Врачебная модернизация
Одна из наиболее интенсивно меняющихся городских систем – здравоохранение. Депздрав столицы ведет одновременно более пятидесяти проектов, а правительство Москвы выделяет медикам новые мотивационные гранты. Отрасль осваивает высокие профессиональные стандарты работы и технологии. Чтобы обсудить перемены, министр правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун встретился с журналистами Rambler&Co.
Врачебная модернизация
Еще в апреле этого года на заседании президиума правительства Москвы было принято решение об учреждении регионального профессионального статуса «Московский врач». Он присваивается после успешной сдачи специального экзамена по теории и практике, в ходе которого врач может доказать, что его знания, опыт и уровень профессионализма выше базовых требований и соответствует мировым стандартам. Сдается экзамен бесплатно и добровольно.
«Под этот проект мэр Москвы выделил специальный грант. Уже в сентябре мы дадим возможность нашим медикам пройти специальный экзамен и получить этот статус «Московский врач». Ответил на вопросы экзамена, соответствуешь высокому статусу — получи плюс 15 тысяч к заработной плате, а заодно и перспективы карьерного роста», — объясняет журналистам Алексей Хрипун.
К реализации этого проекта привлекли и московские медицинские вузы. Например, в Первом МГМУ имени Сеченова в рамках федеральной системы аккредитации создан специальный центр, который департамент здравоохранения планирует задействовать. Ведь требования к строгому и независимому экзамену похожи на аккредитационные испытания для врачей, а с учетом особенностей столичного здравоохранения даже превышают их. Аналогичные возможности появляются и в других профильных вузах города.
«Российская медицина переходит на принцип аккредитации, такой же, как и во всем мире: 3-3,5 тысячи тестовых вопросов, на которые нужно ответить и структурированный симуляционный экзамен, на котором соискатель может продемонстрировать необходимые практические навыки, потом экзамен и обсуждение портфолио. То, к чему мы идем — система непрерывного образования», — считает глава Депздрава.
Еще один важный проект — внедрение специальности «врач общей практики» в работу городских поликлиник. Сейчас ее получили уже около двух тысяч участковых терапевтов, а в 2018 году таких специалистов будет уже 3,5 тысячи.
«Участковый терапевт до недавнего времени был по сути диспетчером, не принимающим никаких решений. Мы даем право врачу общей практики принимать решения по тактике лечения широкого спектра заболеваний и параллельно с этим — возможность осуществлять практические функции. Например, выполнить хирургическую перевязку, не отправляя больного к хирургу», — говорит Хрипун.
Другой проект, в котором смогут принять участие врачи, связан с работой с пациентами: сотрудников медучреждений обучат основам корпоративной культуры и правилам этичного общения.
«Мы создаем сейчас Центр развития компетенций, где будем этому учить. Приходит человек, просит принять его на работу в медицинскую организацию, мы направляем его сначала в этот центр, изучи там адаптационный пакет, прими корпоративные стандарты московского здравоохранения», — объясняет глава Депздрава.
Системные изменения
В планах Департамента здравоохранения на ближайшее время, например, намечено улучшение работы женских консультаций. В Москве их 128, и около 100 из них — подразделения городских поликлиник. Их хотят перевести в подчинение родильных домов.
«Главное тут преемственность. Площади те же, люди те же, зарплата не ниже, функционал тот же. Сотрудники смогут даже больше получать. Меняется формат, — рассказывает Хрипун. — Беременная женщина, которая приходит в женскую консультацию, точно сможет узнать, где она может получить экспертную консультацию, а также выбрать конкретного врача для сопровождения родов. При этом у нее остается право родить и в другом роддоме по ее выбору».
Одной из самых обсуждаемых за последнее время стала реорганизация системы психиатрической помощи в Москве. «Примерно 40 процентов (из тех, у кого есть психиатрический диагноз – ред.) сейчас просто фактически живет в учреждениях, а не проходит активное лечение. Две загородные больницы мы уже адаптировали под интернаты для лиц с психическими расстройствами. При этом ни одну психиатрическую койку не сокращали и не собираемся этого делать», — подчеркнул глава Депздрава.
А вот психоневрологических диспансеров, по его словам, в Москве сейчас мало, всего 20 — это структурные подразделения больниц. В ближайший год количество диспансеров удвоится — их будет не 20, а 40. «Важно максимально приблизить помощь таким пациентам, чтобы они не жили в больнице, а возвращались в социум; для этого развиваются стационарозамещающие технологии», — сказал чиновник.
Еще один фокус внимания в этом году — формирование сети онкологической помощи. Благодаря проводимым изменениям планируется сократить сроки диагностики и начала лечения. По словам Хрипуна, диагноз можно будет установить уже в поликлинике (там все необходимое для этого сейчас имеется), быстро подтвердить в специальном онкологическом центре, получить там комплексное лечение, а долечивание — в онкодиспансере, которых станет в разы больше.
«За раннюю (своевременную) диагностику рака специалист поликлиники будет материально поощряться. Если возникло предположение, что у человека рак, а после диагноз подтвердился — тогда грант», — объяснил руководитель городского департамента здравоохранения.
Изменения пройдут и в системе диспансеризации. «Мы сейчас стремимся к тому, чтобы всю процедуру диспансеризации в поликлинике можно было пройти за 90 минут. К концу года это будет сделано», — прокомментировал Хрипун.