Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Лондонское метро: первая подземка в мире

В 2013 году Лондонскому Метрополитену исполнилось 150 лет. На сегодняшний день первая подземка в мире перевозит до 5 млн человек в день. И я должна сказать вам, что это один из самых удобных способов передвижения в Лондоне с момента его открытия в 1863 году и до сих пор.

В последнее время стало модно укоризненно качать головой, мол, когда в 1863 г. в Лондоне метрополитен открыли, в России только рабство отменили. Но, будем справедливы, Великобритания была империей с колониями и в виде Британской империи просуществовала аж до 1997 г., когда отдала КНР управление своей последней колонией – Гонконгом.

История создания

Как бы то ни было, Англия всегда была прогрессивной в промышленном плане страной. К середине XIX в. Лондон был переполнен: фабрики и заводы привлекали рабочих не только со всей страны, но и живущих по соседству со столицей и имевших возможность приезжать на работу в Лондон ежедневно. К этому моменту Англия была покрыта развитой сетью железных дорог, однако внутри самого Лондона с транспортом были проблемы.

Люди доезжали до городских вокзалов: Юстон, Пэддингтон, Виктория, Кинг Кросс, а далее пересаживались на омнибусы – повозки с лошадьми – и отправлялись в Сити, доки и другие районы города. Возможности продлить железнодорожные пути вглубь города не было, поскольку вибрация могла разрушить исторические здания в центре Лондона. Движение на улицах города стало невероятно плотным и затрудненным. К тому же лошадь легко могла взбрыкнуть или упереться и без пробки!

Своему появлению метрополитен во многом обязан лондонскому адвокату Чарльзу Пирсону, которого весьма интересовали социальные вопросы города. Именно он лоббировал в муниципалитете расселение трущоб и постройку новых районов для рабочих, он же представил в Королевскую комиссию по делам железных дорог проект подземной железной дороги.

Опыт построения тоннелей к этому моменту в Лондоне уже имелся: с 1843 г. под Темзой функционировал пешеходный тоннель. Впрочем, здесь не обошлось без русских. Автор этого творения был английский инженер Марк Брюнель. Будучи представленным в 1814 г. русскому царю Александру I в составе членов Научной Академии в Лондоне, Брюнель получил от России заказ на постройку переправы через Неву. Было создано два варианта переправы: мостовой и тоннельный. Для осуществления последнего варианта инженер создал специальный инструмент – тоннелепроходческий щит.

Идея щита Брюнелю подала природа, а точнее моллюск-древоточец, который своей раковиной был способен протачивать деревянные стенки кораблей. Щит имел круглую форму, отчего и все тоннели метрополитенов впоследствии будут иметь такую же форму. К тому же при круглой форме давление на стенки тоннеля равномерно распределено, что позволяло прокладывать метро даже в слабом грунте. Документы были переданы в Петербург, однако со смертью царя эта гениальная идея застопорилась и затерялась в министерствах. Брюнель срочно переделал инженерные разработки под лондонские реалии. В 1825 г. началась прокладка тоннеля под Темзой, затянувшаяся на 18 лет. Тоннель заливало, рабочие гибли, финансирование несколько раз останавливалось, однако в 1943 г. он все же был открыт и прослужил 26 лет, пока не вошел в состав метрополитена, спустя 6 лет после открытия метрополитена. Вообще на самом деле отследить какой участок к какой линии относится – целое искусство! Куски пути принадлежали то одной линии, то другой, и это продолжается до нынешнего времени. Но об этом мы еще поговорим.

Итак, вернемся к Пирсону, чей проект был все же одобрен Королевской комиссией. Он выбил финансирование проекта у городских властей. В 1853 г. была создана компания North Metropolitan Railway Co, которая занялась постройкой подземной железной дороги. Финансирование то прекращалось, то возобновлялось, и первый участок Пэддингтон-Фаррингдон открыли только через 10 лет. Идейный вдохновитель метрополитена Чарльз Пирсон так и не увидел своего творения, скончавшись в 1862 г, за год до его открытия.

