Невероятные приключения петербуржцев в Москве, или немного о театре, в котором лишних нет
Григорий Козлов (род. 1955) – режиссёр, заслуженный деятель искусств, преподаватель Российского государственного института сценических искусств (бывш. СПбГАТИ). С первым своим выпуском (2000 года) Григорий Михайлович продолжал работать, ставя спектакли на Малой сцене ТЮЗа, а с третьим (2010) основал уже собственный театр, который через два года получил статус государственного. Преемственность, своего рода "патронат" в искусстве существовали всегда: у каждого уважающего себя художника древности была мастерская, ученики, находившиеся под крылом наставника долгие годы. Возрождение такой традиции – "непрерывного" образования, плавно переходящего в совместную работу с мастером – приносит, как видно, свои плоды ("Мастерская" Петра Наумовича Фоменко тому подтверждение, да и "козлята" довольно быстро "обжили" свой творческий дом на берегу Невы и уже успели "навести мосты" со многими театрами России). Получается, попадая в "Мастерскую", выпускник, во-первых, не брошен на произвол судьбы, во-вторых, режиссёр уже знает, с кем имеет дело, и, в-третьих, в театр, в основном, приходят успевшие притереться друг к другу воспитанники одного заведения, одного руководителя. Фото: dramteatr.ru " Театр – дело коллективное, все работаем на одно дело, одной компанией... Самое главное в спектакле - создать ансамбль. Остальное из этого вытекает ", - поделился Григорий Козлов в одном из интервью. (Газета "Культура" №7, 2000 год). "Старший сын" Одно из условных "кредо" театра – "своей энергетикой превратить зал в одно целое, а зрителей – в самых непосредственных участников происходящего". Спектакль начинается с обращения актёров к аудитории, что, разумеется, не прописано Александром Вампиловым, автором пьесы. На сцене типичный предместный дворик со старой, "беззубой" скамейкой, с вечно сохнущим бельём на верёвках, с "огромными ямами" и перекинутыми якобы через них досками, которые на протяжении почти всего спектакля затейливо и иронично будут обыгрываться героями. И повсюду лица: фотографии людей, чья молодость, зрелость приходились на знаменитые шестидесятые годы. Затем под тихий и ненавязчивый звук гитары было рассказано, просто рассказано несколько личных историй, смешных и пронзительных, об обычных людях, обычных судьбах. После каждой - раздавались аплодисменты, но не те искрящиеся, которые взрывают зал во время финальных поклонов, а какие-то мерные, задумчивые, понимающие. Фото: dramteatr.ru "... А ещё я очень люблю смотреть, как моя бабушка танцует !" - так закончился последний рассказ, и на сцену "ворвались" танцы, в пестроте которых и начинается действие комедии Вампилова. Часто говорят, что в драмах Александра Вампилова нет однозначно положительных или однозначно отрицательных персонажей. Два несколько легкомысленных приятеля - студент-медик Володя Бусыгин (Михаил Касапов) и торговый агент Сильва, он же Семён Севостьянов (Арсений Семёнов) - опоздали на последнюю электричку и, долго не находя ночлега в незнакомом городе, спонтанно ввязались в аферу (с подачи пронырливого Сильвы): улучив момент, они заходят в одну квартиру, откуда только что вышел хозяин Андрей Григорьевич Сарафанов, и оставшемуся за главного шестнадцатилетнему Васеньке сначала представляются просто знакомыми отца, а потом и вовсе договариваются до того, что Бусыгин - старший сын Сарафанова. Вернувшийся Андрей Григорьевич новоявленного "сына" признает. Ситуация вздорная, но как лихо развивается! Бусыгин, можно сказать, по-варварски вторгается в чужой мир – мир Сарафанова – с его внутренним укладом, с его трудностями, но Володя неожиданно оказывается здесь совершенно не посторонним и не лишним. "Для меня важно, как человек поступит в тот или иной момент, каков его выбор" – рассказывает Григорий Козлов. Фото: dramteatr.ru Как и Петра Фоменко, упомянутого ранее, так и Григория Козлова считают представителями психологического театра ("реалистического" театра), который характеризуется камерностью, показом повседневного, обыденного; внимание драматургов и постановщиков сфокусировано не на интриге, а на раскрытии характеров и мотивировок поступков героев. Трогательным и проникновенным получился образ десятиклассника Васеньки, влюблённого в женщину, на десять лет старше его: простодушный, по-детски хорохорящийся, но очень импульсивный, мятущийся и даже отчаянный. За эту роль Евгений Шумейко был удостоен премии "Прорыв". Работать над "Старшим сыном" ученики Козлова начали ещё будучи студентами и посвятили его своим родителям, тому времени - эпохе "шестидесятников". Но спектакль знаменателен для труппы ещё и тем, что день его первой постановки считается днём рождения театра, то есть именно с него начинается история "Мастерской" Г. Козлова. "У ковчега в восемь" Эта комедия немецкого драматурга Ульриха Хуба (род. 1963) также в репертуаре театра с самого первого его сезона. Двенадцать лет назад одно немецкое издательство предложило авторам написать пьесу для детей на религиозную тему. Хуб на основе сюжета о Всемирном потопе создаёт историю без назойливой дидактики, где всё же затрагиваются серьёзные, "недетские" вопросы о вере, справедливости, выборе или его отсутствии. Главные герои – троица симпатичных, непосредственных и жутко непоседливых пингвинов. "Увидел одного – увидел всех!" – всё-таки нет. У каждого не только оригинальный костюм, но и, конечно же, свой нрав, темперамент. И почему из них кто-то должен быть третьим лишним на борту Ноева ковчега? Фото: drampush.ru Много белого цвета – не жёсткого, антарктически ледяного, а прозрачного и тёплого. Это можно сказать и про театр в целом: много света, какого-то уюта, хорошей простоты, человечности и неподдельности. Видно, на "ковчеге" Григория Козлова места хватает всем, и случайных людей нет. Григорий Михайлович о своих актёрах: " Они совершенно вне суеты социума. Это и мне близко ". С гастрольным графиком "Мастерской" можно ознакомиться на сайте www.vteatrekozlov.net