Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Российское современное искусство в «Гараже»

23 января в музее «Гараж» открывается выставка «Ставки на гласность. Аукцион Sotheby's в Москве, 1988». Музей исследует историю торгов, восстанавливает хронологию события и показывает четыре работы-лота аукциона: рисунок , «Клоун. Сцена в цирке» , «Фундаментальный лексикон» (проданный за рекордные £242 000) и «Все о нем» .
Российское современное искусство в «Гараже»
Фото: Forbes.ruForbes.ru
Специально для Forbes Life , генеральный директор Sotheby's в России, рассказывает о том, как это было в 1988-м году:
Торги Sotheby's в Москве 7 июля 1988 года стали поворотным моментом в истории русского современного искусства и в судьбах самих художников. Это была смелая акция, задуманная Симоном Де Пюри (на тот момент Председателем Европейского отделения аукционного дома) для популяризации на западе русского искусства. Аукцион неожиданно превратился в событие международного масштаба, навсегда изменившее ландшафт современного искусства в России и отношение к нему в остальном мире. По сути в этот момент произошло признание неофициального искусства и уравнивание его в правах с официальным.
Аукцион долго готовился большой группой наших экспертов совместно с , консультантами и самими художниками. Экспертам нужно было провести сотни встреч, прежде чем определиться с окончательным списком работ и ценами, что было довольно непросто в отсутствии рынка. Отдельного упоминания заслуживает техническая организация торгов, обеспечение телефонных линий для международных участников, юридического сопровождения и множество технических вопросов, которые предстояло решить. На тот момент механизма проведения аукционов в Советском Союзе не было, все это нужно было организовать и придумать.
Это было интересное и динамичное время для страны. Все были воодушевлены. С одной стороны – неповоротливая, жесткая, заржавевшая система, с другой – открытие границ, ветер свободы и ожидание перемен к лучшему.
Sotheby's организовал широкое освещение события в западной прессе и мировой тур предаукционной выставки: Нью-Йорк, Лондон, Париж, Кельн и Цюрих. По приглашению Sotheby's, коллекционеры со всего мира слетелись в Москву, где произошла кульминация события. Думаю, для западных коллекционеров приезд в Москву был увлекательным и немного опасным приключением, полетом в неизвестность.
Торги и прием по этому случаю проходили в Совинцентре на Краснопресненской набережной. Все выглядело пышно и торжественно. В то время на западе к аукционам относились как к светским раутам. Мужчины были в смокингах, дамы в бриллиантах и вечерних туалетах. Представьте себе, какое ошеломляющее впечатление это производило на художников. Наверное, они ощущали себя участниками и одновременно зрителями голливудского фильма.
Аукцион прошел очень хорошо и собрал более £2 млн. Он стал самым успешным за всю историю русских торгов, все лоты были проданы. Это происходит довольно редко, в аукционном мире для этого придуман специальный термин white gloves auction, аукцион белых перчаток.
Впоследствии, эксперты Sotheby's и сами художники признавались, что даже в самых смелых фантазиях не могли представить себе столь грандиозного успеха.
В коллекцию вошло 119 работ, 17 из них — русский авангард, остальные — работы современных художников. Включая в торги авангардистов Родченко, Степанову, Удальцову и Древина, эксперты хотели подчеркнуть преемственность и непрерывность культурной традиции и то влияние, которое авангард оказал на современное искусство.
Нужно себе представлять статус современного искусства и отношение к нему в Советском союзе — в то время его старались не замечать, художники не получали поддержки от государства, если они не были официально одобрены. Такое искусство по-прежнему считалось несерьезным и даже враждебным и, хотя все представленные на торгах художники были уже известны на западе, участвовали в международных выставках и имели своих коллекционеров в Европе и Америке, широкой публике в России они были мало известны.
Единственным представителем официального искусства на торгах оказался . Он был очень популярен в то время, часто появлялся на экранах телевизоров. Все четыре работы Глазунова продались по эстимейту, хотя и были довольно дорого оценены.
Авангардные работы тоже продались предсказуемо хорошо с превышением предаукционных оценок. Самыми дорогими оказались работы Александра Родченко и Варвары Степановой. «Композиция» 1916 года и «Линия» 1920 года Александра Родченко продались за £198 000 и £330 000 соответственно при предварительных оценках в £60 000 и £90 000 фунтов.
