Войти в почту

Музеи Дрездена

То, что Дрезден — город музеев, у меня не вызывает никаких сомнений. Конечно, здесь есть и ночная жизнь, и рабочая, но моё время — день, а интересы — погружение в прошлое. А где его искать, как не в музеях? Поэтому, заранее составив список, я отправилась в путешествие по тем дрезденским местам, которые вызывают у меня множество ассоциаций.

Альбертинум

«Жил да был, жил да был один король», — напевала я про себя, подходя к восточному краю Террасы Брюля — туда, где находится Альбертинум. Когда-то он был арсеналом, а в конце моего любимого XIX века архитектор Карл Адольф Канцлер (повезло мастеру с фамилией!) перестроил его в музей.

При чем здесь король, спросите вы? А при том, что Саксонией правил в те годы король Альберт, решительный и мужественный монарх. Был ли он влюблён в прекрасную пастушку, мне неизвестно, а вот женился действительно по расчёту — взял в супруги Каролу, внучку шведского короля Густава IV Адольфа. Большой политики Альберт сторонился, зато участвовал во всех сражениях, пришедшихся на его век. Военные таланты короля оценили по заслугам: он был генералом-фельдмаршалом не только у себя на родине, но и в России! Король Альберт бережно хранил орден Святого Андрея Первозванного, кавалером которого стал в июле 1851 года — вот такая связь была у великого дрезденца с нашей страной. Шведская принцесса детей супругу не подарила, сохраниться в потомках Альберту Саксонскому не пришлось. Но память о нём осталась — именно в его честь и назвали Альбертинум.

Нет худа без добра

Этот музей я увидела после четырёхлетней реконструкции — в августе 2002 года произошло наводнение, наделавшее много бед. Как тут не вспомнить поговорку «не было бы счастья, да несчастье помогло»? В реконструкции Альбертинум нуждался давненько, но решились на неё власти только после того, как затопило музейные подвалы, где находились реставрационные мастерские и хранилища.

Чтобы избавить музей от подобных напастей в будущем, берлинский архитектор Фолькер Штаб предложил необычное решение. Над внутренним двором музея соорудили новое пристанище мастерских и хранилищ — двухэтажную надстройку. Я увидела её своими глазами и была потрясена искусством Штаба. Только представьте: конструкция весом в 2700 тонн словно парит над внутренним двором, а с улицы её совсем не видно! Как я жалею, что не удалось сохранить фотографии: пропали вместе с мобильником…

Воздушность и лёгкость — вот мои ощущения от внутреннего двора. Он украшен скульптурами — дань мастерству ваятелей. Мне кажется, что историческое здание без таких произведений искусства смотрелось бы хуже. Наверное, и дрезденцы уверены в этом, иначе не было бы такого изысканного дополнения к музейной архитектуре.

Личные ассоциации

Скульптуры есть, конечно же, и внутри Альбертинума. Этот музей (простите, что не сказала сразу) — «два в одном», и об этом я расскажу позже. Вместе с картинами они вызвали у меня целый вихрь эмоций — особенно работы Макса Клингера. А романтик Каспар Давид Фридрих, путешественник и волшебник кисти! Он не был дрезденцем по рождению, но сознательно выбрал этот город для жизни и прославил его своими пленительными картинами на все времена. А шокирующий и резкий Отто Дикс! Сколько же странного, порой непонятного и ошеломляющего, собрано под одними и теми же сводами!

Из всех имён, связанных с Альбертинумом, больше всего интриговали меня два: Иван Цветаев и Герхард Рихтер. Когда музей открылся впервые, в 1892 году, Иван Владимирович, наш прославленный титулованный учёный-искусствовед, посетил его одним из первых. Именно Альбертинум вдохновил Цветаева на титанический труд — создание в Москве Музея изящных искусств (будущий ГМИИ им. А. С. Пушкина на Волхонке). Иван Владимирович двадцать лет переписывался с директором Альбертинума, постигая тонкости музейного дела. И кто знает, открылся бы в Москве нынешний музей имени Пушкина, если бы не дрезденские вдохновители?

Герхард Рихтер, современный немецкий художник, прославился иначе. В 1961 году он сбежал из родного Дрездена в Западную Германию и старался скрывать, что он восточный немец. Не пойму, что тут постыдного: я сама родилась в Саксонии-Анхальт и горжусь этим, но — факт! Рихтер талантливо вписался (во всех отношениях) в западногерманский арт-рынок, стал любимцем искушенных коллекционеров — словом, преуспел. И неведомо, сколько бы он молчал насчёт того, где жил до шестидесятых, если бы не всё тоже наводнение 2002 года. Именно Герхард начал кампанию по сбору средств для реконструкции Альбертинума, выставив свои работы на аукцион и собрав больше трёх миллионов евро. К делу подключились власти Германии. Весь ремонт обошёлся в 50 млн евро, и теперь все мы мы можем увидеть тот Альбертинум, порог которого мне посчастливилось переступить.

