Что ждет тех, кто живет в «хрущевках»
Столичные депутаты и эксперты призывают власти снести все пятиэтажки. Дома «несносимых» серий, говорят они, дешевле отстроить заново, чем ремонтировать. Чиновники пытаются образумить парламентариев: такая стройка растянется на десятилетия, будет слишком дорогой, породит транспортные проблемы и вообще невозможна без модернизации домостроительных комбинатов. Доводы сторонников и противников ликвидации «хрущевок» — в материале МОСЛЕНТЫ.
Капитально ремонтировать уже нет смысла
«Нет другого выхода, кроме сноса. И депутаты Мосгордумы, эксперты, представители общественности говорят об одном: нам нужна программа сноса тех пятиэтажных домов, которые не попали в так называемые сносимые серии. Мы должны поставить вопрос перед правительством Москвы, попросить мэра Москвы дать поручение о разработке соответствующей программы сноса», — заявил на заседании в столичном парламенте председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов.
По его мнению, капитальный ремонт в таких домах — а их в Москве насчитывается около 7 тысяч — будут создаваться только дополнительные проблемы, а дома все равно скоро надо будет сносить. «В рамках программы капитального ремонта мы проблему пятиэтажек не решим», — уверен Орлов.
На том, что капремонт в «хрущевках» практически невозможен и нецелесообразен, настаивает и ответственный секретарь Совета муниципальных образований Москвы Михаил Львов.
«В пятиэтажных домах часто приборы отопления встроены в стену, — поясняет он. — И для того, чтобы провести ремонт системы отопления, надо разместить эти приборы в комнате, таким образом уменьшив полезную площадь квартиры. При этом стояки отопления пройдут через полезную площадь. Кроме того, другие стояки также нужно вынести из стен. Это стояки горячей воды, холодной воды. Очень страшно, что стояки канализации также проходят в стене. Как правило, в той, которая является общей для двух квартир».
Помимо этого, считает Львов, для ремонта инженерных сетей в домах, многие из которых не имеют подвалов, необходимо разбирать полы на первом этаже. Таким образом, для полного качественного капремонта требуется эвакуировать всех жильцов. Но на деле это приводит к тому, что отопление и канализация просто не ремонтируется.
Это также экономически невыгодно: как говорят специалисты, порой новый дом построить дешевле, чем ремонтировать старый.
Реконструировать и надстраивать не выйдет
«Идти по пути надстройки пятиэтажек практически невозможно», — уверен депутат Сергей Зверев. С ним согласны даже сторонники этого метода, но с уточнением: это невозможно из-за того, что подходит только для одного дома из десяти.
«Реконструкция с надстройкой верхних этажей и обстройкой без отселения жителей за счет внебюджетных источников финансирования — замечательный метод. К сожалению, он апробирован сейчас реально только на одном московском доме», — уточняет начальник ГКУ «Мосградцентр» Сергей Крюков.
Однако, говорит эксперт, данный метод не находит широкого применения. На сегодняшний день на 456 обращения жителей тех домов, которые потенциально могли быть реконструированы, градостроительная и техническая возможность реконструкции установлена только по 46 домам. «То есть это только порядка 10 процентов», — пояснил он.
При этом, даже если дом подходит для такой операции, она начнется лишь при наличии согласия абсолютно всех жильцов. Из 46 домов так сложилось только в пяти. Из пяти только двум удалось дойти до получения необходимых документов. «Мы считаем, что такой метод имеет право на существование, но лишь для точечного применения», - заключил Крюков.
Сносить и строить заново – колоссальная задача
Общий жилой фонд пятиэтажек «несносимых» серий составляет 25 миллионов квадратных метров. Это 7 тысяч домов, в 3,5 раза больше, чем вошло в первую программу сноса. Власти не скрывают, что такой объем пугает их.
«Программа — практически нереализуемая, очень сложная задача. Можно судить об объеме: мы 7 миллионов квадратных метров жилья] 20 лет сносим, и только сейчас выходим на финишную прямую, а 25 миллионов — это колоссальная задача», — заявил на заседании представитель департамента градостроительной политики Москвы Андрей Валуй.
Объем — не единственная большая проблема. Как отметил чиновник, при строительстве новых домов будет очень трудно заново проложить инженерные коммуникации, а районы обречены встать в пробках на период строительства.
Вдобавок ко всему устарели и перешли в частные руки домостроительные комбинаты, которые раньше принадлежали Москве. Без модернизации, на которую у частников денег нет, они смогут построить разве что такие же безликие тесные «хрущевки».
Ранее о невозможности старта второго этапа сноса пятиэтажек заявил и руководитель департамента градостроительной политики города Сергей Левкин. «На сегодняшний день, по моему мнению, старт второго этапа программы сноса ветхих пятиэтажек в Москве не просто крайне сложен, но и практически невозможен», — сказал он.
Как пятиэтажки сносили десятилетиями
[Программа сноса устаревших столичных пятиэтажек
началась в 1999 году. Единичные эксперименты по ликвидации ветхого жилфонда проводились и раньше, но именно тогда в нее включили шесть серий «панелек», которые и получили
неофициальное название «сносимые»
.
За эти десятилетия в новое жилье переехали 150 тысяч семей, а учитывая их родственников, программа так или иначе затронула 400 тысяч человек.
Шла работа очень тяжело, буксуя годами и даже десятками лет, признают власти. Рассчитывалось, что программа будет завершена в 2010 году, это был предельный срок реализации, но в ряде округов программа продлевалась в течение нескольких лет, например, в Северном, Северо-Западном, Западном.
«Рекордсменом по переносу сроков завершения программы стал Юго-Восточный округ, где она в 2003 году должна была завершиться, а фактически завершилась только в 2015 году», — напомнил Андрей Валуй.
Задержки были обусловлены сложностями в поисках новых площадок для строительства. Плотная застройка и необходимость переноса инженерных сетей приводили к тому, что дома, которые должны были строиться всего за 4 месяца, возводились от года до двух. В 2008-2009 году по миру ударил кризис, и инвестиционная программа не раз оптимизировалась.
К тому же, часть инвесторов подкачали, постоянно перенося сроки и пренебрегая строительством социальных объектов. Их потом пришлось достраивать за счет казны и судиться за эти деньги.
Сложным сдерживающим фактором стало и то, что жители судились, не желая переселяться. Так, из-за одного единственного жильца программы буксовали по нескольку лет.
«Снесено на настоящую дату более 6 миллионов квадратных метров, осталось всего 75 домов. В ближайшие два года программа завершится», — надеется Валуй.