Строительство метрополитена

Первые линии были построены методом cut&cover, т.е. прямо посреди улицы рыли траншею, стенки обкладывали кирпичом и прокладывали пути. Затем выкладывали кирпичные арочные своды и засыпали их сверху. Линии получались неглубокого залегания, всего 5-10 м. Таковы самые первые ветки Metropolitan и Circle. Станции на этих линиях крышами не закрывали и оставляли наземными, открытого типа.

Например, South Kensington или другие станции первых закладок: при остановке поезда вы выйдете на красивую платформу, однако высокие стенки из темного мелкого кирпича не дадут вам «выглянуть» на улицу. Траншейный метод был легче проходческого, но он парализовывал ту улицу, где велись работы, что вело к еще большим пробкам. К тому же для прокладки траншеи снесли много зданий.

Один из самых известных в последнее время примеров, это дом на Лейстер Гарденс. В сериале BBC про Шерлока в эпизоде, где Холмс выводит "на чистую воду" Мэри, жену доктора Ватсона, действие происходит в доме по адресу Leinster Gardens 23-24. Там Шерлок вещает про дом-призрак, от кототолько фасад с закрашенными окнами и пустое пространство внутри примерно метра на 1, 5.

Остальную часть дома снесли, поскольку там проходила ветка метро. Какого же было мое удивление, когда я слышу знакомый адрес и вижу слева от дома отель Henry VIII, где я останавливалась. И тут я вспоминаю: окна моего крошечного, как каморка Гарри Поттера, но вполне удобного номера выходили на другую сторону. (Крошечный, потому что Англия вообще единственная страна, которая имеет настоящие номера для одного человека!)

В общем, я иногда выглядывала на крыши невысокого Лондона и видела справа от себя стенки железнодорожных путей. Но мне и в голову не пришло задуматься, почему, когда я выхожу на парадную часть улицы, там нет никакого переезда, а по всей Leinster Gardens тянутся сплошные ряды белых красивых домов.

Открытие

Итак, 10 января 1863 г. в Лондоне открыли первый перегон Пэддингтон – ст. Фаррингдон (район Сити). Линия состояла из 7 станций. Событие собрало весь город. Первый состав насчитывал 4 вагона и паровоз, который топился углем. Освещение было газовое, но по утверждению Дейли Телеграф «читать газету вполне было можно». Шесть составов ходили каждые 15 минут и за первый день перевезли 30 тысяч человек. К тому же до 6 часов утра ходили специальные дешевые поезда для низкооплачиваемых работников. Предприятие обернулось успехом, и в том же году было принято решение построить кольцевую линию длиной в 30 км.

Составы управлялись паровозами и стали ходить каждые 10 минут. Дым заполонил станции так, что становилось трудно дышать. Власти отреагировали на жалобы интересным образом: стали убеждать в отсутствии вреда от дыма и даже рекламировать курение. Однако популярность метро стала падать, и народ потихоньку начал выбираться обратно на улицы и свежий воздух.

Но тут в 1905 г. в метрополитене внедряется электричество, и подземная транспортная система опять обретает свою популярность. Впрочем, стоит заметить, что паровозы оставались на линиях аж до 1971 года! Сейчас на путях лондонской подземки вы можете встретить транспорт не старше 1970 года рождения. Тем не менее проблемы вентиляции в лондонской подземке существуют до сих пор. Например, в 2006 г. во время жары воздух нагревался до 47 С. В жару везде будут расставлены указатели «берите с собой воду», и это реальная необходимость.

Первыми компаниями, инвестировавшими в метрополитен, были Metropolitan Railway и Great Western Railway. Каждая компания владела одной линией и обслуживала ее. В итоге в начале XX в. подземка управлялась шестью независимыми компаниями. Это причиняло неудобство пассажирам: чтобы сделать пересадку с линии на линию, нужно было подняться наверх в кассу другой компании за билетом, а то и идти пешком до другой линии.

С 1899 г. пассажиропоток снижается, а с ним и прибыль от предприятия. Компании начинают искать инвесторов, одним из которых стал американский финансист Чарльз Йеркс. Благодаря вложениям этого человека были построены многие линии и станции. В конце концов он выкупил одного из операторов подземки и вплотную занялся всеми видами лондонского транспорта.