Галерея новых мастеров

Галерея новых мастеров (Galerie Neue Meister по-немецки) находится под крышей Альбертинума с 1965 года. Как вы догадались, здесь собраны картины XIX и XX веков и произведения современных художников — больше 2500 экспонатов.

Интересуетесь немецким романтизмом, как и я? Значит, вам сюда. Вас ждут работы Каспара Давида Фридриха, главного романтика (не последнего, к счастью), работавшего на заре 19-го века. Об этом мастере я уже писала, но, сколько не пиши, много не покажется. Компанию Каспару составили другие мастера — Людвиг Рихтер, Юхан Кристиан Даль, Густав Карус. Совсем близко — работы Клода Моне, Отто Дикса, экспериментаторов Эрнста Людвига Кирхнера и Карла Шмидта-Ротлуфа. Есть здесь и лёгкая провокация:

в залах «Искусство в разделенной Германии» и «Искусство после 1989 года» противопоставили творчество художников ФРГ и ГДР — смешали мёд искусства с дёгтем политики. На мой взгляд, зря. Хотя, может быть, только я вижу в этом нечто двусмысленное?

Георгу Базелицу и А.Р. Пенку (псевдоним художника Ральфа Винклера) достались два отдельных зала. А Герхарду Рихтеру, персоне выдающейся, дали два зала — на одного. Но как не дать, если этот художник и делец практически спас музей от разрушения? Герхард лично принимал участие в оформлении залов имени себя, драгоценного, и создал для экспозиции особые полотна.

Собрание скульптуры

Раз уж я условно провела вас по одному музею, расположившемуся в Альбертинуме, то нельзя не сказать о втором. Собрание скульптуры (Skulpturensammlung) меня интриговало ещё до поездки в Дрезден. Шутка ли — произведения изобразительного искусства в диапазоне пяти тысячелетий? Античные скульптуры меня заворожили. За пределами солнечной Италии то, что собрано в Альбертинуме, можно по праву назвать самой значительной коллекцией. Рим, конечно, завидовать не станет, а вот Париж и Москва — могут.

Шла я сюда, конечно, не только за древностью. «Новая Саломея» — вот что мне хотелось увидеть. Роковая безмятежность на прекрасном женском лице, небрежно сложенные руки. И две поверженных головы. Кто из них Иоанн Креститель, нетрудно догадаться, а вот другой… Тёмный, почти безобразный облик. Саломея — словно живая граница между светом и тьмой, смешавшихся в ней самой. Вот такие впечатления были у меня от шедевра Макса Клингера.

В целом в Собрании скульптуры очень много всего — здесь и барокко, и экспрессионизм, и современность (об античности уже поведала). Знаменитые имена — Эдгар Дега, Герман Глекнер, Джованни Джамболоньи, Огюст Роден и многие-многие другие. Сейчас здесь — царство искусства. А начиналось всё, не поверите, с кунсткамеры! В Дрездене её открыли в 1560 году. О том, чтобы появилась коллекция античной и современной (в ту пору) скульптуры, позаботились в годы правления Августа Сильного (17-18 век). Современность противопоставляли древности и позже — так решил попечитель музея Георг Трей (1843—1921). Когда же наступил февраль 1945 года, Дрезден накрыло волной огня. Здание Альбертинума пострадало, а коллекции музея уцелели. Их вывезли в СССР и вернули в 1958 году. И уже много лет такие, как я, приезжают сюда, смотрят, думают и восхищаются.

Уходила я из музея с той же песенкой, снова всплывшей в памяти. «Всё могут короли!» Причем не только те, у кого на голове — корона, а в руках — державный скипетр. Королём можно стать и в живописи, и на поле боя, и в архитектуре. Альбертинум — тому доказательство.

Как добраться

Адрес: Dresden, Georg-Treu-Platz, 2.

Время работы и стоимость

Альбертинум открыт каждый день с 10:00 до 18:00, выходной — понедельник.

Стоимость полного билета, в который входит посещение Галереи новых мастеров и Собрания скульптуры — 10 EUR. Для экскурсантов младше 17 лет вход бесплатный.

Пильниц

Побывав в одном королевском замке, как не заглянуть в другой? Дворец-замок Пильниц (Schloss Pillnitz) служил саксонским монархам-Веттинам загородной резиденцией. Теперь он в черте современного Дрездена. С этим имением связана печальная история. Когда-то молодой и пылкий курфюрст Иоганн Георг IV не на шутку увлёкся дочерью гвардейского офицера, Магдалиной-Сибиллой Нейшюц. Случилось это в семнадцатом веке, и жгучую страсть монарха современники объясняли просто: колдовство. Иоганну пришлось жениться на другой, но это ничего не изменило. Любовь к Магдалине побудила курфюрста пожаловать ей титул: фаворитка стала графиней фон Рохлиц, владелицей замка Пильниц. У четы родилась дочь Вильгельмина Мария Фредерика, обречённая на сиротство. Её молодая мать заболела оспой, но Иоганн Георг IV не пожелал расстаться с Магдалиной-Сибиллой даже в смерти. Заразившись от любимой смертельным недугом, правитель скончался в Дрездене 27 апреля 1694 года. Ему было двадцать пять лет.

