Иконы стиля советских женщин
Модницам во времена СССР было тяжело. Информация о самых актуальных мировых трендах доходила к ним с опозданием и в искаженном виде. Вместо того, чтобы следить непосредственно за модой, следили за нарядами и, прости господи, «луками» известных актрис, певиц и заезжих иностранок.
1. Любовь Орлова
Тридцатые в СССР – это время ситца, белых платьев и Любови Орловой. Звездой кино она стала благодаря Григорию Александрову. Он не только открыл ее талант и женился, но и «придумал» образ. А точнее, полностью скопировал его с Марлен Дитрих, которую очень хорошо знал. Можно сказать, что женщины того периода старались подражать голливудскому секс-символу, при этом даже ни разу не посмотрев фильмов с ней.
Советские зрительницы делали прическу «под Орлову», мучаясь с завивкой и укладкой волнами, завалили портных заказами на платья с вырезами, а перчатки, которые актриса частенько носила, стали практически обязательным аксессуаром любой модницы. Закончилось тем, что психиатры даже стали ставить некоторым подражательницам диагноз: «синдром Орловой».
2. Людмила Гурченко
Для женщин музыкальная комедия «Карнавальная ночь» стала настоящим откровением, а молодая дебютантка в роли Леночки Крыловой буквально в один момент стала иконой стиля на десять лет вперед. Произошло это благодаря платьям в стиле диоровского new look, в которых блистала Гурченко.
На тот момент (1956 год) мода в СССР оставалась «замороженной»: женщины все еще носили довоенные модели, не до нарядов было – надо страну поднимать. Поэтому даже с огромным опозданием (на Западе стиль уже был на закате), модный эффект от просмотра фильма был невероятный.
По справедливости, славу Гурченко должна была бы разделить с художником-постановщиком Константином Ефимовым, который до этого работал в фильмах «Волга-Волга» и «Весна». Образ Крыловой создали художники и костюмеры, тогда еще совсем молодая актриса мало участвовала в этом процессе. Как бы там ни было, но модницы смотрели фильм по несколько раз при любой возможности и старательно копировали фасоны.
3. Брижит Бардо
Секс-символ европейских шестидесятых совершила маленькую революцию в моде, предложив публике образ взбалмошной и раскованной «куклы». Тут тебе и бикини, и платья-рубашки, и джинсы по фигуре. А что уж говорить о ночных платьях без бюстгальтера – такое себе ранее не позволяли даже жрицы любви, а уж добропорядочные мадам падали в обморок при одной мысли. Так что не будет преувеличением заявить: Бардо творила революцию. Но в СССР ее влияние было ограниченным.
Образ девушки без комплексов не вписывался в советские стандарты, поэтому в прокат тогда вышел только один фильм с ее участием («Бабетта идет на войну»), да и тот из осторожности наградили ограничением 16+.
Что, впрочем, не помешало советским женщинам крутить «бабетты» еще долгие годы. В остальном о достижениях Бардо только слышали. Хотя многим хватало и дошедших из заграницы слухов о том, «что сейчас носят». Например, бикини официально в СССР не продавали, а на советских пляжах они появились уже в начале 60-х.
4. Наталья Селезнева
Из всех работ Натальи Селезневой на советских женщин наибольшее впечатление произвел, конечно, образ Зины из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года. Наряды для артистки придумал совсем молодой Вячеслав Зайцев. Создатели фильма долго мучились с подбором одежды и пригласили профессионального модельера. Тот и превратил Зиночку в пример для подражания.
Практически сразу после премьеры платья с геометрическими принтами и белые брючные костюмы стали топовым трендом, а яркий макияж, босоножки-римлянки и зонтик тростью закрепились в моде до середины восьмидесятых.
5. Марина Влади
Француженку русского происхождения советский зритель любил, а власти относили к сочувствующим СССР, поэтому и приглашали в страну достаточно часто. Но реально на моду Cтраны Cоветов она начала влиять, когда вышла замуж за Высоцкого.
Как настоящая иностранка и не сама бедная женщина она могла позволить себе следить за последними тенденциями. А в сопровождении барда, чья популярность была огромной, она тут же оказалась в центре внимания как минимум всей Москвы.
