Войти в почту

Москва: итоги года

Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Воздух, вода и леса Москвы становятся чище: столица стабильно занимает высокие строчки экологических рейтингов, а крупные промышленные предприятия проводят экологическую реконструкцию. В то же время, в мегаполисе остается немало проблем, и в марте правительством будет принята Экологическая стратегия до 2030 года, которая призвана их решить.

В понедельник, 13 марта, эти вопросы обсуждали на расширенном заседании Коллегии столичного Департамента природопользования.

Итоги года, выводы чиновников, а также комментарии экспертов и экологов — в материале МОСЛЕНТЫ.

Воздушно-дорожная реформа

Экологическая обстановка в Москве остается сложной, что типично для крупного мегаполиса. Но по всем направлениям — состоянию воздуха, воды, лесов — удается добиться позитивной динамики.

Это серьезное достижение, учитывая постоянный рост населения и автомобильного транспорта, строительство новых районов и увеличение производства. При этом ряд рейтингов, таких как рейтинг Минприроды и совсем свежий рейтинг «Зеленого Патруля», говорят об определенных успехах российской столицы.

Прогресс отмечают многие эксперты. Так, председатель комиссии по экологии охране окружающей среды Общественной палаты РФ Сергей Чернин подчеркивает, что негативное воздействие, по крайней мере, на московский воздух, снижается с 2011 года.

«Объем выбросов загрязняющих веществ сохраняет за последние несколько лет небольшую динамику снижения. При этом значительную долю составляют выбросы автотранспорта. Как мы знаем, это, фактически, более 93 процентов, — рассказал он. — Надеюсь, что в ближайшее время произойдет существенное увеличение доли использования газомоторного топлива, что позволит снизить выбросы от автотранспорта. В том числе, это важно в части сокращения выбросов парниковых газов, что полностью соответствует проводимой государством экологической политики с учетом международных обязательств».

Как отметил в своем докладе руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский, одним из самых главных критериев, по которым можно судить об окружающей любой город среде, является заболеваемость населения.

«Статистические данные за 2016 год у нас пока еще отсутствуют, нам их только предстоит получить, но данные за 2015 год показывают, что ситуация сохраняется на прежнем уровне», — подчеркнул он.

По словам Кульбачевского, над улучшением экологической обстановки его департамент работает в связке с другими блоками правительства, в первую очередь — с транспортным.

«Несмотря на непопулярность отдельных мер, расширения зоны платной парковки, сужение полос, создание выделенных полос движения общественного транспорта, они результативны и имеют экологический эффект, — отметил он. — Снижение среднегодовых концентраций основных загрязняющих веществ в воздухе оказалось настолько значимым, что уже можно говорить об успешной полномасштабной реформе в транспортной политике города».

На состоянии воздуха в Москве, по его мнению, положительно сказались как крупные транспортные проекты (МЦК, новые станции метро и т.д.) так и создание всей необходимой инфраструктуры в пешей доступности от места жительства горожан, развитие электронных услуг и даже школьные электронные дневники.

Экологический хорошист

Москва действительно идет в правильном направлении, считает директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов, но находится она еще в начале пути, и до экологического «отличника» не дотягивает. Впрочем, как и любой другой субъект Российской Федерации.

«По итогам зимы 2016-2017 года Москва в экологическом рейтинге субъектов федерации поднялась на две позиции, с седьмого места на пятое. Вообще, за последние пять лет экологический рейтинг Москвы планомерно рос, где-то со среднячков, с сороковых мест, до двадцатки лучших, до десятки в прошлом году.

Только я хочу заметить, что даже самые первые регионы в рейтинге — Тамбовская область, республика Алтай и Алтайский Край, они не могут получить в итоге оценку «отлично». Это все «хорошисты», у которых более или менее удовлетворительная ситуация», — рассказал МОСЛЕНТЕ Пукалов.

И все же, правительство Москвы ведет планомерную и правильную политику, уверен эколог. Положительные практики он отметил все те же — непопулярная в народе платная парковка, ограничение въезда большегрузов, возвращение деревьев на улицы.