Можно было бы представить, что призраки Магдалины и Иоганна и теперь ночами бродят по Пильницу, но имение досталось Августу Сильному, и смерть уступила место жизни. Монарх распорядился о строительстве лёгкого дворца в китайском стиле прямо на берегу Эльбы. Всё переменилось, и я, как и тысячи других туристов, увидела чудесный дворцово-парковый ансамбль. В нём — три основных здания: Водный дворец (тот самый, на Эльбе), Нагорный дворец и Новый дворец эпохи классицизма, который объединяет своих «соседей».

Парк с прудом и фонтаном — просто чудо! Не зря его включили в памятники Всемирного наследия. Гордость бывшего имения — камелия, которой уже двести лет, и ботанический сад с роскошными пальмами. Но Пильниц — это не просто дворцово-парковый ансамбль, в нём разместились Замковый музей (Schlossmuseum) и Музей прикладного искусства (Kunstgewerbemuseum). В первом я обнаружила королевскую дворцовую кухню, католическую часовню и купольный зал. Во втором — предметы, принадлежавшие династии Веттинов в разные времена. Здесь и музыкальные инструменты, и серебряная мебель, и позолоченные троны, и костюмы для церемоний. Саксонские правители явно не бедствовали!

Как добраться Адрес замка Пильниц: Dresden, August-Bockstiegel-Strabe, 2.

Доехать в Пильниц можно трамваем № 2 и автобусами № 63, 88. Нужная остановка: Leonardo-da-Vinci-Strabe или Pillnitzer Platz.

Время работы и стоимость

В летний период (с мая по октябрь) дворец открыт для посещений со вторника по воскресенье, с 10:00 до 18:00, в зимний период (с ноября по апрель) экскурсии проводятся в выходные дни.

Полный билет стоит 8 EUR, льготный — 6 EUR, для групп от 10 человек — 7 EUR.

Галерея старых мастеров

Теперь перенесёмся в Цвингер. Его архитектуре и истории я посвящаю отдельную главу своего повествования. Они — оправа, а мне сейчас хочется поделиться впечатлениями от бриллианта в этой оправе и рассказать о Галерее старых мастеров. Первое, о чём я подумала, оказавшись в Галерее, — рамы картин. Они бросаются в глаза сразу. Тёмные и какие-то непрезентабельные. Но дрезденцы ими гордятся, потому что рамы эти — наследие барокко или другой ушедшей эпохи. Значит, менять не стоит. И я с немцами согласна.

Как вы думаете, можно влюбиться в человека, с которым разминулись во времени? Ну, не влюбиться — восхищаться? У меня такое ощущение, что да. Весь исторический центр Дрездена, включая Цвингер вместе с Галереей старых мастеров, создан по воле самого обаятельного и привлекательного короля Августа II Сильного. Всё успел, везде поспел — и сотни женских сердец, как говорят, приступом взял, и Дрезден украсил на века, и польский трон захватил. Как не вспоминать курфюрста Августа, если именно он принял решение вынести шедевры живописи из кунсткамеры, в которой они были до него, и сделать отдельную экспозицию? Она и стала основой будущей Галереи старых мастеров.

Страсть к коллекционированию предметов искусства от отца унаследовал Август III. И не важно ему было, что из королевской казны уходят огромные суммы — благородное хобби того стоило. В выборе картин Августу III помогал умный советчик Альгаротти. По его подсказке король купил в 1741 году картину Яна Вермеера Делфтского «У сводни», а с ней ещё 267 полотен из собрания Валленштейна. Стараниями саксонского правителя из королевской галереи в Праге многочисленные полотна перекочевали в Дрезден, а в 1745 году за ними последовала собственного разорившегося герцога Моденского — произведения Веласкеса, Тициана, Корреджо. Август III знал толк в искусстве! Но поскольку королём художников в ту пору считался Рафаэль, а лучшей его картиной — «Сикстинская мадонна», то заполучить этот шедевр казалось делом чести. Gesagt — getan, как говорят немцы (сказано — сделано). Церковь Сан-Сиксто в Пьяченце лишилась лучшего своего украшения, зато великое полотно засияло в центре Дрездена.

Немного истории

Цвингер, где Галерея старых мастеров находится и в наши дни, начали строить уже после обоих Августов — в 1847 году. Открытие дворца состоялось восемь лет спустя. Накануне прихода к власти Адольфа Гитлера в галерее решили оставить только шедевре прошлого — всё, что было создано до XIX века. А всё, что посвежее, перешло в Новую галерею. Праздник высокого творчества продолжался, но наступил 1937 год…

Год, когда на арену вышли разнузданные нацисты, стал роковым для Галереи. Гитлеровцы решили, что экспрессионизм — искусство тлетворное и вредоносное. Многие из картин экспрессионистов были изъяты и уничтожены. Часть удалось спрятать в шахтах, но от бомбардировок в 1945 пострадали и они. Всё, что сохранилось, после победного мая советское командование вывезло в СССР.

