Смолянка, создавшая второе “Абрамцево”

Начало её жизненного пути не было безоблачным. Мария была внебрачным ребёнком, отца не знала, материнской любви вдоволь получить тоже не удалось, но девочка ни в чём не нуждалась. Маленькая Маша до самозабвения полюбила нянюшкины сказки и картины, что висели в гостиной. После окончания гимназии Мария получила предложение от Рафаила Николаева, правоведа. Брак, однако, счастливым не был, супруги не любили друг друга, а мужа интересовала только карточная игра. Характер же у Марии выдался твёрдым – молодая девушка продала часть мебели и уехала в Париж учиться пению, ведь голос у неё был отменный – им будет восхищаться сам Пётр Ильич Чайковский! Вокал стал для Марии “забавой…, увлекательным занятием”, но любовь к музыке она пронесёт через всю жизнь. В Париже Мария Тенишева серьёзно увлечётся изобразительным искусством, посещая уроки в классе барона Штиглица, часы и дни проводя в библиотеках. После возвращения на родину Марию Клавдиевну разыскала лучшая подруга детства – Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Так, Тенишева попадает в Талашкино – имение подруги в 18 км от Смоленска. Русская природа, бескрайность полей очаровывают Тенишеву. Позже она выкупит имение, которое станет крупным культурным центром. В этот период жизни судьба и свела Марию с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым – чрезвычайно талантливым, многогранным человеком, много сделавшим для российской промышленности и науки. Вместе с мужем Мария переехала в Бежецк, где у супруга были заводы. Там же, в Бежецке, Мария Тенишева выступила основательницей нескольких школ, ремесленного училища, доступной столовой и…театра! Театр стал местом проведения культурного досуга всех рабочих. В нём проводились вечера, концерты, приезжали артисты. И как же было не любить свою благодетельницу! М. А. Врубель. Портрет княгини М. К. Тенешевой в образе Валькирии Но самым любимым детищем стало для Марии Клавдиевны Талашкино. В своём имении она устроила художественные мастерские, в которых работали Илья Репин и Михаил Врубель, Николай Рерих и Константин Коровин, бывали Фёдор Шаляпин и Игорь Стравинский. В Талашкине располагался единственный то время музей русского прикладного искусства, балалаечный оркестр, мастерские крестьянских ремёсел, чеканки, резьбы по дереву и металлу. И товар продавали не только в Смоленске, но и в Москве и Санкт-Петербурге. Была ещё и школа для сиротских детей, а самым красочным и расписным стал Теремок – здание библиотеки и учительской. Туда из столицы привозили книги, журналы, альбомы по искусству. Мария Тенишева была ещё и заядлым коллекционером, собрав более 10 000 уникальных предметов древнерусского искусства. Сейчас эта коллекция находится в Художественном музее Смоленска. Серьёзным занятием была и роспись эмалью – её произведения экспонировались за границей. После революции Талашкино было разграблено, а Тенишева покинула Россию, уехав в Париж. Там княгиня и умерла, похоронили её на кладбище Сен-Клу. В посвящённом ей некрологе русский художник Иван Билибин написал такие слова: “Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много”.

Смолянка, создавшая второе “Абрамцево”
© Ревизор.ru