модернизм.

Здание было построено в 1960-е годы, и само по себе уникально по нескольким причинам. Это единственный подобный театр в России и первый в мире, а его внешний вид в угнетающей атмосфере измайловских хрущевок – это определенно выразительный ход со стороны архитекторов.

И вот в 1963 году среди хрущевок появляется космический корабль, с панорамным остеклением, огромными, довольно изящными кирпичными плоскостями. Внутри это довольно просторное, дышащее светом, помещение, с широкими красивыми лестницами.

Очень обидно, что сейчас здание находится в плачевном состоянии. Это связано с тем, что театр не имеет отношения к Министерству культуры, он принадлежит Всероссийскому обществу глухих и существует на его деньги, которых не так много. В 2000-е годы здание переживало очень тяжелые времена и больше половины пространства сдали в аренду под всякие странные учреждения. Поэтому на фасаде здания столько несуразных вывесок, а в фойе театра иногда продают шубы или мед. А прибыль от аренды театр вряд ли вкладывает в своей развитие, и это печально.

Я довольно давно думаю, что я мог бы предложить бесплатно сделать проект реконструкции этого здания. Если у них будут деньги на осуществление, я думаю, что конечно они согласятся. Сейчас у них дела идут лучше – сменился директор, там проходят детские спектакли.

Дворец Пионеров на Воробьевых горах

Через какое-то время после окончания института я переехал в район Университета. И одно из мест, где мы с женой гуляем с собаками, – это парк рядом с Дворцом Пионеров. Парк довольно странный и забавный, с прудом, оврагами, но при этом очень уютный. Конечно, жемчужина этого места – сам Дворец Пионеров.

Невероятно тонкое, современное, вписанное в окружающий ландшафт здание. Благоустройство, созданное вокруг, очень органично, и вообще, побыв в этом уникальном месте, действительно можно вдохновиться, проникнуться атмосферой 60-х годов, в которых определенно это здание застыло.

Конечно, время не щадит Дворец Пионеров, который вообще-то является объектом культурного наследия. Но за подобными строениями плохо следят, и они потихоньку разваливаются.

Поликлиника №1 на Сивцевом Вражке

Если продолжать разговор о вдохновении, то есть еще одно странное место, где я его ощутил. Это 1-я Московская поликлиника на улице Сивцев Вражек. Получив определенный опыт взаимодействия с госучреждениями, я не мог себе представить, что поликлиники бывают и такими.

Это довольно красивое здание 1940-х годов, его строительство было приостановлено во время войны и закончено в 1950-м. Когда я пришел туда, я был потрясен количеством деталей декора и дорогих материалов, использованных в отделке поликлиники. Паркеты, мрамор всех возможных сортов, венецианская штукатурка, которая декорирует все холлы – от маленьких до больших, роскошные дубовые двери – это что-то невероятно помпезное.

Но мне было интересно, конечно, не только это. Со временем к классическому зданию поликлиники с внушительной коллонадой стали пристраивать новые корпуса, в том числе в 1960-70-е годы. И из одной поликлиники здание превратилось в гигантский комплекс, где ты не только можешь получить любую медицинскую услугу, но и прогуляться, оценив стили разных архитектурных эпох.

Сначала ты оказываешься в помпезном сталинском ампире, дальше попадаешь в эпоху модернизма, где какие-то абсолютно залихватские формы опоясывают огромные атриумы с криволинейными лестницами, висят сложные латунные люстры и тому подобное.

Китай-городская стена

Мне очень близок район Китай-города. Там есть, как я его называю, чиновничий квартал (Большой Черкасский переулок), который представляет собой деловой центр: там собрались многие министерства, Избирательная комиссия. Так вот этот квартал находится будто не в Москве: какие-то узкие улочки, туда-сюда снуют люди в костюмах. Человек, который захочет полюбоваться архитектурой, туда не пойдет. Но ощущения, которые я испытываю там, мне очень нравятся, у нас там долгое время был ресторан и место стало родным.

Если пойти дальше, минуя Китай-город, по направлению к гостинице Метрополь, то можно набрести на осколок Китай-городской стены, который никто никогда не видит. Он находится прямо за гостиницей Метрополь вдоль переулка, выходящего на Театральный проезд.

Там очень красиво, и я довольно часто раньше там прогуливался. Когда мы с бюро делали проект реорганизации Площади Революции, заметили это место и появилась хорошая идея – облагородить его, сделать там кафе и превратить из помойки в достояние Москвы. Посмотрим, может быть получится.

Записала Софья Карпенко