Войти в почту

Радиола Бельмондо и фонограф Эдисона

18 апреля на ВДНХ открылся «Дом винтажной музыки», в залах которого можно услышать оригинальное звучание первых граммофонов, довоенных немецких радиоприемников, американских музыкальных автоматов из 1950-х и европейских радиол и проигрывателей из 1960-х с тем самым легендарным «теплым ламповым звуком».

МОСЛЕНТА узнала у руководителя музея Кристины Беленькой, чего ей стоило уговорить мужа выставить на всеобщее обозрение их семейную коллекцию приемников, граммофонов и проигрывателей, а ведущий экскурсовод «Дома» Георгий Сергеев рассказал нам, почему пластинки популярной музыки во все времена были символом флирта и беззаботности.

Символы веселья и беззаботности

Георгий Сергеев, ведущий экскурсовод «Дома винтажной музыки», исполнитель песен 1920-1930-х годов

Первое звукозаписывающее устройство – фонограф — было изобретено Томасом Эдисоном как игрушка, диктофон, и лишь потом производители задумались о том, что по такому же принципу можно записывать и воспроизводить популярную музыку.

Когда записи научились тиражировать еще до пластинок — на валиках — сборники композиций знаменитого исполнителя Артура Коллинза разошлись миллионным тиражом.

Популярная музыка довольно быстро стала широко транслироваться: аппараты для ее воспроизведения с самого начала выпускались как в дорогом, так и в бюджетном исполнении.

И с самого начала прослушивание записи стало отдушиной, способом отрешиться от тягот и невзгод, которых в XX веке было предостаточно.

Люди хотели забыть о своих печалях, о войнах, и музыка им в этом помогала.

Конечно, выставленные у нас проигрыватели были свидетелями и войн, и революций, но, думаю, гораздо чаще возле них происходили сцены романтические.

И граммофон, а потом и проигрыватель сразу стали символом веселого, беззаботного времяпровождения: свиданий, вечеринок. Опять же, это был способ произвести впечатление на даму: если вы могли пригласить к себе гостью послушать пластинки, ваши шансы на победу удваивались.

Кстати, по своей основной профессии я — артист, мой проект связан как раз с эпохой 1920-1930-х годов, который очень хорошо представлен здесь в экспозиции. Я исполняю песни, комические куплеты собственного сочинения на музыку начала XX века в стиле мюзик-холла и варьете, а кроме того вместе с тапером делаю перформансы из немого кино: он играет, а я говорю за всех персонажей.

Когда меня пригласили стать здесь экскурсоводом, я с радостью согласился: большая честь и большое счастье пребывать среди всей этой красоты. Та эпоха, которую я так люблю и о которой буду здесь рассказывать, была полна заряда оптимизма, «огня в глазах», энтузиазма изобретателей и первооткрывателей. Появление первых фильмов, первых аудиозаписей было для современников чудом.

Знаменитые раритеты

Ряд аппаратов, которые у нас выставляются, достались Кристине и ее супругу с легендарной историей: об одном из радиоприемников продавцы говорили, что он принадлежал Рудольфу Нуриеву, в четвертом зале у нас выставляется проигрыватель, якобы принадлежавший Иосифу Кобзону.

Так как сами звездные владельцы на этих экспонатах не расписывались, мы ни на чем не настаиваем и просто упоминаем об этих легендах.

Вот есть у нас английский проигрыватель BSR monarch 1961 года из ограниченной серии с надписью «Playboy». Известно, что 50 таких проигрывателей были подарены знаменитостям, присутствовавшим на открытии клуба Playboy в Лондоне.

Также известно, что в тот вечер среди них был Жан Поль Бельмондо, и делец с блошиного рынка, продавая этот аппарат Кристине и ее супругу, уверял, что именно Жану Полю он и принадлежал. Но даже если он соврал, ясно, что у Бельмондо либо была, либо даже до сих пор стоит где-то именно такая радиола.

Рассказывает Кристина Беленькая, руководитель «Дома винтажной музыки»

Коллекция многодетной семьи

Коллекцию проигрывателей и приемников, лучшая часть которой выставляется теперь в «Доме винтажной музыки», мы с мужем начали собирать с начала 2000-х годов. Тогда, после рождения очередного ребенка, мы смогли, наконец, из маленькой «двушки», переехать в квартиру побольше.

