Столетние москвичи и секрет долголетия

Фото: Юрия Дьяконова / ТАСС

По данным департамента труда и социальной защиты населения Москвы, в столице проживают более 570 человек, чей возраст перевалил за столетие, еще 360 тысяч человек уже отпраздновали 80-летие. МОСЛЕНТА решила углубиться в проблему геронтологии, вспомнила московских долгожителей прошлых эпох и познакомилась с нынешними.

Стоически и оптимистически

«В России надо жить долго — интересно!», — сказал писатель Корней Чуковский, и, надо сказать, многие следовали его совету. К примеру, народный художник СССР Борис Ефимов прожил 108 лет. Когда ему исполнился век, он с иронией сообщил, что не придерживается никаких диет, не пьет таблеток и даже позволяет себе иной раз рюмку-другую коньяка. Разумеется, его часто спрашивали о причинах долголетия.

Однако знаменитый карикатурист шутливо отмахивался: «Да черт его знает! Это темное дело, и лучше его не касаться».

Тем не менее, Борис Ефимович поведал, что трудности и невзгоды воспринимал «стоически и, как умел, философически, а главное — оптимистически». Простой же рецепт. Но и какой сложный!

Жил-был в Москве Саша Красный, он же Александр Брянский, поэт, чтец-декламатор, один из создателей движения советского агитколлектива «Синяя блуза», а еще он служил в охране Ленина. Однако же, при всей хлопотности его жизни он прожил целых 112 лет, причем активно: выступал, читал стихи, строил планы, и даже когда его возраст перевалил за сотню.

Народный артист СССР Владимир Зельдин опровергал, вернее, отвергал суровые законы бытия. Он практически не менялся с возрастом! Не ворчал, как многие старики, был улыбчив, оптимистичен. И всегда безукоризненно одевался.

Один из театральных монологов Зельдина начинался словами: «Я видел жизнь такой, какая она есть. Голод, страдания, нищета, безудержная жестокость…». Все это испытал сам Владимир Михайлович.

При этом Владимир Михайлович был старейшим артистом планеты — продолжал выходить на сцену Театра Российской армии, уже перешагнув столетие. Когда его донимали вопросами о секретах долголетия, он пожимал плечами и всем своим видом намекал, смотрите, как можно выглядеть в сто лет.

«Всех обманул!»

Долгожительством отличались и наши предки. Капитан наемных войск Жак Маржерет в своей книге «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского», вышедшей в начале ХVII столетия, писал:

«Многие русские доживают до 80, 100, 120 лет, и только в старости знакомы с болезнями. За исключением царя и главнейших вельмож, никто не признает лекарств… Чувствуя себя больным, простолюдин обыкновенно выпивает добрую чарку водки, всыпав в нее заряд ружейного пороха или смешав напиток с толченым чесноком, и тотчас идет в баню, где в сильнейшем жару потеет часа два или три. Так лечится простой народ от всех болезней».

Конечно, тут наверняка есть некое художественное преувеличение, но все-таки насчет долголетия иностранец верно подметил. В 1912 году Россия отмечала 100-тие Бородинского сражения. В те дни в печати были упомянуты имена очевидцев и участников событий Отечественной войны 1812 года: 108-ми летнего Ивана Зорина, 111-летней Надежды Суриной. Но всех перещеголял Родион Медведев, которому в то время исполнилось 139 лет.

Они и другие долгожители были приглашены на торжества, устроенные на Бородинском поле. Их почтил вниманием император Николай Второй, и из уважения к преклонным годам стариков разрешил им сидеть в своем присутствии.

В советское время проблемами долголетия занимался академик Александр Богомолец, известный ученый, создатель института геронтологии.

Он — автор брошюры «Продление жизни», в которой научно обосновал возможность продолжения человеческой жизни в течение ста и более лет. Деятельностью Богомольца интересовался Сталин и, разумеется, возлагал на ученого большие надежды. Однако академик скончался, когда ему было 65 лет. Говорят, что вождь, узнав это, вознегодовал: «Всех обманул!»

Советы академика Шабалина

Как же все-таки прожить дольше? У президента Российской ассоциации геронтологов и гериатров, академика РАН, профессора Владимира Шабалина есть немало рекомендаций по этому поводу.

Срок нашей жизни на 50 процентов зависит от наследственности. На это мы повлиять не можем. Другая зависимость и тоже на 50 процентов – от образа жизни. В данном случае — все в наших руках. И человек во многом сам определяет срок пребывания на Земле.

Важное значение, по мнению Шебалина, имеет установка на долголетие. Надо радоваться всему, мелочам, меньше раздражаться.

Голландские ученые, которые долгое время наблюдали за состоянием пожилых людей, обнаружили, что оптимистов реже настигают тяжелые недуги, они лучше справляются со стрессами.

Владимир Николаевич предлагает отказаться от вредных привычек — курения и алкоголя. Разумеется, надо тщательно следить за своим здоровьем, закаляться, как можно больше двигаться. И обязательно правильно питаться, избегая чересчур калорийной и жирной пищи, но при этом не увлекаться голодовками и диетами. Между прочим, нет ни одного серьезного исследования, которое бы показало, что диеты — даже самые разрекламированные и популярные — были бы полезны.