В 1908 году операторы впервые договариваются о коллективной рекламе и общей карте подземки. Появляется общий логотип Underground на знаменитом круге и электрические кассовые аппараты в вестибюлях.

1933 год знаменуется двумя важными событиями для метрополитена: появляется карта подземки того вида, какой мы ее знаем, и власти объединяют всех операторов в организацию London Transport. Начинается унификация метро, продление нужных участков, отсечение финансово невыгодных, электрификация и его перестройка.

Вторая Мировая война

Если в начале постройки метро ради него сносили трущобы, то к 30-м годам метро стало градообразующим, т.е. вокруг новых станций, в основном конечных, стали расти новые удобные поселки для рабочего класса. Впрочем, строительство было прервано Второй Мировой войной. С 1940 г. Лондон оказался под немецкими бомбардировками, и станции метро стали использовать в качестве бомбоубежища. Поначалу власти препятствовали ночевкам людей в метро, однако, когда стало ясно, что ситуация ухудшается, поставили 22 000 коек.

Поскольку основные бомбардировки приходились на столицу (ориентиром для авиаударов служил собор Св.Павла), то через метро шла эвакуация людей за пределы города. Так силами метрополитена было вывезено 200 000 детей. На станциях стали размещать библиотеки и школы. Под землю спустили центральную аппаратную ПВО Лондона, на путях разместилось производство запасных частей для самолетов, на давно закрытой Даун-стрит создали резервный кабинет британского премьер-министра.

После войны метрополитен был национализирован, однако субсидий от государства не получил. К тому же на улицах стало появляться много машин, и популярность подземки опять пошла на спад. Руководство пошло на хитрый шаг: наняло рабочих из колоний, с Ямайки и Барбадоса, дабы платить приезжим меньше. Штат сотрудников метрополитена «потемнел». Скауты от метрополитена приезжали в деревни и заманивали людей отличными перспективами. На деле, получив работу, островитяне столкнулись с неприкрытым расизмом на улице и нежеланием лондонцев сдавать им жилье. На данный момент одна треть работников метрополитена – не белые, но в современном Лондоне цвет кожи практически неважен.

Случались в метро и трагедии. Желающих броситься под поезд во всем мире предостаточно, есть они и в Лондоне. На случай падения человека на рельсы под платформой есть углубление, куда можно откатиться, чтобы избежать ранений. В лондонской подземке были и теракты.

Карта метрополитена

Первая карта метро появилась в 1908 г., когда все операторы решили выпустить общую рекламу и когда стало ясно, что разрозненно существовать довольно трудно. Карты пошли в ход и обновлялись много раз, однако все еще не составляли какой-то целостной картины. В 1931 г. служащий метрополитена Гарри Бек составил проект новой карты. Она выглядела как схема электрической цепи: все было четко и довольно понятно.

Однако руководство отклонило этот проект. Через 2 года Бек увидел свое творение в продаже в виде карманной карты. Карты расходились миллионными тиражами, но ни упоминания об авторе, ни вознаграждения за работу не было. Бек пытался судиться с метрополитеном, но ничего не вышло. Лишь спустя 20 лет после его смерти, в 90-х годах руководство метрополитена признало сей поступок "неджентельменским" и стало ставить имя Бека на каждом экземпляре карты.

Логотип

Если нам нужно метро, ищем глазами красно-синий логотип, так называемое рондо. Откуда взялась именно такая форма «мишени», сказать трудно, однако этот символ используется с XIX в. Ранее надпись содержала слово GENERAL, по имени транспортной компании. В 1908 г. слово было заменено на UNDERGROUND. Такой логотип укажет вход в подземку и еще встретится несколько раз на платформе, где вместо слова UNDERGROUND будет написано наименование станции.