Любое появление Влади в ресторане, на улице или «в тусовке» сопровождалось детальными обсуждениями ее нарядов. Сплетницы могли возмущаться чересчур откровенным для Союза платьями, но внимательно копировали стиль. Во многом именно Марине советская мода обязана появлению обтягивающих джинсов и модой на прямые распущенные волосы.
6. Эдита Пьеха
Советская эстрада до нее была довольно странным местом. Исполнители почти не двигались, не брали микрофон в руки и принципиально не замечали зрителей в зале. Считалось, что все это относится к ресторанам и не к лицу серьезным деятелям искусства. Эдита Пьеха вела себя на сцене намного раскованнее.
Новатором она была и в моде, по крайней мере, по советским меркам. В самом начале карьеры Пьеху даже обзывали «стилягой». Глядя сейчас на ее «шокирующие» наряды, в это сложно поверить.
Эдита Пьеха сделала модными пышные прически, макияж со стрелками, шляпки с вуалью, банты на блузках и костюмы-двойки. Среди ее достижений и появление на сцене в мини-юбке: она сделала это одной из первых. Хотя в то время их уже можно было встретить на улицах, но существовало негласное табу на мини для серьезных мероприятий.
7. Майя Плисецкая
Знаменитая балерина, имея доступ к загранпоездкам и заслуженную мировую известность, просто не могла не стать законодательницей мод в СССР. В том же Париже у Майи были возможности, которыми не могли похвастать даже советские министры. Сама Коко Шанель устроила показ своей последней коллекции, где Плисецкая могла выбрать понравившиеся платья, а Пьер Карден создавал модели специально для балерины.
Естественно, самые актуальные вещи у Плисецкой появлялись практически сразу, как только они входили в моду. Она привезла в страну широкое пальто, манто из натурального меха и высокие сапоги, а также первой продемонстрировала стиль милитари. Конечно, советским женщинам было сложно угнаться за балериной, но они честно старались.
8. София Ротару
Влияние Софии Ротару на советскую моду многие недооценивают. Молодая тогда певица не могла блистать привезенными из Парижа нарядами, но довольно успешно заняла нишу этнического стиля. На Западе его активно продвигали хиппи, но в СССР доходили только редкие отголоски этих тенденций. Сложно сказать, насколько они повлияли на Ротару, но ограничиваться традиционными народными нарядами она не стала.
В ее гардеробе появились блузы с орнаментом и яркие разноцветные платья. И не традиционные народные наряды, а вполне современные фасоны. Молодежь, особенно в провинции, начала массово перешивать бабушкины вышиванки на более современный лад. Правда, вскоре после того, как карьера певицы пошла в гору и Ротару начала ездить по заграницам, стиль сменился на классический.
9. Барбара Брыльска
Надя из «Иронии судьбы» – культовый образ для советских женщин. Для простой учительницы русского языка выглядела она просто ультрамодно. По всей стране началась волна подражаний. При этом копировалось буквально все, начиная с прически и заканчивая духами Lancome Climat, которые подарил незадачливый жених Ипполит.
Надо сказать, что и самой актрисе понравился созданный образ. В течение нескольких лет она его практически не меняла.
Сразу после выхода фильма модницы стали заказывать меховые шапки «воронье гнездо»: обязательно пушистые и из лисицы, а цепочка «стебель бамбука» стала хитом лет на двадцать. И особенно полюбилось зрительницам бежевое платье Нади. Очень «в тренде» - в начале семидесятых стиль сафари с легкой руки Ива Сен-Лорана был весьма популярен в Европе.
10. Раиса Горбачева
Жена первого секретаря КПСС стала полноценной первой леди страны в западном понимании. До этого супруги и члены семей советских руководителей были народу практически неизвестны, персонами они были не публичными и не оказывали никакого влияния на советскую моду. Первым исключением стала Раиса Горбачева.
Она не пряталась за спину мужа и довольно часто мелькала на ТВ. Хотя общество в целом принимало такую активность негативно, женщины внимательно следили за тем, как менялись ее наряды.
Горбачева, по сути, подарила советским женщинам деловой костюм. Конечно, носили их и раньше, но многие воспринимали такую одежду исключительно в качестве рабочей, своеобразной «спецовки» для офиса. Раиса наглядно доказала, что костюмы могут быть еще и элегантными.