Казалось, что драгоценная коллекция с её королевской основой для Дрездена навсегда потеряна. Но о картинах позаботились советские реставраторы. 1240 полотен вернулись в столицу Саксонии в 1955 году. С этого началось возрождение Галереи.

Всё, что я там увидела, у меня отторжения не вызвало — я люблю классику. Как и преданья старины глубокой. Мне не было скучно ни у одной картины. Но когда я дошла, наконец, до «Сикстинской мадонны», на глаза навернулись слёзы. Есть в ней какая-то магия, какой-то неуловимый пронзительный трагизм. И даже если бы в Галерее старых мастеров всё остальное было просто мазнёй, одна только эта картина стоила того, чтобы Цвингер был построен, жил и принимал бесчисленных гостей.

Собрание фарфора

Этой коллекцией, хранимой в Цвингере, мы обязаны тому же Августу Сильному. Как говорил сам правитель, он заболел «фарфоровой болезнью». Это была настоящая страсть, которой Дрезден и обязан своим собранием фарфора. Уходя в лучший из миров, польский король и саксонский курфюрст оставил наследникам и потомкам коллекцию из 35 тысяч изделий. Их привозили из Азии, создавали в Мейсене — там, где Август II поручил основать фарфоровую мануфактуру — первую в Европе.

Не знаю, что случилось с экспонатами времён короля Августа, но сегодня в «Собрании фарфора» (Porzellansammlung) выставлено не больше двух тысяч изделий. Это меня разочаровало. Я надеялась, что в музее их демонстрируется больше — ведь везде говорится о том, что в музее хранится около двадцати тысяч. А спросить, куда же делись ещё пятнадцать, увы, не было времени.

Что мне запомнилось? Конечно, то, что бросается в глаза всем. Фарфоровый букет из сотен цветов (Венсенн, 1749 год), шедевры времён китайского императора Канси, изысканные изделия Готлиба Кирхнера, Иоганна Беттгера и Иоганна Иоахима — мастеров из Мейсена. И, конечно, та часть музея, где воссоздано оформление помещений в том стиле, который любил Август Сильный. Это стоит увидеть!

Как добраться

Адрес: Dresden, Theaterplatz, 1

Время работы и стоимость

Музей открыт ежедневно с 10:00 до 18:00, выходной — понедельник.

Стоимость входного билета — 10 EUR, для детей и подростков младше 17 лет вход бесплатный.

Японский дворец

Давайте ещё разок покинем наш двадцать первый век и отправимся в восемнадцатое столетие — в гости к всё тому же Августу II Сильному, всемогущему курфюрсту и королю. Японский дворец, в который вы идёте вместе со мной, разместился между «нойшдатским» берегом Эльбы и Дворцовой площадью. В этом здании находятся Зенкенбергская коллекция по естествознанию и Дрезденский этнографический музей, но хорош дворец не только этим. Он замечателен и сам по себе.

Всё началось с того, что в 1715 году для графа Якоба Генриха фон Флемминга построили личный особняк. Но поселился в нём не хозяин, а Гарсольде ван Кранебург, посол Голландии. Отчего графу не повезло, сказать не могу, но что-то у Якоба явно не сложилось. Как только посол скончался в 1716 году, вельможа заполучил свою недвижимость обратно, но уже через год в дело вмешался Август II Сильный. «Голландский», как тогда его называли, дворец стал королевской собственностью. Правитель украсил здание фарфоровыми фигурами и осенью 1719-го года устроил во дворце пышный праздник.

Восток — дело тонкое

В 1727 году Август II решил полностью перестроить дворец, и он получил свою наклонную восточную крышу, из-за чего и был назван японским. На внешнем фасаде дворца и во внутреннем дворе архитекторы создали фигуры и гермы в восточном стиле. У Жана де Бодта, Захариаса Лангелуна и Маттиаса Пёппельмана получилось большое строение в стиле позднего барокко, с четырьмя крыльями. Отделка продолжалась до 1733 года, а после Семилетней войны тем же архитекторам пришлось взяться за реставрацию — здание сильно пострадало.

С 1786 Японский дворец — музейное здание и библиотека курфюрста. Он служил библиотекой и позже, до окончания Второй мировой войны, но уже Саксонской государственной. Здесь же в разные времена были и скульптурная коллекция саксонских королей, и античная коллекция курфюрстов. Славное здание, старинное и симпатичное. Я обошла его вокруг два раза — старалась представить, как мог в нём пировать король и как потом, в нём же, воцарилась библиотечная тишина.

Восставший из пепла

Всё закончилось вместе с налётом бомбардировщиков. В 1945 году был уничтожен дворцовый парк, а сам дворец и его библиотека пострадали от огня. Один день варварского разрушения и тридцать шесть лет восстановительных работ, с 1951 по 1987 год! Теперь Японский дворец охраняется государством. Ещё бы — на него потрачено слишком много сил.