МНПЗ без «черных пятен»

Один из важнейших процессов, положительно влияющих на экологическую обстановку Москвы, является модернизация действующих в пределах города производств. В этом отношении самым успешным в Департаменте природопользования называют проект обновления Московского нефтеперерабатывающего завода.

Масштабная реконструкция, которой не было с 80-х годов, началась на предприятии в 2011 году. С 2013 года завод обеспечивает современным экологичным топливом стандарта Евро-5 более трети столичного региона. Этот бензин содержит в пять раз меньше серы, чем стандарт прошлого поколения. С 1 января в Москве продажа топлива классом ниже Евро-5 была запрещена.

«Ключевой задачей первого этапа программы завода стало снижение общего воздействия предприятия на окружающую среду и ликвидация исторического наследия советского периода, — рассказал на заседании Коллегии начальник управления по охране окружающей среды ОАО «Газпромнефть-МНПЗ» Юрий Ерохин, – На предприятии буквально не осталось ни одного „черного пятна“».

По его словам, в рамках первого этапа были реконструированы установка производства битума, которая сейчас является самой крупной и современной в Европе, а также установка получения серы, которая позволила снизить выбросы диоксида этого вещества в воздух.

«Сегодня завод находится в самой середине масштабной реконструкции. Мы уже реализуем второй этап, — отметил Ерохин. — Ключевыми проектами данного этапа являются, прежде всего, строительство биологических очистных сооружений „Биосфера“ и строительство комбинированной установки переработки нефти „Евро+“».

Он пояснил, что очистной комплекс «Биосфера» будет запущен осенью 2017 года. Благодаря современным технологиям эффективность очистки сточных вод возрастет до 99 процентов. Такой высокий результат позволит обеспечить практически замкнутый цикл водопотребления: до 75 процентов очищенной воды будет возвращаться обратно в производство, что снизит потребность в речной воде в 2,5 раза и сократит нагрузку на городские очистные сооружения.

Установка переработки нефти «Евро+», в свою очередь, заменит пять действующих установок предыдущего поколения, и воздействие на окружающую среду снизится на 11 процентов с каждой тонны переработанной нефти.

«Сейчас экологическая обстановка стала существенно лучше», — подтвердила директор «Мосэкомониторинга» Полина Захарова. По ее словам, долгое время в 14 районах Москвы постоянно фиксировалось негативное воздействие со стороны МНПЗ и городских очистных сооружений. Однако с 2011 года ситуация изменилась, о чем говорят данные круглосуточного мониторинга, организованного как раз в период реконструкции.

Мегаполис без «зеленых пустынь»

Вода в Москве также становится чище. Причем в 2015 году впервые ее качество улучшилось в районе очистных сооружений, и сейчас этот тренд продолжается.

«Содержание загрязняющих веществ в реке Москва не превышает гигиенических нормативов. За пять лет концентрация нефтепродуктов на самом проблемном, центральном участке реки снизились на 15 процентов. В 2015 году мы впервые зафиксировали снижение загрязнения в створе ниже Курьяновских очистных сооружений, — рассказал руководитель Департамента природопользования. — Эта тенденция подтвердилась и в 2016 году».

Кроме того, по словам Кульбачевского, в нормальном состоянии и лесные насаждения.

«Москва не утратила первенства, как самый озелененный город. 93 процента деревьев города характеризуются хорошим, удовлетворительным качественным состоянием», — подчеркнул он. Таким образом, Москва находится в одном ряду с такими мегаполисами, как Осло, Копенгаген и т.д. Эти города, по его мнению, доказывают, что сосуществование лесов и мегаполисов вполне реально. В российском, например, обитает 480 краснокнижных видов животных.

Помимо этого, в Москве стало больше газонов, меньше открытых пылящих участков, загрязненный снег вывозится на снегосплавные пункты.