Поскольку у нас — многодетная семья, шестеро детей, мы постепенно расширяли жилплощадь и планомерно заполняли его все новыми звуковоспроизводящими аппаратами.

Появлялись они у нас по-разному: что-то покупалось через Avito, что-то — на блошиных рынках в Европе, что-то мы выменивали у знакомых коллекционеров, многое дарили-приносили друзья. Даже здесь, когда мы въехали в помещение и начали расставлять коллекцию, пришли две девушки, сотрудницы ВДНХ, и говорят: «Мы тут разбирались в одном из павильонов, нашли винтажную вертушку, решили принести к вам. Возьмете?». Разумеется, мы взяли.

В какой-то момент хранить все это дома стало сложно, я то тут, то там постоянно натыкалась на наши замечательные аппараты и бурчала, мол, не место им под кроватями, когда же это кончится.

И вот прошлым летом мы всей семьей выдвинулись погулять на ВДНХ. А я здесь не бывала с конца 1990-х и даже не представляла, как тут все изменилось: павильоны реставрируют, восстановили цветники, всю лишнюю торговлю убрали.

И я мужу сказала: «Смотри, вот где самое место для нашей ретро-коллекции. Если будем делать музей, то здесь».

Тогда все это прозвучало скорее, как шутка, но в голове моей эта мысль засела и в какой-то момент я, особенно ни на что не надеясь, отправила в отдел аренды ВДНХ письмо, где предлагала разместить нашу коллекцию в одном из павильонов.

Девять месяцев подготовки

Перезвонили мне минут через пять и пригласили на встречу. Я показала фотографии, пригласила в гости, дала послушать несколько проигрывателей, радиол, и девушки из отдела аренды сказали, что экспозиция получится, только вот нужна красивая презентация... и завертелось.

Я недавно залезла в почту и увидела, что с момента отправки того первого письма прошло девять месяцев. И, действительно, есть ощущение, что мы как будто пережили беременность этим музеем. Сначала ВДНХ не устраивала презентация, потом обсуждались варианты аренды разных павильонов, которые один за другим отпадали, потому что мы бы не потянули аренду.

И вот, наконец, три месяца назад перезвонили девушки из отдела аренды и предложили помещение, в котором мы теперь и находимся.

Пока мы делали ремонт помещения, вышли из рамок бюджета, который себе представляли изначально. Запаниковали, но тут нас выручил краудфандинг: на planeta.ru мы разместили ролик и люди добрые стали присылать деньги, чем сильно нас выручили.

Кстати, на будущее мы думаем выставлять у кассы копилку «На развитие» потому что никакие государственные организации нам пока не помогают и проект развивается на нашем голом энтузиазме.

Вечера винтажной музыки и немого кино

Мы не только планируем продавать входные билеты – у нас большие планы на концертную деятельность. Есть артисты, которые великолепно исполняют те песни, от которых сходили с ума наши бабушки и дедушки. И мы планируем проводить здесь вечера винтажной музыки, которые будут состоять как из живых номеров, так и из прослушивания записей той эпохи на наших аутентичных аппаратах.

1 мая у нас выступит дуэт «Drama Queens» с песнями из репертуара советских звезд 1960-х, а 7 мая будет петь Дарья Ловать, которая прекрасно исполняет не только женский, но и мужской репертуар 30-х — 40-х годов.

Мы хотим поднять тот музыкальный пласт, который сейчас почти забыт: репертуар Изабеллы Юрьевой, Майи Кристалинской, Сергея Лемешева, Александра Вертинского.

И, сделав уже несколько концертов, мы видим, как живо реагирует публика на музыку той эпохи: люди восхищаются, благодарят, всем очень нравится.

А еще мы разыскали чудесное немое кино 1920-х в сопровождении тапера и живой авторской озвучки Жоржа Сергеева. Когда я ехала на такой показ в первый раз, то не предполагала, что высижу до конца сеанса, думала, ну чем нас сегодня можно удивить после «Аватара»? А оказалось, это бомба!

Было так смешно и интересно, что мы пригласили эту команду организовывать показы у нас, кстати, ближайшие пройдут 29 и 30 апреля. А Жорж, когда приехал, так искренне восхитился всем здесь происходящим, что мы предложили ему стать нашим ведущим экскурсоводом. И он сразу согласился.

Да, и во флигеле напротив я мечтаю со временем сделать пластинчатую библиотеку. Чтобы люди приходили туда слушать старый винил.

Только в Сеуле пока такой центр есть.