Сам же этнографический музей, который находится здесь уже больше пятидесяти лет, когда-то начался со скромного кабинета курьезов — так назвал его дрезденский курфюрст в 1560 году. Сегодня в коллекции музея — больше 160 тысяч экспонатов. Здесь можно провести целый день и попытаться объять необъятное — каким сильным был соблазн, если бы вы знали! Одних фотографий 70 тысяч, шутка ли? Постоянные экспозиции разделены по материкам — можно увидеть весь земной шар, не выходя из Японского дворца. Но выйти всё-таки пришлось — ради таких же интересных визитов в другие музеи.

Как добраться

Адрес: Dresden, Palaisplatz 11

Приехать к Японскому дворцу можно на трамвае №4, 9 (остановка Palaisplatz).

Время работы и стоимость

Музей открыт с 10 до 18 часов, выходной день — понедельник. Стоимость входного билета: 3 EUR.

Дрезденская оружейная палата

Ещё один музей, где можно подумать о подвигах, славе и доблести. Существует в Дрездене с XV века — говорят, что этим город обязан саксонскому герцогу Альбрехту Храброму, решившему хранить коллекцию доспехов. Позже к ним прибавилось оружие для дворцовых турниров — что-то курфюрсту дарили, что-то покупал, а что-то ковали в самом Дрездене. Коллекция пополнялась за счёт работ испанских, итальянских и французских оружейников.

Экспонатами предметы коллекции до двадцатого века не служили — просто тешили душу своих владельцев. Всё изменилось, когда в 20-х годах Саксонской монархии пришёл конец. Оружейная палата, где хранились мечи и доспехи, была признана художественно-историческим музеем.

Художественная часть — это портреты. Написаны они в XVI—XVIII веках. К героям былых времён «прилагаются» мечи, шпаги, сабли, кинжалы, огнестрельное оружие, рыцарские доспехи, конное снаряжение — тысячи и тысячи экспонатов. Есть здесь и военные трофеи — например, восточное оружие, захваченное в сражении с турками под австрийской столицей.

Интересный экспонат связан с двумя незаурядными правителями — когда-то Пётр I подарил Августу Сильному шпагу, и она сохранилась. Правда, ей вместе с другим оружием пришлось побывать в Советском Союзе — после Второй мировой войны экспонаты оружейной палаты уехали в Ленинград, а в 1958 году вернулись обратно. И было бы всё хорошо, но выставить все их на всеобщее обозрение посетителей музея пока невозможно: площади не хватает.

Как добраться

Адрес музея: Dresden, Taschenberg, 2

Время работы и стоимость

Музей открыт с 10 до 18 каждый день, кроме вторника.

Цена полного билета 12 EUR. Для посетителей до 17 лет вход бесплатный.

Турецкая палата

Türckische Cammer считается частью Оружейной палаты и в то же время существует как самостоятельный музей. Находится она, разумеется, там же — в Дрезденском замке-резиденции. За пределами Турции эта коллекция османского искусства считается самой старинной и значительной.

Когда-то начало ей положил роскошный меч, присланный курфюрсту Августу Саксонскому из Стамбула саксонским дворянином Генрихом фон Бюнау ауф Требеном. Генрих, как мне кажется, везде поспевал: и за турецким флотом шпионил, и в оружии неплохо разбирался. Когда же курфюрст Кристиан I Саксонский направил фон Бюнау в Италию, оттуда в Дрезден прибыл ещё более ценный подарок — восточное оружие из собственности великих герцогов Медичи: Генрих и здесь преуспел.

Впервые название «Турецкая палата» прозвучало в 1614 году. Восточное оружие всё больше входило в моду. Военные трофеи и дипломатические подарки сочетались с богатыми приобретениями — было так и во время правления Августа Сильного. При этом правителе коллекция располагалась в Цвингере, а позже — в конюшенном дворе Иоганнеуме. В годы Второй мировой войны восточные экспонаты вывезли из Дрездена, и это позволило ей сохраниться. Сегодня «Турецкая палата» — почти 600 экспонатов. В их числе — знамена, оружие, доспехи, военная одежда и единственная в мире коллекция османских луков. Стрелы из них (представьте себе!) лучники выпустили в 1586 году. Среди всего этого снаряжения мне понравился большой шатёр, достойный шамаханской царицы — изделие из шёлка и золота с атласными вышивками. Я бы от такого не отказалась.

Как добраться

Адрес музея: Dresden, Taschenberg, 2.

Время работы и стоимость

Музей открыт с 10 до 18 часов каждый день, кроме вторника.

Цена полного билета 12 EUR. Для посетителей до 17 лет вход бесплатный.

Дрезденский зоологический музей

Дрезденцы называют его просто — Staatliches Museum für Tierkunde Dresden. Этим музеем городу вполне можно гордиться: среди естественноисторических музеев Европы он — один из самых старинных. Но дело не только в возрасте. Экспонатов здесь — видимо-невидимо. Одних жуков 2,5 миллиона экземпляров.