Лондонский метрополитен известен под многими названиями: Metropolitan (метрополитен), Underground(подземка), Tube (труба). Первое наименование – от названия компании Metropolitan Railway, открывшей первую линию метро, которая была названа точно также: Metropolitan. Однако среди лондонцев прижились прозвища «подземка» и «труба». Поначалу трубой звали только станции глубинного залегания, прорытые с помощью специального проходческой машины круглой формы. Со временем название Tube прижилось и распространилось на весь метрополитен. Вход на станцию может быть отдельно стоящим павильоном, входом через первый этаж какого-либо здания или простой лестницей с логотипом, уходящей под землю на манер парижского метро.

Часы работы

Официально метрополитен открыт с 05:00 до 01:00.

Очень часто некоторые участки линий могут быть закрыты, о чем вам сообщат плакаты в вестибюле и объявления диспетчера. Например, на Рождество какие-то участки закроются раньше или не будут работать вовсе.

По моим наблюдениям, та или иная часть линий закрывается намного чаще, чем в Москве, особенно по выходным дням. Поэтому будьте внимательны и сверяйте время работы подземки с сайтом London Transport.

Ночное метро

Очень долго шли разговоры о том, чтобы открыть его и ночью, однако в ночные часы проходят технические работы, а 2-путевая система не позволяет пускать в часы уборки поезд на линию. Тем не менее приводились доводы о том, что метрополитен теряет в деньгах, а в Лондоне полно народу, работающего в ночную смену. В городе очень развита сеть ночных автобусных маршрутов. Сеть довольно удобная, и я понимаю власти города, которые отказывались ввести ночное метро.

Однако с лета 2016 Night Tube все-таки функционирует по пятницам и субботам. Это два вечера – святое время для английского загула. В эти дни вы можете увидеть таких не стоящих на ногах пассажиров, которых в московской подземке и близко бы не пустили на вход. Великий пятничный загул начинается довольно рано, в 5 вечера, поэтому к 9 часам местные, уже изрядно подвыпившие, отправляются в сторону дома. Однажды с друзьями мы попали в полностью нетрезвый вагон, который над нами еще и хихикал. Весь вагон покачивался и мы, только вышедшие из дома, и вправду странно смотрелись среди них. Но наша английская речь быстро прекратила смешки, превратив их в смущенные улыбки.

После 10 в районе Сохо (сосредоточие клубов и пабов) остаются либо приезжие англичане, либо туристы и студенты языковых школ. В 2 часа клубы закрываются на вход, даже если вечеринка до самого утра. Часа в 3 начинается отток народа – посреди ночи топают целые демонстрации, ловя кэбы и ночные автобусы. Теперь же к вашим услугам и ночная подземка! Victoria line, Jubilee line – каждые 10 мин по всей линии Central line, Northern line, Piccadilly line – каждые 8-10 мин на некоторых участках линии. Уточнять движение здесь.

Срок действия билета на ночной подземке длится до 04:30 утра следующего дня. Вернее, вам нужно войти в метро до 4:30 утра.

Билеты и стоимость проезда

Билеты можно приобрести в вестибюлях станций через аппарат либо в кассе. Я обычно боюсь напортачить и сразу иду к окошку со служащим. Если в окошко очередь, то эта святая святых английского человека. В очереди не принято стоять слишком близко, как в России, зона комфорта англичанина несколько шире. Люди стоят друг от друга на расстоянии метра, но точно знают за кем, даже если между вами проходят люди, спешащие по своим делам. Попыток обогнуть очередь я не встречала. В вестибюле всегда есть сотрудник, который придет вам на помощь. Как-то я замешкалась у карты, раздумывая как лучше добраться до нужного пункта. Незамедлительно около меня возник работник с вопросом «Все в порядке, мэм? Нужна помощь?»

Правда, если человек представляется кассиром и предлагает вам купить билет без очереди, но немного дороже – будьте бдительны, это мошенник. Сэкономите пару минут, а билет окажется фиктивным.

Теперь к стоимости. Здесь как обычно все непросто. Лондонское метро делится на 6 круговых зон. 1 зона – самый центр внутри Кольцевой линии, 6-я – самые удаленные участки. Зоны отмечены на карте подземки. Стоимость проезда в 1 зоне выше, чем в остальных, потому что это туристический центр. Билет надо прикладывать к турникету как на входе, так и на выходе. Система хочет знать, где вы вышли. На самом деле, если вы проехали свою зону, то вас выпустят, а на карточку запишут отрицательный баланс.

