Войти в почту

В чем ценность советского конструктивизма

Как все начиналось

«Я родилась в Москве, но в 1991 году, когда мне было семь лет, переехала с семьей в США. Там получила гражданство и практически забыла русский язык. Меня всегда интересовала история и культура России, поэтому нехватка языка остро ощущалась. Поступив в университет, я попыталась восстановить свои знания и поехала на полгода в Москву по программе обмена студентами. Город показался мне совершенно другим миром — со своей культурой и жизнью. Меня удивило, что правила не работают — например, в то время машины ездили по тротуару. Но несмотря на это, плохую погоду и частую грубость со стороны продавцов и официантов, я поняла, что хочу связать свою судьбу с Россией.

Через четыре года я решила выучиться на фотографа в университете в Сан-Франциско. Одним из первых заданий было скопировать работы предложенных мастеров фотографии. В списке меня сразу привлекла русская фамилия — Родченко. Тогда об Александре Родченко я ничего не знала, но, загуглив, сразу же влюбилась в его фотографию Шуховской башни. Впоследствии его работы оказали на меня большое влияние. Особенно снимки конструктивистских зданий, благодаря которым я начала погружаться в эпоху авангарда. На фотографиях эти дома были в хорошем состоянии, но, приехав в Москву в 2010-м, я обнаружила, что они сильно разрушены. Начала изучать ситуацию, ходила на лекции и фотографировала конструктивистские здания — это было актом фотофиксации, попытки сохранения.

К окончанию университета в 2012 году у меня уже был блог The Constructivist Project, а вскоре появился еще фейсбук, твиттер и инстаграм, где я делилась своими фотографиями и знаниями об эпохе авангарда. Что важно, я писала на английском, потому что знаю его лучше, чем русский. Со мной стали связываться люди, интересующиеся конструктивизмом. Выяснилось, что на английском об этой архитектуре вообще не так много информации. Тогда я поняла, что тема может быть широко интересна.

В 2012 году я снова приехала в Москву, на этот раз не взяв обратный билет. Мне очень хотелось показать свои работы, посвященные русскому конструктивизму, и я не знала, сколько для этого потребуется времени. Но уже через год в Еврейском музее прошла моя выставка. Все это время я ходила на разные лекции и выставки — в том числе в Центр авангарда, — поэтому быстро попала в архитектурное комьюнити. Часто меня спрашивали, где можно найти карту с конструктивистскими зданиями в электронном виде, или хотя бы книгу об этом периоде. Я всем подробно отвечала, либо перенаправляла к другим экспертам. Пока не поняла, что нужно собрать всю информацию на одном ресурсе. Такие попытки уже предпринимал «Совмод», но они сделали карту модернизма в целом, и прекративший работу «Москонструкт».

Я окончательно убедилась в необходимости онлайн-карты после путешествия на поезде от Москвы до Владивостока. Даже для меня, человека, знающего где искать информацию о конструктивизме, было достаточно сложно найти сведения о постройках этого периода в том же Омске, Томске или Красноярске. Оказалось, что о карте давно мечтали и в Центре авангарда, поэтому директор центра Саша Селиванова поддержала мою идею».

О команде и отношении к конструктивизму

«Над проектом The Constructivist Project работает целая команда. Если я больше занимаюсь популяризацией, то Саша Селиванова осуществляет координацию с экспертами. Она подходит к работе с научной точки зрения, и без ее знаний и контактов работа заняла бы у меня намного больше времени. Дизайн сайта придумал Илья Старков, автор проекта «Тогда». Еще у нас есть программисты, отвечающие за всю техническую часть работы. Также нам помогают студенты и журналисты из России и СНГ. Каждый член команды курирует несколько городов: ищет объекты авангарда и добавляет в базу. Если ему не хватает информации, подключается вся группа. Иногда мы обращаемся за помощью к архитектурному сообществу.

Информацию об объектах конструктивизма берем из книг, путеводителей, местных реестров, связываемся с региональными экспертами. Также на сайте есть кнопка «Добавить», позволяющая любому прислать информацию об объектах, которых еще нет на карте, уточнения и дополнения. Иногда информацию присылают на почту. Фотографии мы либо делаем сами, либо берем из «Википедии», pastvu.com и других архитектурных и краеведческих сайтов, ссылаясь на первоисточник.