Сегодня зоологический музей находится в современном здании, где я и побывала, но было так не всегда. Основа знаменитой коллекции была положена в XVI веке — постарался местный курфюрст (скажу от себя: чем больше узнаю о дрезденских курфюрстах, тем больше эти царственные мужи мне нравятся). Самые первые экспонаты угодили в перечень № 1 коллекции Дрезденского замка-резиденции. А вот официальная дата открытия зоологического музея в Дрездене пришлась на 1728 год. Как вы думаете, кто собрал лучшую к тому времени коллекцию и отдал ей самое подходящее в городе здание? Правильно — король Август Сильный. И здесь он преуспел!

Потом наступил 19 век, и на первый план вышло имя Генриха Готлиба Людвига Райхенбаха. Этот немецкий натуралист возглавлял музей с 1820 по 1874 годы — тогда он находился в Цвингере. Не буду утомлять вас подробностями его кипучей деятельности, оставим их специалистам. Скажу лишь о великой ответственности этого учёного мужа. Когда в Дрездене начались беспорядки (было это в 1848-1849 годах), в Цвингере вспыхнул пожар. Огненные языки слизали почти всю зоологическую коллекцию. Но Райхенбах совершил невозможное — восстановил её за несколько лет. В 1857 году музей отпраздновал своё второе рождение.

С веком наравне

Время шло, появились огнестойкие стальные шкафы, и новый директор Адольф Бернхард Мейер обезопасил ими собрание экспонатов. На календаре — 1874 год. Ещё так далеко бомбардировки Второй мировой! Коллекции растут, их разделили на объекты для выставки и объекты для научных целей. И вот, пережив года и передряги, Дрезденский зоологический музей принимает гостей и постоянно их удивляет. Здесь можно поглазеть не только на рыб, рептилий и птиц (про тех, кто бегает на всех четырёх лапах, молчу), но и на сумчатого волка, бескрылую гагарку, стеллеровую корову, странствующих голубей. Кто-то представлен в виде скелета, кто-то во всей красе — увидите сами, когда попадёте сюда. А как вам тот факт, что в музее хранится коллекция из 30 тысяч птичьих яиц? Орнитолог Вольфганг Макач постарался, завидую его терпению! И ещё здесь есть коллекция палеарктических бабочек — это заслуга энтомолога Отто Штаудингера. И, надо сказать, его увлечение мне понятно намного больше, чем хобби Макача.

Как добраться

Адрес: Dresden, Konigsbruck Landstr, 159

Трамвай № 7 (остановка Industriepark Klotzsche).

Время работы и стоимость

Музей открыт каждый день, кроме понедельника, с 10 до 18 часов. Цена билетов — 6 EUR, детям до 17 лет — бесплатно.

«Зелёный свод»

В это здание с высокими шпилями, Дрезденский замок-резиденцию, я неслась чуть ли не вприпрыжку. Княжеская сокровищница Веттинов! Подумать только! Знаменитая на всю Европу, не сказать больше. Название Grünes Gewölbe — дань прошлому. В зале, где когда-то располагалась коллекция, были колонны малахитово-зелёного оттенка. Позже их закрыли зеркалами.

Глупо, конечно, чувствовать себя первооткрывателем того, о чём весь мир давным-давно знает. Но мне казалось, что я — первая леди (или фрау), которая сюда попала и наслаждается блеском коллекций. Хотя какие коллекции, что вы! Все эти драгоценности были королевской собственностью, так почему бы не помечтать о том, что у них появилась новая хозяйка? А заодно запомнить самое важное, чтобы сейчас рассказать вам.

Ужасный февраль 1945 года разрушил три зала сокровищницы, но сами ценности уцелели — их вывезли в крепость Кёнигштайн за несколько лет до роковых событий. Конечно, им тоже достался вояж на территорию страны-победителя. На родину экспонаты «Зелёного свода» вернулись в 1958 году.

Драгоценности начали собирать ещё в XVI веке, и два столетия они были частью кунсткамеры. Потом пришёл Август Сильный и своей королевской волей разделил коллекцию на темы. Сокровища разместили в девяти залах (три из них, как я уже сказала, были разрушены в XX веке), а потом к старым помещениям добавились дополнительные комнаты. Маттеус Даниэль Пёппельманн (тот же архитектор, который построил Цвингер) выполнил и проект сокровищницы, а интерьерами занимался Раймонд Леплат. И всё было прекрасно во всех отношениях, пока не наступил воинственный двадцатый век. После всех катастроф, передряг и переездов, в 2006 году исторический «Зелёный свод» вернулся на своё законное место — то же, что при Августе Сильном. Их интерьеры восстановили по документам 1733-го года. При этом потратили огромную сумму — король был бы, я думаю, впечатлён: 45 млн евро на полную реставрацию Grünes Gewölbe!