Смеяться, петь и танцевать

Границы старости за несколько столетий сильно отодвинулись. В XVII веке Шекспир писал: «Когда твое чело избороздят глубокими браздами сорок зим, кто вспомнит молодой наряд, покрытый старым рубищем твоим». В наши же дни Всемирная организация здравоохранения определяет 45 лет как верхнюю границу молодого возраста.

Другой пример — из XIX века. «Старосветские помещики» Гоголя – супруги Товстогубы — считались дряхлыми стариками. А ведь Пульхерии Ивановне было только 55 лет, Афанасию Ивановичу – 60. Сегодня в этом возрасте многие ведут весьма активную жизнь.

Возможности современной anti-age — антивозрастной медицины позволяют значительно продлить активный возраст человека. И, возможно, не за горами время, когда человек векового возраста уже не будет восприниматься, как феномен.

Кстати, многие люди в Москве буквально готовят себя к долголетию. Речь тех, кто посещает клуб «100 лет», который работает на улице Маршала Вершинина. Это объединение людей, планирующих жить не только долго, но и активно, с пользой для себя и окружающих. В клуб принимают людей любого возраста, даже тех, кому до ста лет еще очень далеко.

Один из энтузиастов, известный телеведущий Николай Дроздов своего возраста не скрывает — ему 79 лет. Но, несмотря на седину и морщины, выглядит моложаво: лицо освещает широкая улыбка, в глазах светится огонек. Да и походка у него легкая, пружинистая.

«Чтобы остановить старение, нужно больше смеяться, петь и танцевать, — утверждает Николай Николаевич. - Но это, конечно, не единственное условие. Есть целый «сейф» долголетия, к которому нужно подобрать более десятка ключей. Среди них — движение, правильное питание.

К примеру, в моем доме — только овсянка, сухофрукты, мед, овощи. В иные дни ем лишь капусту, листовой салат, болгарский перец и огурцы, но без масла, соли и других добавок».

Любовь на всю жизнь

Число долгожителей в Москве за последнее время увеличилось. Если в 2014 году людей, чей возраст перевалил за столетие, было более 410-ти, то сегодня, как уже было сказано, в столице их свыше 570. С некоторыми из них МОСЛЕНТА познакомилась лично.

Петр Никифорович Гострик из Митино в июле минувшего года отпраздновал вековой юбилей. А вскоре отметила свое 95-летие его супруга Людмила Андреевна. Глава семейства окончил летное училище за год до Великой Отечественной войны. 22 июня 19141 года, спустя несколько часов после нападения Германии на Советский Союз, молодой лейтенант уже спешил в штаб ВВС Южного фронта.

Он летал на тихоходных, деревянных «По-2». Свалиться с небес таким допотопным аэропланам было проще, чем уйти из-под огня немецких «мессеров» и «юнкерсов». Однако уцелеть Гострику нужно было непременно — ведь он доставлял летчикам других соединений приказы командующего 4-й воздушной армией генерала Константина Вершинина, обеспечивал прикрытие наземных войск и осуществлял их связь с авиацией.

Смерть летчика пощадила, однако в госпиталях поваляться пришлось. После тяжелой контузии несколько дней лежал без сознания, заново учился говорить, видеть, слышать.

Война порой дарила людям небольшие радости, Петра Никифоровича же она наградила щедро — любовью на всю жизнь. С Людмилой Андреевной, бывшей фронтовой телеграфисткой, он связан узами брака уже 70 (!) с лишним лет. Поженились они в сорок пятом, когда еще шла война.

«Что там, говорить, давит на меня столетие, — вздыхает ветеран. — Конечно, лучше бы годков пятнадцать скинуть. Но ничего не поделаешь. Бегать, как прежде, не могу, но хожу, как видите, без посторонней помощи. И на даче сложа руки не сижу».

Как же орденоносец, полковник в отставке Гострик смог «взойти» на возрастной Эверест? «Сам не знаю, — искренне удивляется Петр Никифорович. — Жил, как все, работал, воспитывал детей. Ставил себе цели — большие и маленькие — и добивался их».

«Правда» жизни

Татьяна Александровна Свиридонова, живущая в Куркине, порог столетия перешагнула — походка у нее и впрямь до сих пор уверенная — в январе нынешнего года. Родилась она в Москве. Когда-то жила в Петровском парке возле академии Жуковского, в деревянном домике.

Окончила семь классов и пошла на полиграфический комбинат «Правда» линотиписткой. Линотип — машина для отливки металлических строк, из них составляли, верстали газетные полосы.

Перед войной она ненадолго уехала в Хабаровск и там работала. На Дальнем Востоке и начался у нее роман с будущим мужем. Вернулась в Москву и снова трудилась на «Правде». Вышла замуж, родила двух дочек. Сейчас у Татьяны Александровны шестеро внуков и правнук. Она очень любит, когда все близкие собираются за столом.

«Излишеств в еде себе не позволяла, питалась скромно, — отвечает Татьяна Александровна на вопрос о секрете долголетия. — Много пешком ходила, занималась спортом. И сейчас на свежем воздухе бываю часто. Присяду на скамейку, и свою долгую жизнь вспоминаю. И Володю моего дорогого, царство ему небесное».

Получается, что «эликсир» долголетия существует. Только у каждого он свой.