Полотно «Две фигуры» 1921 года Варвары Степановой при оценке в £40 000 ушло за £82 500.
Дальнейшее развитие событий показало правильность выбора и оценок наших экспертов. Работы Родченко и Степановой продолжают дорожать и крайне редки на рынке. На лондонских торгах Sotheby's в ноябре 2016 года «Конструкция 95» Александра Родченко продалась за £3 646 250, став самым дорогим лотом художника за всю историю аукционов, а «Фигура с гитарой» Варвары Степановой ушла за £1 650 500 на аукционе Sotheby's в 2014 году, став самой дорогой работой художницы, проданной на публичных торгах.
Но самым большим открытием и потрясением аукциона 1988 стала продажа работы Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» за £242 000. Всего на торгах было представлено четыре его работы из серии «Памятники» и «Алефбет», которые в сумме принесли £503 800. Немыслимая цифра по тем временам!
Еще до торгов наши эксперты знали, что к этим работам есть интерес со стороны коллекционеров из Германии, но предположить двадцатикратное превышение оценок не мог никто.
После аукциона карьера художника на Западе сложилась очень удачно. В 1999 году по приглашению правительства Германии он сделал для реконструированного Рейхстага триптих «Жизнь превыше всего». Работы Григория Брускина находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музея Людвига в Кельне, Музея современного искусства (MoMA) и Музея еврейской культуры в Нью-Йорке, в крупнейших европейских и американских частных собраниях.
В прошлом году Григорий Брускин представлял Россию на Венецианской Биеннале с очень тонким проектом Theatrum Orbis.
На аукционе были представлены и четыре работы самого дорогого из ныне живущих русских художников, Ильи Кабакова. К моменту торгов его работы находились в коллекциях музея Современного Искусства Базеля, Центре Помпиду и частных собраниях Франции, Греции, Швейцарии, Германии и Америки. Все лоты были успешно проданы, а работа «Ответы экспериментальной группы» — с двукратным превышением.
Илья Кабаков с конца 1980-х живет в Америке, его работы представлены в ведущих музеях мира и на торгах всегда имеют большой успех. Полотно «Праздники 6» продано за рекордные $1 553 923 долларов на Sotheby’s в 2013. Ну, и конечно все помнят продажу работы «Жук» за $5 млн на аукционе Phillips de Pury.
Замечательным и неожиданным оказался результат аукциона для львовских художников Светланы и Игоря Капыстянских: при скромных стартовых ценах в £2 000 -£3000, работа Светланы «Пейзаж», лот 51 и Игоря « Восстановленная картина 5», лот 56 буквально улетели за £44 000 каждая. Суммарный результат продаж пары составил около £150 000. Работу Игоря купил .
Творческая судьба художников на Западе сложилась очень удачно. Они постоянные участники престижных международных арт-ярмарок и выставок, например, в 2002 году выставлялись на одной из самых авторитетных выставок современного искусства «Документа 11», их работы представлены в ведущих музеях мира.
Полотно «Композиция Октябрь-Ноябрь» при оценке в £3 000-£5 000 было продано за £24 200. После аукциона художник переехал в Париж, где успешно работал и выставлялся в галерее Клода Бернара. Диптих 1987 года «Погребение и Воскрешение» был продан на Sotheby’s за £120 000 фунтов в 2006 году. Работы представлены в ведущих музеях России и мира.
Можно продолжать перечислять имена художников исторического аукциона: , , , Евгений Дыбский, , , Лев Табенкин, , , , , Дмитрий Плавинский, , , Илья Табенкин, , и другие. Все они получили хороший старт, практически у всех карьера на Западе сложилась успешно. Работы представлены в ведущих музеях, на мировых арт-ярмарках и приобретаются в известные частные собрания.
Можно по-разному оценивать и относиться к этому событию, но по прошествии лет, одно не вызывает сомнения — это был исторический аукцион, положивший начало развитию рынка современного искусства в России и открывший миру целое поколение талантливых русских художников, в один миг поставив их искусство в один ряд с официальным.