Королевское наследство

Бриллианты, рубины, жемчуг, сапфиры, карнеолы… Это то, что передал нам царственный Август — многое из коллекции драгоценностей создавались именно для него. Глаз не отвести! Я могла бы рассматривать «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Аурангзеба» как минимум сутки. А зелёный дрезденский бриллиант! Когда его купил Август III, сын Августа Сильного, он стоил столько же, сколько постройка всего Дрезденского собора — 400 тысяч талеров. А «Купальня Дианы» с золотой оправой, бриллиантами и жемчугом! Хотели бы вы видеть такое чудо на своём письменном столе? Я — очень даже. Уходила я из «Зелёного свода» совсем в другом настроении — медленно и нехотя. Но из-за облаков выглянуло самое большое сокровище, что сияет ярче всех рубинов, сапфиров и алмазов. Оно уж точно принадлежит всем, а наша экскурсия по музеям Дрездена ещё не закончилась. Продолжаю. :)

Как добраться

Адрес: Dresden, Taschenberg, 2.

К «Зелёному своду» везут трамваи № 1, 8, 9, 12. Нужная остановка — Theaterplatz.

Время работы и стоимость

Музей открыт с 10:00 до 18:00 каждый день, кроме вторника.

Цена билетов — 12 EUR. Для детей младше 17 лет вход свободный.

Физико-математический салон

Красивое здание, не правда ли? И имеет отношение к «Зелёному своду». Нет, это уже не Дрезденский замок-резиденция, это один из павильонов Цвингера. Помните, я говорила, что Август Сильный разделил по темам то, что в XVI веке было собрано в кунсткамере? Так и получило самостоятельную жизнь собрание научных инструментов и исторических часов — физико-математический салон (дрезденцы называют его Mathematisch-Physikalischer Salon). Этот музей относится к Государственным художественным собраниям Дрездена — с полным на то правом.

Сегодня здесь выставлены на обозрение около тысячи экспонатов. В их числе — редкие геодезические, оптические и астрономические приборы XVI-XVIII веков. Во времена Августа Сильного, с 1728 по 1746 год, эта коллекция называлась «Королевским кабинетом математических и физических инструментов». Доступ к ней имели тогда только учёные-практики. Научными приборами пользовался и сам любознательный Август Сильный. Здесь же, в Цвингере, была тогда и астрономическая обсерватория.

Славится музей своей коллекцией земных и небесных глобусов. Один из них привезли в Дрезден с территории, на которой сейчас расположен Ирак — этот глобус был сделан в XIII веке. Ещё один известнейший экспонат — механическая счётная машина французского ученого Блеза Паскаля, созданная в 1642 году.

Любителям точных наук, конечно, будут интересны и оптические приборы вместе с геодезическими, инструменты для черчения, зажигательные стёкла. У меня эти экспонаты вызывали уважительную скуку. А вот драгоценные часы-медальоны мне очень понравились. И башенные часы эпохи Возрождения — тоже: сразу вспомнила кремлёвские куранты.

Как добраться

Адрес: Dresden, Zwinger.

Время работы и стоимость

Ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Полный билет стоит 6 EUR, льготный — 4,50 EUR. Дети до 17 лет проходят бесплатно.

Дрезденский Музей транспорта

Когда я узнала, чем служило здание, в котором сейчас располагается Verkehrsmuseum Dresden, смеялась от души. В XVI веке здесь держали лошадей! Ай да транспорт. Потом, в XVIII веке, к первому этажу конюшен курфюрста Кристиана I добавился второй. Об этом в 1722—1731 годах позаботился архитектор Иоганн фон Фюрстенхоф. Обновлённое здание отдали Галерее старых мастеров.

Первые экспозиции самого Музея транспорта открылись в этом здании два с лишним века спустя, в 1952 году. Сначала здесь были представлены экспонаты Саксонского музея железнодорожного транспорта. Потом, уже в девяностых, к историческим трамваям, железнодорожным вагонам и локомотивам решили прибавить и другие экспонаты. В результате сегодня в Дрезденском музее транспорта можно лицезреть модель железной дороги, велосипеды, водный транспорт, самолёты и автомобили. Те самые, мощность которых измерялась когда-то в лошадиных силах. Привет, курфюрст Кристиан!

Как добраться

Адрес: Dresden, Augustusstraße 1

Доехать можно на трамвае 1, 4 (остановка Altmarkt).

Время работы и стоимость

Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, выходной - понедельник.

Дети до 5 лет проходят бесплатно.

Дети по семейному билету (максимум двое взрослых в качестве сопровождения по меньшей мере 1 ребенок, максимум четверо детей до 16 лет) — 13,00 EUR. Взрослые — 7,50 EUR.

Немецкий музей гигиены

Ещё одно название Deutsches Hygiene-Museum — Музей человека. Он намного моложе своих дрезденских собратьев — его основали в 1912 году. Тогда будущий музей был народным учебным центром гигиены — чистоте и уходу за собой бедный люд надо было учить. Об этом и позаботились фабрикант Карл Август Лингнер и анатом Вернер Шпальтегольц. Все, кого интересовали вопросы здорового питания, гигиены и анатомии человека, были здесь желанными гостями.

В 1930 году музей перебрался в здание, проект которого создал архитектор Вильгельм Крайс. Диковиной в те дни стал так называемый «стеклянный человек», он встречает посетителей и теперь. Три года спустя (а как же!) даёт о себе знать идеология национал-социализма — чистота арийской расы. В музее появляется соответствующая экспозиция. А в 1945 большая часть коллекции была уничтожена — бомбы союзников сделали своё дело.

