Какие изменения ждут московские улицы
Самые заметные изменения произойдут в центре Москвы, в районе Зарядья, на дюжине набережных, в «Музейном квартале». Какие пешеходные маршруты предложат москвичам, куда вернутся трамваи и на какой площади разобьют рощу – читайте в материале МОСЛЕНТЫ.
80 территорий
В 2017 году в Москве пройдет уже третий этап программы «Моя улица», и он будет масштабнее двух предыдущих. Если в рамках первого было благоустроено 47 общественных пространств, в 2016-м — уже 61 пространство, то в этом году власти рассчитывают, что благоустройство развернется более чем на 80 улицах, площадях, переулках, набережных и въездных группах Москвы.
Работы начнутся уже в ближайшее время, их финальный этап намечен на август, а полностью программа завершится к следующему Дню города в начале сентября. После этого, в октябре-декабре, будет происходить высадка деревьев. Их появится не менее 4,5 тысяч. Как отметил заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, как и прежде, приоритет будет отдан не машинам, а людям, и в первую очередь – пешеходам. Опыт прошлых программ показывает, что они действительно заинтересованы в происходящих изменениях.
«Число пешеходов в центре Москвы выросло на разных улицах в два-четыре раза. Это доказывает – москвичам и гостям столицы нравится тот результат, которого мы вместе достигаем», — сказал Бирюков, напомнив, что при подготовке третьей программы были выслушаны предложения 1,5 миллиона человек.
«В первую очередь на благоустраиваемых улицах расширятся тротуары. В среднем на всех улицах, включенных в программу, тротуары расширяются на три метра, но при этом везде, где возможно, мы тротуары расширяем от шести метров и более. Такая ширина позволяет расположить уличные кафе и нестационарные торговые точки и, в то же время, не мешает свободному проходу пешеходов», — отметил Бирюков.
По его словам, за два года число уличных кафе в столице увеличилось почти в полтора раза. На благоустраиваемых улицах, как и прежде, появятся многочисленные скамейки, будут разработаны новые пешеходные маршруты, в том числе для людей с ограниченными возможностями.
Главные проекты
Среди наиболее значимых объектов программы – парк Зарядье, который откроется в этом году и станет важнейшим туристическим объектом столицы. «Мы готовим „оправу“ для этой новой жемчужины Москвы. Мы обустраиваем Варварку и Китайгородский проезд, — рассказал Бирюков. — Своего рода продолжением парка станет новая пешеходная зона от Варварки до Никольской улицы».
Сердцем этой новой зоны станет Биржевая площадь — одна из немногих каменных площадей Москвы, которая сейчас почти вся занята парковкой, а в этом году превратится в городскую достопримечательность с фонтаном, прямо внутри которого будут расти деревья.
Пешеходное пространство будет расширено на Волхонке. Там начинается работа по созданию «Музейного квартала». Территория в районе улицы будет озеленена, атмосферности добавят малые скульптурные группы.
«В этом году у нас вместе с Москвой начинается освоение улицы Волхонки, которая является чрезвычайно московской, действительно исторически очень важной, — рассказала директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак. — Я надеюсь, что в этом году вместе с нашими московскими коллегами мы продемонстрируем тот идеальный результат, которого все ждут. Почему идеальный? Я в этом уверена совершенно.
Во-первых, потому что мы точно знаем, что мы хотим. Во-вторых, вместе с нами работают очень профессиональные дизайнеры и архитекторы, здесь сидят представители Стрелки, здесь сидит архитектор Юрий Григорян. Перфекционизм этих людей, их отличный вкус и понимание, что должно быть, мотивирует меня сказать эти слова».
В 2017 году завершатся преобразования на Бульварном кольце. Там работы будут сконцентрированы на ремонте фасадов, приведении в порядок вывесок, создании возможности сквозного движения по бульвару, для чего возведут дополнительные надземные переходы.
Полностью завершатся работы по благоустройству Садового кольца. Основное внимание в этом сезоне уделят прилегающим к нему площадям. Так, на Площади Красных ворот разобьют рощу и создадут искусственные холмы. На площади Тверская Застава, которая, по сути, играет роль ворот города, будет переработана транспортная схема. На площадь вернется памятник Максиму Горькому, который с 2005 года находится в «Музеоне».
Дюжина широких набережных
В рамках «Моей улицы» будут расширены пешеходные пространства 12 набережных, общая протяженность которых превышает 40 километров. От проезжей части их отобьют деревьями. Ожидается, что набережные будут обновляться по единым правилам, но каждая из них будет отличаться, будет обладать деталями и особенностями, присущими окружающему пространству.
«Будет благоустроена цепочка набережных внутри Садового кольца от Пречистенской до Гончарной. Одно из звеньев которой – Кремлевская набережная была благоустроена в прошлом году», — рассказала директор проектов КБ «Стрелка», выполняющего функции оператора программы «Моя улица», Александра Сытникова.