Или допустим у вас карта на 1-2 зону, но вам необходимо проехать дальше. У меня была такая, но я решила выбираться из Лондона в аэропорт на метро. Я просто положила на карточку дополнительную сумму и легко доехала до Хитроу. Маршрут Russel Square – Heatrow Terminal 4 занял утром примерно 50 минут и стоил мне дополнительных 1, 5 фунта, к оставшимся там 7. Получилось в 2 раза дешевле, чем на Хитроу-экспрессе. На дальних станциях ветка вылетела на землю, и я смогла полюбоваться предместьями Лондона.

Виды билета:

взрослый
детский
льготный.
Льготная категория нам не очень интересна. Это местные пенсионеры (бесплатный проезд) или студенты университетов с 30% скидкой. На простых туристов льготная категория не распространяется.

Детский билет сильно ранжирован по возрасту:

5-10 лет,
11-15,
16-18.
Например, детки от 5-10 проходят в метро бесплатно, если идут со взрослым с действительным билетом. С собой можно взять до 4 детишек. Если дети едут в одиночку, то нужно оформить Zip Oyster Photocard. Оформлять просят за 4 недели до поездки. С 11 лет - стоимость 50% от взрослого билета.

Взрослый билет
Тарифов море, и они сильно ранжированы. Приводить все не имеет смысла, вы можете посмотреть их здесь. Можно взять одну поездку, но это максимально невыгодно: 4 фунта за один перегон. Я, приезжая в Лондон, беру тариф Travelcard на неделю. Стоит это 38,3 EUR (33 GBP) за 7 дней. Спрашивайте зоны 1-2, стоимость такая же, что и за зону 1. Вполне возможно, что вас вынесет в зону номер 2. По этой карте можно кататься всю неделю на метро и на автобусе. Детям от 11 до 15: 19,15 EUR(16,50 GBP), до 11 – бесплатно.

Билеты бывают бумажные, либо тариф записывается на смарткарту Oyster (устрица). Похожа на нашу Тройку. Также можно положить денег и платить за одну поездку, либо записать какой-то тариф. Если вы активный турист, то Travelcard можно оформить вместе с музейной картой London Pass в офисе LP. Карта всегда будет висеть на бейдже на шее. Однажды у меня закончилась недельная Travelcard, а оставался еще целый день. Тогда я взяла бумажный билетик с тарифом на весь день Day Anytime: Взрослый 14,27 EUR (12,3GBP), детский (11-15) 7 EUR (6,10GBP), до 11 – бесплатно. Недешево, но 12 фунтов все равно с лихвой покрыли мои 3-5 поездок по метро и пару разу на автобусе за день.

При оформлении карты с вас берут залог в 5 фунтов, который возвращается при сдаче ее обратно в кассу. Если у вас на карте остались деньги, вам отдадут наличными, если там более 5 фунтов ваших средств, то их обычно пересылают на лицевой счет. Я всегда сдаю свою Устрицу прямо в аэропорту, в окошко кассы перед выходом из метрополитена. Если вы путешествуете группой от 10 человек, то вам предложат льготные тарифы. Подробности здесь.

Штраф за безбилетный проезд – 92,8 EUR (80 GBP). Если оплатите в течении 21 дня, то сумма уменьшается в 2 раза.

Структура London Undeground

На данный момент The Tube – это 270 станций, 14 из которых находятся за пределами Большого Лондона. Впрочем, стоит отметить, как и в Москве, не все районы города имеют доступ к метро. Целых 32 лондонских района по-прежнему вынуждены пользоваться автобусным сообщением. Подземка – это 250 миль (примерно 400 км) пути, 32 из которых построены открытым способом на глубине всего 5-10 метров. В Лондонском метрополитене сейчас 11 линий: 4 мелкого залегания и 7 глубинного.

