"С_училища": у каждого свои демоны
Вначале на сцене нет ничего, темнота — лишь стоят на полу бутылки с водой, которые очевидно войдут в действие, да парта, что не раз послужит пьедесталом для героев — и висит школьная доска с надписью мелом: “Мы приходим сюда/ Чтоб цветы положить/ Очень трудно, родная/ Без тебя нам прожить”. Это незамысловатое четверостишие — не что иное как эпилог, настраивающий нас на отматывание истории, трагически закончившейся для главной героини, девушки с училища — к её началу. Но кажущаяся пустота обманчива, ведь напротив доски, где пишутся тезисы пройденных уроков — большой экран, куда проецируется необъятная жизнь героев, которая на сцену не уместилась — порой даже возникает ощущение, что всё то, что происходит в кадре — и есть то самое живое и настоящее, а происходящее здесь, на сцене — это внутренний мир героев, существующий только в их воображении. Зрители, сидящие в два ряда по обе стороны сцены, оказываются в роли не просто наблюдателей, а скорее присяжных заседателей, которые должны вынести свой вердикт и решить, кто виновен, кто невиновен, а кто заслуживает снисхождения — потому как руки у всех главных участников событий замараны кровью преступления. Фото: Театр им. Пушкина А пока юная непосредственная и цветущая Танька (Таисия Вилкова), торгующая на рынке рыбой, звонит своему преподавателю Сергею Романовичу (Назар Сафонов), руководствуясь принципом Сократа “заговори, чтобы я тебя увидел”. И с подкупающей непосредственностью завязывает разговор о том, как оформить реферат, попутно жалуясь на то, что уж очень хочется в театр, а сходить, дескать, не с кем. Сергей же, даром что учит студентов философии, сам давно потерялся в смысле своего существования, стал погружаться в уныние и начал уже подумывать о смене образа жизни и о благах материальных, о чём и решил поделиться со своим приятелем — начинающим предпринимателем Славиком (Кирилл Чернышенко). Тот в свою очередь незамедлительно втягивает его в авантюру, от которой Серёжа в силу мягкости своего характера отказаться не в силах. И если сомнения Сергея, которого в этот момент испытывает совесть, показаны ярко, но довольно сдержанно, то нарочитая развязность игры Кирилла Чернышенко выплескивается за борт куда больше, чем следует. Фото: Театр им. Пушкина Славику подавай хлеба и зрелищ — и он ставит на то, что Сергей в короткий срок соблазнит свою студентку и притом представит доказательства и отчёты всему интернету (неслучайно в название спектакля вынесен знак нижнего подчёркивания). В случае выигрыша обещается и макбук, и официальное устройство на работу с чтением лекций по философии в его конторе, и вообще почёт и уважение в компании Славика — читай, покупка дружбы. Сергей колеблется недолго, а затем и сам охотно поддаётся на чары своей студентки, которая ему действительно нравится. Однако дикая и свободолюбивая Танька мёртвой хваткой вцепляется в молодого преподавателя и теперь ни за что не отпустит своего Серёжика, как она его ласково называет. Только вот так же ласково она относилась и к пушистым котикам, которых в детстве вешала (в количестве семи штук, между прочим) — просто за то, что те её “обманули” и в какой-то момент стали кусаться и выпускать коготки. Фото: Театр им. Пушкина Эта простая и прямолинейная Таня не столь мила, какова показалась изначально — привязала к себе и замучила она своего возлюбленного и требует теперь от него быть с ней нежным и слушаться её — а тому некуда деваться, потому как девушке известна страшная тайна Сергея, которой тот неосторожно с ней поделился. Но не только это отныне связывает их навеки — из тёмного прошлого внезапно возвращается её бывший — Костик (Николай Кисличенко). Тот хладнокровно требует правды от отца-алкоголика своей Таньки, и по всему видно — вцепился в неё навечно, и за любимую свою готов убить — ведь уже убивал, и срок свой отсидел, и вообще он парень серьёзный, от слова, данного единожды, не отступится. Таким вот жестоким оказывается столкновение низовых слоёв общества и интеллигенции, которая порой предстает продажной, пугливой и неуверенной в себе — её всегда можно сбить с истинного пути. И в этой коллизии есть место и юмору, и узнаваемым деталям — чего стоит только чаепитие в гостях у мамы героя (Наталья Рева-Рядинская), которая, не подозревая о страстях, пылающих в душах молодых людей, по-доброму пытается завязать общение с девушкой своего сына. Фото: Театр им. Пушкина Огорчает лишь то, что авторы, рисуя характеры своих героев, акцентируют использование обсценной лексики, которой щеголяет не только главная героиня и её окружение, но и её новый обречённый возлюбленный, перенимающий витиеватую речь и разговаривающий на её языке. И даже несмотря на это — между этими двумя пролегла целая бездна, которую никто из них не в силах преодолеть — слишком уж велика разница их взглядов на жизнь в этом мире.