«Появится прогулочный маршрут, связывающий парк Культуры им. Горького и Зарядье. По обновленному маршруту можно будет прогуляться от Крымской набережной, Нового корпуса Третьяковки до исторического здания через Якиманскую, Кадашевскую набережные», — отметила она.
Дизайн 55 проектов разработан именно КБ «Стрелка». В прошлом году КБ был разработан Стандарт благоустройства московских улиц, который приняло правительство Москвы. В соответствии с этим стандартом и проходит работа «Моей улицы».
Обещают сохранить старое и новое
Отдельное направление программы 2017 года – работа с историческим наследием. Подрядчикам предстоит работать на ценных с культурной и археологической точек зрения участках, а также воссоздавать такие с нуля.
«Речь идет не только о бережном сохранении, но и воссоздании некоторых исторических элементов, относящихся как к древним временам, так и совсем недавнему прошлому Москвы. Например, на Хохловской площади центральным элементом станут открытые архитектурные остатки стены Белого города XVII века, а на площадь Тверской заставы вернется трамвайное движение. Напомню, что через эту площадь проходила одна из первых трамвайных линий», — рассказал заммэра Бирюков.
В ходе реализации проектов инженерные коммуникации будут прокладываться в специальных трубах с тем расчетом, чтобы десятилетия можно было обойтись даже без плановых ремонтов, и созданное не придется разрушать.
«Это является очень важным фактором сохранения археологии, — подчеркнул главный археолог столицы Леонид Кондрашев. — Новые траншеи — это неизбежные потери для археологов, а сейчас, как мы понимаем и как говорили мне специалисты, минимум тридцать лет никто не будет посягать на такие объекты».
Для прокладки коммуникаций, отметил он, будут проведены исследования. В 2016 году, к примеру, было обнаружено около семи тысяч находок. Многие артефакты уже находятся в московских музеях.
Транспортный вопрос
Многочисленные изменения в рамках нового этапа «Моей улицы» ждут всех участников дорожного движения – автомобилистов, пассажиров общественного транспорта и пешеходов, рассказала замруководителя Дептранса Алина Бисембаева.
«В 2017 году мы планируем ввести около 100 новых пешеходных переходов. Например, появятся новые пешеходные переходы на Краснопресненской набережной. Появится пешеходная зона в районе Биржевой площади, которая обеспечит комфортную пешеходную связь парка „Зарядье“ с Никольской улицей. Также появится новая зона с приоритетом пешеходов на Якиманской набережной», — пояснила она.
По ее словам, для горожан, пользующихся общественным транспортом, будет установлено около 200 новых остановочных павильонов, почти 50 автоматов по продаже билетов и более 160 табло с информацией о прибытии транспорта. На улице Большая Лубянка, Лубянском проезде, улице Сретенка и ряде других участков будут введены новые выделенные полосы.
Для водителей откроют новый сквозной проезд на 1-й Тверской-Ямской улице, сквозное двустороннее движение с улицы Васильевская на улицу Чаянова. Появятся дополнительные дублеры с парковочными карманами на Садовом кольце.
Кроме того, автомобилям откроют движение на Болотной набережной — на участке Болотной улицы до улицы Серафимовича. Это позволит «развязать конфликтный узел на выезде с улицы Серафимовича на Большой Каменный мост», — подчеркнула Бисембаева. Она признала, что некоторое количество проблем в ходе благоустройства улиц неизбежно возникнет, но Дептрансом будут предприняты все меры, чтобы их минимизировать.
Учиться на ошибках
В программе 2017 года важным является вопрос качества ее реализации, считает декан Высшей школы урбанистики Алексей Новиков, приглашенный на пресс-конференцию в качестве эксперта. Он отметил, что по опыту предыдущих двух лет есть примеры, когда улицы по настоящему начали жить, и как сами проекты, так и качество их исполнения не вызывают вопросов. Однако при этом есть и негативный опыт.
«Есть места с не очень высоким качеством работ, и за этим нужно следить. И я восхищен своей коллегой из КБ „Стрелка“, которая абсолютно героически занимается этим вопросом. Мне очень приятно, что оператором этого проекта является профессиональный коллектив, состоящий из очень правильного микса профессий, это и архитекторы, и урбанисты, и инженеры. И в этом смысле у них есть полные возможности, чтобы успешно курировать этот проект», — отметил урбанист.
В свою очередь, Петр Бирюков, отвечая на вопрос о переделывании участков, благоустроенных в рамках прошлых программ, отметил, что эти работы проходят в рамках гарантийных обязательств. «Гарантия [составляет] три года, и строители, которые выполняли работы, по гарантийным обязательствам устраняют те или иные замечания», — заключил заммэра.