Войти в почту

Как будут восстанавливать церкви

Храм Успения Богородицы на Покровке. 1888 год.

Фото: public domain

История возведения пяти храмов, снесенных еще в 30-е годы прошлого столетия, обсуждается в Москве уже не первый месяц. МОСЛЕНТА решила изучить, возможно ли восстановить утраченную архитектуру, кому это нужно и что происходило в снесенных храмах почти 100 лет назад.

Информация о возможном восстановлении пяти старых храмов Москвы снова появилась на новостных лентах в феврале. Периодически пресса писала об этом в течение 2016 года. Среди тех, которые хотели восстановить, назывались: церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, церковь Николая Чудотворца «Большой Крест», церковь Флора и Лавра на площади Мясницкие Ворота, церковь Похвалы Пресвятой Богородицы недалеко от Всехсвятского проезда и Пречистенской набережной, а также церковь Воскресения Словущего на Остоженке.

Лихо в 90-е

Полное восстановление храмов в Москве — история из 1990-х. Тогда первый и единственный раз заново возводили весь ансамбль собора Казанской иконы Божией Матери. С нуля в 90-е выстроили и Воскресенские ворота – все недалеко от Кремля. Ближе к сегодняшнему дню — уже в 2014 году — взялись за восстановление храма Преображения Господня на Преображенской площади. Так же как и эти объекты, названные храмы в большинстве случаев можно выстроить только как «новоделы»: от многих ничего не осталось.

«Ни о какой исторической реконструкции и речи быть не может, ведь храмы были полностью снесены. Но для современной техники нет ничего невозможного. Разве что от церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке остался кусочек, так что есть с чего начинать. Там буквально декор крыльца, которое выходило в сторону соседнего здания», — рассказывает МОСЛЕНТE историк Сергей Кайдашев.

Пять практически полностью утраченных объектов были снесены еще в 1930-е годы. Бульдозер расправы с тех пор трудился над сносом храмов до хрущевского времени.

По словам Сергея Кайдашева, в Москве остались «призраки» десятков храмов, которые можно было бы восстановить. По каким причинам выбрали пять названных сооружений — пока неизвестно. Правда, почти все территории, на которых до 30-х располагались эти храмы, сейчас пустуют. А вот большинство мест, где стояли другие, застроены.

«На месте множества храмов уже стоят дома, гостиницы, кинотеатры, а на месте некоторых уже были построены и станции метро, поэтому восстановить их просто невозможно», — комментирует Сергей Кайдашев.

Чьих будут?

Проект восстановления пяти храмов предложила инициативная группа, отправившая письмо председателю Российского исторического общества (РИО) — Сергею Нарышкину. Документ оказался в распоряжении редакции: «Общественное объединение граждан» предложило приурочить возведение храмов к «100-летию восстановления Патриаршества в России».

«Есть история про храм Успения на Покровке, и кто-то из наших контактирует с группой активистов. Это история давняя, там люди много лет рисуют в фотошопе и занимаются проектированием, — рассказывает координатор «Архнадзора» Петр Мирошник. — Если вы знаете Николая Авакуумова (архитектор — ред.), он точно с ними контактирует».

Как утверждается в письме в РИО, проект восстановления храмов уже был представлен в Патриаршем совете по культуре и в Финансово-хозяйственном управлении РПЦ, с вопросом также ознакомлен Святейший Патриарх.

«Письмо, пришедшее в РИО, мы отправили в министерство культуры, — комментирует член правления Российского исторического общества Константин Могилевский. — Минкультуры серьезно его проработало и прислало ответ, из которого следует — восстановление утраченных объектов культурного наследия религиозного назначения осуществляется каждый раз по решению правительства России по согласованию органов власти региона и с учетом мнения религиозных организаций, в данном случае РПЦ. Поэтому министерство культуры, в свою очередь, спросило позицию правительства Москвы и РПЦ».

Минкультуры России действительно отправило в Патриархию запрос «о предоставлении позиции по воссозданию указанных храмов», как сообщили МОСЛЕНТЕ в пресс-службе министерства. Похожее обращение получили и в правительстве Москвы. Правда, ни там, ни там нам об этих запросах пока не рассказали.

Предложение о строительстве пяти храмов также было рассмотрено 1 ноября 2016 года на заседании президиума Российской Академии художеств, в составе президента Академии Зураба Церетели и членов президиума.

«Решением президиума Российской Академии художеств проект был одобрен, высказано намерение о создании рабочей группы, которая будет координировать подготовительный этап проекта», — говорится в письме, полученном РИО.

По заявлению инициативной группы, обмерные чертежи утраченных храмов и даже слепки есть в Государственном архиве и архиве Музея архитектуры города Москвы имени Щусева. К тому же, из письма становится понятно: источники финансирования для возведения храмов найдены, а один из благотворителей уже готов поделиться монетой.

Пустыри земли

Сегодня большинство мест, где могут возвести храмы, действительно пустуют.

Пространство под церковь Похвалы Пресвятой Богородицы находится недалеко от храма Христа Спасителя (Всехсвятского проезда и Пречистенской набережной).

«Очень древний храм, который славился тем, что там якобы был похоронен Малюта Скуратов. Он назывался «старая проща», — рассказывает о церкви Сергей Кайдашев. — Один из немногих храмов, куда приходили замаливать грехи».

До следующей точки нужно идти вниз по Остоженке. У стен Зачатьевского ставропигального монастыря можно увидеть стройку, огороженную баннерами: «Палаты XVII века. Дом П. В. Киреевского», тут же «Церковь Воскресения Словущего на Остоженке». Правда, за высоким ограждением только горы мусора и прикрытое здание. Исторически это оброчные земли монастыря.

«Почти сразу после открытия монастыря заговорили о том, что неплохо было бы восстановить этот храм. При каждом монастыре были такие церкви. В монастырях не венчают, не отпевают, и нужен был какой-то храм, в котором бы эти требы исполнялись. Возникает вопрос: если его восстановить, то это будет храм, приписанный к монастырю», — комментирует историк.

Третье место — метро «Тургеневская». Здесь у московского театра Et Cetera высилась церковь Флора и Лавра. Правда, часть бывших владений церкви уже огорожена забором, за которым будет строиться второе здание театра.

Недалеко отсюда — на Китай-городе — стояли храм Успения на Покровке и церковь Николая Чудотворца «Большой Крест». Место первого строения — Покровку, 5 — сегодня занимает Saperavi Cafe и небольшой сквер.

По словам Сергея Кайдашева, храм Успения на Покровке был одним из лучших памятников барокко в Москве. Есть легенда, что сам Наполеон был поражен красотой этого храма настолько, что приказал охранять его в горящей Москве. Так стены храма были спасены.

Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» находилась на Ильинке, рядом с Северным страховым обществом и Министерством финансов России.

«Духовенство хорошо помнит об этом храме и заинтересовано в том, чтобы его восстановить, на этом месте тоже ничего не построено, — комментирует Сергей Кайдашев. — Церковь «Большой Крест» на Ильинке была одной из главных на Китай-городе. Это был купеческий храм и славился он тем, что там стояло большое распятие с частицами мощей. Здесь заключали сделки с помощью крестного целования, на веру, что называется».

_Еще больше фото здесь._