Линии мелкого залегания (Dicstrict, Circle, Metropolitan, Hammersmith&City) – самые первые ветки, построенные траншейным методом, который я описывала в главе история подземки. Bakerloo, Central, Jubilee, Northern, Piccadilly, Victoria, Waterloo&City – линии глубинного залегания, построенные с помощью проходческого щита Брюнеля на глубине 20 метров. Для каждого пути проложен отдельный тоннель шириной от 3, 5 метров. Поэтому вагоны на этих линиях могут быть маленькие и узкие. Станция обычно расположена выше тоннеля, что позволяет экономить энергию: отходя от станции вниз поезд ускоряется, а поднимаясь в гору, притормаживает.

Соответственно станции могут быть наземными открытыми (Bayswater), совсем мелкого залегания (Westminster) или глубинными (Covent Garden). Открытые High Street Kensington и Bayswater на самом деле находятся в той самой траншее, просто незакрытые сверху. Именно поэтому вы вроде и на улице, но ничего не видите через кирпичные стенки.

На суперглубинную станцию обычно вместо эскалатора ведет лифт. Сбоку также есть лестница. Мой вам совет: если вы приехали на станцию и хотите выйти наверх, но видите только лифт и лестницу – ждите лифта, даже если очередь к нему огромная. Как-то мы опаздывали на мюзикл и решили, что мы не будем ждать лифта на Covent Garden. Мы пошли по лестнице вверх, однако довольно скоро наша бодрость закончилась, а по пути мы встречали таких же «смекалистых», которые стояли, приводя дыхание в порядок. Кто же знал, что бесконечная лестница вверх высотой с десятиэтажный дом?! На мюзикл мы успели, но при упоминании Covent Garden мама багровеет до сих пор.

Названия станций

С названиями станций иногда все просто: Westminster, Green Park. Queensway, построенная на тропе, где королева Виктория в детстве пони выгуливала. А иногда совершенно непонятно: Elephant& Castle, причем в южной части, где никаких дворцов нет. Причем тут слон и замок, я тоже долго ломала голову, пока не узнала, что ранее на месте станции была гостиница с таким же названием. До гостиницы там размещалась артель кузнецов и оружейников, герб которой был украшен слоном с замком на спине. Возможно, там предполагался паланкин, но кто ж из простонародья в средние века в Англии живого слона сам видел?

По названиям легко отследить историю Лондона. Все, что заканчивается на –ham (Tottenham), было усадьбой, что на –ton – обычно фермой (Kennington, ферма клана Кенна). Иногда хочется притянуть названия за уши, как Maida Vale, но к Maiden, служанке, это не относится никак. Майда – название итальянского города. На месте Oxford Circus цирк искать не стоит. В названии этой станции и Picadilly Circus заложено второе значение этого словечка: перекресток с круговым движением.

Станции и переходы

Вестибюли станций бывают разными:

простыми, как Lancaster Gate c небольшой кассой;
уходящими прямо в вокзал, как на Юстоне, Пэддингтоне или Виктории;
с очень красивыми торговыми галереями с магазинчиками и кафешками, как High Street Kensington
или функциональными, как вестибюль Leicester Square, где помимо киосков с водой и едой, вы найдете множество театральных касс, в которых можно купить билеты на мюзикл на сегодня с колоссальной скидкой.
Ранее сигаретные лавки располагались прямо на платформах старых станций, но сейчас вы такого не найдете, разве что бывалый работник может указать на закрытые деревянными панелями окошки.

Внутри станции не похожи на московские «дворцы для народа». Тут не найдешь мрамора или гранита, художественных барельефов и скульптурных композиций. По нашим меркам лондонская подземка узкая, невысокая и очень простая. Отделана обычно мелкой плиткой светлых цветов с названиями станций. В принципе, просто, но довольно уютно и все понятно. Много четких и внятных указателей.

На платформе висят электронные табло, на которых пишут через сколько времени подойдет следующий поезд. Это не просто приятно (в отличие от московских табло, где пишут, насколько ты опоздал), но и необходимо. Дело в том, что, например, ветки Circle и District на определенном участке сходятся в одну линию и идут по одним и тем же станциям. А потом District уходит на запад и расходится аж в 3 разных конца.