Потом пришло время ГДР. Музей вернули к функции просвещения. О самых юных посетителях заботился Кунди — популярный сказочный персонаж, которого очень любили дети. Он всегда наблюдал за ними в большую подзорную трубу. Поленился умыться? Получи замечание! Всё было просто и невинно, но в объединённой Германии новая власть решила, что Кунди — представитель тайной полиции, штази. Персонаж из музея исчез, а вместе с ним пропало и желание деток приходить сюда — популярность среди юного населения резко упала. Впрочем, это на общем признании Немецкого музея гигиены важным для страны не сказалось. В 2001 году он попал в «Голубую книгу» — в список важнейших национальных учреждений культуры Восточной Германии. И пусть цвет книги вас не смущает — в музее действительно интересно — можно узнать о себе всё, что угодно. И снаружи, и внутри. Даже без Кунди.

Как добраться

Адрес: Dresden, Lingnerplatz, 1.

Ехать трамваем № 10, 13 до остановки Großer Garten‎.

Время работы и стоимость

Со вторника по воскресенье и по праздникам — 10:00—18:00. Выходной — понедельник, 1 января, 24 и 25 декабря.

Вход: полный билет — 7 EUR, льготный — 3 EUR, семейный — 11 EUR. Для посетителей до 16 лет вход бесплатный.

Военно-исторический музей

Сюда, признаюсь, я заглянула только за компанию — приятель уговорил. Мужчинам, конечно, военные игрушки всегда интересны, а мне поневоле бросились в глаза два экспоната — Brandttaucher («Брандтаухер»), первая немецкая субмарина, и спускаемый аппарат космического корабля «Союз-29». Его берегут, потому что на нём вернулся немецкий «Юрий Гагарин» — первый космонавт в истории Германии, Зигмунд Йен. В истории ГДР он так и остался единственным полетевшим к звёздам смельчаком.

Несмотря на всё своё равнодушие к армейским делам, я всё же запомнила, что военно-исторический музей (по-немецки Militärhistorisches Museum der Bundeswehr) имеет в Дрездене особый статус. Его здание строилось при том же короле Альберте в городском районе Albertstadt, было помпезно освящено 1 мая 1877 года и использовалось как арсенал дрезденского гарнизона — разумеется, главный. Таковым он был до конца Первой мировой войны. Правда, намёк на то, чем здание станет в будущем, власти сделали в 1897 году. Тогда в здании арсенала прошла выставка «Коллекция исторического оружия и моделей». А в 1914 году здесь образовался «Королевский музей саксонской армии». В 1923 году его лишили титула «королевский», а в 1940 году переименовали в Музей сухопутных войск. Так было до 1945-го года. Когда гитлеровской Германии пришёл конец, музей закрыли — как и все военные музеи поверженной страны. У здания появилось новое назначение: оно служило городскому управлению для мирных выставок, городских мероприятий и праздников. Проводились здесь даже рождественские ярмарки — Striezelmarkt. Была здесь и первая выставка, посвящённая послевоенному восстановлению Дрездена, и экспозиция о Национальной народной армии ГДР. В 1990 году, в уже объединённой Германии, музей стало опекать министерство обороны страны. Тогда-то он и стал называться так, как сейчас. Снова зазвучал рассказ о военной истории всей страны и Саксонии в частности. Но так как всё это не моё, я лишь прошлась по залам, нехотя поглядывая на экспонаты. Заинтересовалась лишь экспозицией «Животные на военной службе». Чтобы к ней добраться, надо спуститься вниз с верхнего этажа здания, где есть площадка с видом на Дрезден, всё вниз, вниз — по лестницам пристройки, этаж за этажом. Интерьеры здесь, спору нет, интересные, а войны, в которых участвовала Германия, преподносят в контексте военной истории всей Европы. Вот и всё, что мне запомнилось.

Как добраться

Адрес: Dresden, Olbrichtplatz 3.

Доехать к военно-историческому музею можно на трамваях № 7, 8 или автобусом № 64 (остановка Stauffenbergallee).

Время работы и стоимость

Со вторника по воскресенье музей работает с 10:00 до 18:00, в понедельник — до 21:00. Среда — выходной день.

Цены билетов (полный/льготный)

постоянная экспозиция — 5 EUR / 3 EUR;

временные выставки — 5 EUR / 3 EUR;

комбинированный билет (постоянная экспозиция + временные выставки) — 7 EUR / 4 EUR;

детям вход бесплатно.

Что запомнится

Когда моё музейное время в Дрездене истекло, я поймала себя на мысли, что ощущаю восторг и горечь. Восторг от мастерства множества творцов, создавших в столице Саксонии рукотворные чудеса. А горечь от того, как хрупки и беззащитны прекраснейшие творения людей — зло может их разрушить за считанные часы. А ведь то, чем гордится Дрезден, принадлежит по сути всему человечеству. И беречь этот город, наверное, нужно не только немцам. И сейчас, и в будущем. Вы согласны?