Войти в почту

«Моя улица»: за и против

На днях широкой публике были представлены результаты исследования, призванного выяснить отношение москвичей к программе благоустройства «Моя улица». Выяснилось, что отношение в основном крайне положительное. МОСЛЕНТА выяснила у экспертов, чем довольны сторонники программы, чем недовольно меньшинство скептиков и как спланировать очередной этап работ, чтобы учесть мнения всех горожан.

Три четверти — «за»

Исследование проводилось Центром политических технологий с 25 марта по 5 апреля этого года, в нем приняли участие 1677 москвичей, половина которых отвечала на вопросы анкеты в ЦАО, а половина — в остальных административных округах Москвы.

Выяснилось, что «целиком положительно» и «скорее положительно» к «Моей улице» относятся 76 процентов опрошенных. 86 процентов респондентов сказали, что программу надо продолжать. Оценивая результаты благоустройства, 48 процентов отметили, что Москва становится удобной, а еще 22 — что столица превращается в современный европейский город.

Среди тех, кто результатами оказался доволен, треть одобряет любое благоустройство как таковое, еще треть хвалит общие результаты проекта, а конкретными улучшениями довольны 12 процентов. Говоря о впечатлении от благоустроенных улиц, самые большие положительные оценки опрошенные дали оживленным торговым улицам и транспортным артериям, таким как Садовое и Бульварное кольцо, Новый Арбат и Тверская.

Меньшинство скептиков

В меньшинстве оказались те, кто программой по разным причинам недоволен. Например, три процента вообще никакого благоустройства не хотят, а еще 8 процентов респондентов считают, что в нем нуждаются только наиболее запущенные улицы и городские территории. Причин для такого решения у горожан было несколько.

«Главная претензия — это нерациональное использование ресурсов и низкое качество работ, соответственно 7 и 3 процента от общего количества недовольных, которых набралось 19 процентов», — пояснил Борис Макаренко, председатель правления проводившего опрос фонда «Центр политических технологий».

Два процента из них раздражают возникающие в ходе работ неудобства, а 4 недовольны тем, что благоустраивается центр, а не окраины.

Еще около 4 процентов горожан недовольны конкретными аспектами программы, и только 1 процент выразил недовольство тем, что меняется привычный облик города.

По его мнению, на меньшинство скептиков и критиков стоит обратить внимание, поскольку они хотят быть услышанными.

Специфика аудиторий

Рассуждая о перспективах программы, 86 процентов высказались за ее продолжение, причем половина из них на фоне общей удовлетворенности тем, что происходит в городе, выбирают короткий ответ «Да, продолжать», и ровно столько же предлагают продолжать, но с рациональным расчетом затрат и тщательным выбором объектов.

«За то, чтобы тщательно все планировать и учитывать — те, кто давно живет в Москве, те, кто не одобряет работу мэра и автомобилисты. У автомобилистов вообще скептическая позиция: именно они чаще других отвечали, что Москва стала неудобным городом, и отмечали, что приезжать в центр, парковать там машину и идти гулять стало некомфортно», — поясняет Макаренко.

Впрочем, результаты опроса не настолько категоричны: среди автомобилистов 46 процентов высказались все же за благоустройство, но предпочли бы пересмотреть уровень затрат и список объектов. 38 процентов сказали твердое Да программе. 9 процентов считают, что есть улицы гораздо более нуждающиеся в благоустройстве, чем центральные, и только 5 процентов не желают больше никаких ремонтных работ в городе.

Кстати, около 11 процентов респондентов рассказали, что специально приезжают в центр смотреть на обновленные улицы, еще столько же человек просто стали чаще там бывать, не уточнив причину. Для 32 процентов опрошенных прогулки по благоустроенным дорогам и вовсе обычное дело — они постоянно бывают там по делам или работают в тех районах, где прошла «Моя улица».

При этом про удобство чаще говорили жители центра и пожилые респонденты, а про современность и подобие Европе — молодежь, в основном живущая за пределами Садового кольца.

Впрочем, нашлись 24 процента москвичей, которые и вовсе не бывают на обновленных улицах, а 8 процентов утверждают, что они просто никак не изменились.

Социокультурные исследования

«Отрадно видеть такие цифры, потому что отчасти это реакция и на нашу работу, — отмечает партнер КБ «Стрелка» Александра Сытникова. — Если горожане в большинстве своем поддерживают проект, это значит, что мы свою работу сделали хорошо. И вот почему, как мне видится, мы пришли к таким результатам: в самом начале работы над проектами по программе „Моя улица“ мы делаем социокультурное исследование, которое проводит Центр городской антропологии КБ „Стрелка“, аналогов которому в России пока нет».

Цель таких предварительных исследований — выявить основные запросы и интересы ключевых пользователей улиц. При этом они делятся на два слоя: первый и основной — это глубинные исследования, в ходе которых антропологи встречаются с жителями квартир (75 процентов опрошенных), сотрудниками офисов и предприятий, расположенных на улице (25 процентов).

Каждое интервью длится от часа до полутора и в большей степени сосредотачивается на деталях и конкретных предпочтениях в отличии от прикладной социологии, где исследование базируется на количественной выборке.

Так как сериями интервью невозможно охватить все категории пользователей — например, транзитных пешеходов, туристов и автомобилистов — второй слой исследований проводился в формате «цифровая антропология».

«По четырем основным социальным сетям: Twitter, Facebook, ВКонтакте и LiveJournal мы брали упоминание об объекте, — рассказывает Александра. — Причем это не спровоцированное мнение респондентов, а анализ уже выложенных в соцсетях сообщений, изображений о городских объектах, которые их беспокоят или, наоборот, полностью устраивают».

Полученные на основе этих исследований выводя ложатся на стол проектировщикам уже в качестве технического задания. Таким образом, проектные предложения по всем московским улицам, площадям и набережным разрабатываются с учетом мнения всех ключевых групп пользователей этих городских пространств.