Переходы могут быть длинные или короткие, в них частенько играют музыканты на специально отведенных местах, помеченных наклейкой на полу.

На лифтах и эскалаторах часто развешена реклама мюзиклов, концертов, выставок или футбольного матча. Реклама как бумажная, так и на мониторах. На платформе на противоположной стене также часто висят рекламы новых книг или музейных выставок. Эскалаторы бывают длиной от 4 до 60 м. Сейчас по боковинам они все металлические. Однако прогресс в метро – дело затяжное.

Вплоть до 1997 г. ступени и боковины многих эскалаторов делали по старинке, из дерева, пока на станции King Cross St.Pancras кто-то не кинул на нем непотушенную спичку. Курить в метро строго запрещено, но не все граждане острова были столь законопослушны. Случайная спичка зажгла боковины. Пожар почти удалось потушить, но, к несчастью, искры резко перекинулись с эскалатора в вестибюль и пламя вспыхнуло с новой силой, унеся жизни 32 человек.

Вагоны и локомотивы

Я уже говорила о том, что сначала ходили паровозы и вагоны 3 классов в зависимости от стоимости билета, как на обычной железной дороге. Причем, на некоторых ветках паровозы ходили аж до 1971 г.! Сейчас локомотивы либо электрифицированы, либо вообще на автоматическом управлении. Составы от 4 до 8 вагонов в зависимости от длины платформы на линии.

Первые вагоны не имели окон, зато были обиты мягкой тканью, за что быстро получили прозвище «дом психушки». После жалоб пассажиров окна для комфорта были прорезаны, но сиденья так и остались мягкими. Как по мне, так в ветреном Лондоне теплое сидение – это счастье. Я была очень удивлена, когда увидела, что даже боковые места, куда обычно кладешь сумку или прислоняешься, затянуты мягкой тканью.

Внутри вагоны ниже и уже российских. Посередине вмонтированы стойки, чтобы в час пик можно было держаться и комфортно стоять. При остановке нужно нажать кнопку в центре двери, чтобы она открылась. В некоторых вагонах двери открываются автоматически, в некоторых – вашим движением. И звучит знаменитая фраза Mind the Gap («помни о дыре»). Дело в том, что платформы зачастую искривлены и расстояние между вагоном и платформой может достигать 20 см.

Народ ездит самый разный, но в основном трудовой рабочий люд и туристы. Вот менеджер из Сити в деловом костюме и в балетках (туфельки на каблуках с собой в сумке), вот женщины в чадре, вот Безумный Шляпник в дедушкином пальто и цилиндре. А вот маляр в заляпанной рабочей одежде. Честно скажу, у нас в общественный транспорт никто так не пойдет, а для кокни – это нормально. Уступать место не принято даже пенсионерам.

На моей практике девушкам и их мамам уступают люди восточной внешности. Равноправие в Великобритании привело к тому, что перестали обращать внимание даже на беременных. В связи с этим метрополитен разработал для дам в положении специальный значок «Baby on board», дабы сразу было понятно.

В вагоне дважды в день появляется бесплатная газета. Можно прочитать и оставить на сидении. В конце дня рабочие подцепят ее специальной палкой. В Англии шутят, что можно вставать одному и читать все новости на весь вагон.

В часы пик на станции выходят работники метро с громкоговорителями, которые регулируют толпу. В дни футбольных матчей к ним присоединяются полицейские. Наверху эскалаторы могут временно перекрывать, а поезд просто не остановится на переполненной станции и откроет двери на следующей.

Дополнительные виды метро

В Лондоне также есть еще Docklands Light Railway (Доклендское легкое метро), London Overground (надземка) и TfL Rail. Входят в систему лондонской подземки и можно оплатить так же Travelcard и Oyster. Однако на новых станциях зачастую нет турникетов, и пассажиры жалуются, что найти сканер для отметки своего проездного билета иногда весьма непросто.

В заключение предлагаю посмотреть ролик, как одна музыкальная группа устроила флешмоб в вагоне метро. Это, конечно, незаконно, но у вас есть возможность посмотреть, как мягко действует лондонская полиция и как выглядит вагон метро изнутри.