У нас нет какого-то офиса, только общий чат, где мы обычно списываемся по вечерам, и «Гугл Док» с перечнем возникающих вопросов. Иногда нам удается собраться вместе в Центре авангарда. Но надо понимать, что The Constructivist Project — чисто волонтерская работа. Ни я, ни другие не получают за нее деньги. Нам просто интересно рассказывать о конструктивистских зданиях в разных городах России. Например, о Белой башне и доме Уралоблсовета в Екатеринбурге, доме Краснабсбыта в Новосибирске, Доме Советов в Улан-Удэ или здании фабрики-кухни в Самаре.

Я не очень хочу распространяться о бюджете. Могу только сказать, что в какой-то момент получила небольшой грант, который полностью ушел на оплату работы программистов. Также мне пришлось самой вкладываться в проект. Понимаю, что обычно это так не работает: сначала ищут грант, а потом делают. Но найти финансирование на создание такого портала, как наш, достаточно сложно. Поэтому мы создали его своими силами. Работа над картой еще не полностью завершена. Мы надеемся, что в этом нам смогут помочь эксперты, историки и обычные жители регионов. Иногда с их помощью нам удается найти малоизвестные объекты.

К сожалению, сейчас конструктивистские здания часто подвергаются сносу. Конечно, город должен развиваться, становиться более современным, но сохранение исторического наследия не менее важно. Со времени моего первого приезда сюда Москва очень сильно изменилась, стала более европейской. Не могу сказать, что это плохо, но мне не хватает ее прежней аутентичной атмосферы.

Мне кажется, конструктивизму достается в первую очередь из-за того, что люди не понимают его ценности. Они не знают, почему именно так строили в послереволюционный период, почему была такая эстетика, не понимают особенности геометрии этих зданий. Большинство здесь признает только классицизм и сталинки, не считая конструктивизм частью истории. Тогда как за границей эту эпоху считают волшебным периодом, который внес огромный вклад в развитие мировой архитектуры. К слову, это был первый случай, когда идеи, придуманные в России, повлияли на западную архитектуру».

Первое время мама не понимала, почему я уехала в Москву. Она постоянно спрашивала, комфортно ли мне здесь. Но потом, увидев, как развивается мой фотопроект, поняла, почему я живу в Москве. Некоторые иностранные студенты, с которыми я училась здесь по программе обмена, наоборот, очень мне завидуют. К слову, двое из них принимали участие в моем путешествии по России на поезде.

После того как я начала заниматься The Constructivist Project, ко мне стали часто обращаться совершенно разные люди: бывает, что иностранные эксперты просят помочь попасть в какой-нибудь дом или связаться с русским коллегой, студенты — проконсультировать их для написания диплома о доме Наркомфина или рабочих клубах. А как-то раз мне написали из лондонского издательства Blue Crow Media. Они увидели мой проект и предложили сделать вместе двуязычную карту по московскому авангарду. Она вышла в прошлом году. Для меня это был интересный пример международного сотрудничества: лондонское издательство делает карту Москвы, а я, наполовину американка, помогаю.

Сейчас на нашем сайте есть карточки каждого найденного конструктивистского объекта — в них приведена краткая информация: год постройки, архитектор, статус здания, его состояние и место расположения. Помимо фотографии мне хотелось бы добавить в карточки видео, не только обычное, но и в формате 360 градусов, а также 3D: для меня как фотографа это очень важная визуальная часть. К тому же так у людей появится больше информации. Еще я очень хочу работать с «Яндекс. Картами», потому что при помощи их конструктора можно рисовать на карте. Мы смогли бы отмечать здания из массива и добавлять уже снесенные постройки.

Кроме того, мы думаем о создании экскурсионных маршрутов. Например, Центр авангарда уже проводит такие по Шаболовке. Возможно, мы будем делать и виртуальные экскурсии. Еще нам бы очень хотелось устроить выставку. Надеюсь, что получится организовать ее через год».