Это приводит к снижению содержания взвешенных частиц, одного из главных городских загрязнителей по мнению Всемирной организации здравоохранения. Однако, уверен Кульбачевский, газоны не должны превалировать над естественными насаждениями.

«Благоустройство не должно сводиться к декоративности. В словаре шведских биологов уже возник новый термин для декоративных газонов — «зеленые пустыни». Качество окружающей среды всегда будет хуже на тех территориях, где отсутствуют природные экосистемы», — рассказал он.

Как отметил руководитель ГПБУ «Мосприрода» Игорь Рябоконь, даже в старой Москве площадь зеленых территорий составляет почти 55 процентов. Это в два раза больше, чем в Лондоне и в два с половиной раза больше, чем в Париже. Однако в Москве большинство природных фрагментов оказались на периферии, они изолированы друг от друга и часто страдают из-за бесконтрольного использования жителями окрестных районов. Состояние естественных лесов надо поддерживать, снижать «рекреационную нагрузку».

«Успешным проектом является создание озелененных рекреационных зон по периферии охраняемых природных территорий. Благоустроенные и ухоженные, они быстро становятся зонами активной рекреации, выполняя роль защитной прослойки для заповедного ядра», – рассказал Рябоконь. Таким образом, вокруг лесов необходимо разбивать лугопарки, так как большинство горожан предпочитают открытые пространства. На это, считает чиновник, природа ответит миграцией белок, насекомых-опылителей, ростом цветов и другими «полезными экосистемными услугами».

Проблем пока хватает

Несмотря на общий положительный тренд, в Москве остается множество экологических проблем, и это касается не только выхлопных газов.

Так, по мнению вице-президента Института градостроительного и системного проектирования Анны Курбатовой, сейчас беспрецедентными темпами происходит освоение Новой Москвы. Наряду с положительными эффектами, этот процесс может таить большие риски.

«Это риски потерять тот самый экологический каркас, который еще с 1935 года был зафиксирован как «лесопарковый защитный пояс», — отметила она. — Уже с 1935 года года эта тематика была поставлена как стратегически важная для принятия планировочных решений в развитии города Москвы».

Позже, отметила Курбатова, Генплан менялся, и сейчас леса в ближайшем Подмосковье фактически не имеют федерального охранного статуса, и именно сейчас необходимо законодательно сохранить естественные зеленые зоны, расположенные на этой территорией.

«Сегодня внесены поправки в закон об ООПТ в части принятия такого нового понятия, как „зеленый пояс“. На мой взгляд, этим нельзя не воспользоваться, — уверена она. — Если это превратится в некий проект, он может быть учтен другими проектными подразделениями, которые проектируют транспортные и инженерные коммуникации, жилые районы».

Кроме того, Москве еще предстоит разобраться со своими последними «темными местами» — небольшими промзонами.

«Экологические проблемы в Москве остаются, — считает представитель «Зеленого Патруля» Роман Пукалов, — Это, например, „острова экологического неблагополучия“. В первую очередь — оставшиеся промзоны в черте города, где множество мелких, зачастую не очень темных, источников загрязнения. Это Очаковская промзона, промзона в районе улицы Шоссейной, в общем, можно бесконечно перечислять такие островки, где непонятно, кто и в чем виноват».

Среди других явных проблем эколог отметил изношенные канализационные сети, «радующие» москвичей выбросами сероводорода, а также порой еще более изношенные водопроводные сети, которые могут превратить воду любой степени чистоты в одинаково ржавую.

«Есть у нас еще такие дома, и этим, конечно, тоже надо заниматься», — заключил эксперт.

Тем временем, уже в марте власти Москвы примут Экологическую стратегию города до 2030 года. Среди ее главных ориентиров — содействие внедрению «умных» экологичных технологий, приближение к жителям зеленых и водных территорий, использование большого количества способов переработки отходов, продвижение велотранспорта, электромобилей, развитие общественного и железнодорожного транспорта.

Самыми первыми шагами стратегии станут сокращение объемов захоронения малоопасных отходов и высадка пяти тысяч деревьев, которые появятся в московских дворах уже весной.