Россияне в 10 раз меньше тратят в кафе, чем в продуктовых
Оборот питания в учреждениях общепита в 10 раз меньше оборота продовольственных товаров в России, то есть россияне в 10 раз меньше тратят на походы в рестораны, чем на покупку продуктов в магазинах, чтобы поесть дома. Такие данные приводит в своем исследовании компания Cushman & Wakefield. По мнению экспертов рынка, опрошенных редакцией портала Москва 24, цифры можно трактовать по-разному. Согласно исследованию, рынок общественного питания во всем мире растет − иногда опережающими темпами − по сравнению с оборотом розничной торговли. Например, в США в марте 2016 года впервые в истории потребители потратили больше денег на питание вне дома, чем на покупку продуктов и их приготовление дома, а по итогам всего прошлого года эти показатели почти сравнялись. Аналогичная ситуация сложилась в Великобритании. В других странах Европы, например во Франции и Германии, траты на питание вне дома лишь вдвое ниже, чем траты в продуктовых магазинах. В России же разница в этих показателях составляет примерно 10 раз в пользу продуктов из магазинов. Кроме того, по показателю расходов на общественное питание в пересчете на душу населения Россия так же, в разы, отстает не только от западных рынков, но и от стран Восточной Европы. Например, по итогам 2016 года в США этот показатель составляет 2,2 тысячи долларов в год, в странах Западной Европы – от 1 до 2 тысяч долларов, а в странах Восточной Европы − 200−500 долларов в год. В России на каждого жителя приходится всего лишь 130 долларов. Председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов считает, что цифры несколько разнятся с существующей реальностью. По его словам, снижение общего покупательского спроса связано с тем, что люди стали больше экономить. "Нельзя сказать, что все, кто питался в ресторанах и кафе, перешли на питание дома. Возможно, вместо того, чтобы отмечать день рождения в ресторане или кафе, в непростых условиях кризиса кто-то решил отмечать его дома или же при покупке кофе в кофейне он уже не покупает десерт. В целом за последние годы и рынок ритейла заметно упал", – пояснил эксперт. Карпов добавил, что неточные данные статистики возникают из-за не совсем прозрачного бизнеса общепита. "Не все заведения общепита работают вбелую, некоторые пользуются практикой предварительного чека, когда клиент может и не получить самого фискального документа", – подчеркнул он. Кроме того, по словам эксперта, многие используют помещение ресторана или кафе в качестве площадки для деловой или личной встречи. "Поэтому нельзя сказать, что там люди питаются, а могут только находиться на территории заведения, ограничиваясь покупкой чашечки чая или кофе", – отметил собеседник портала Москва 24. Вице-президент Федерация рестораторов и отельеров России Вадим Прасов пояснил, что сейчас большинство россиян действительно питается дома. "Для большей половины страны поход в ресторан – это событие, а кушать нужно каждый день. Поэтому действительно есть такая тенденция, что покупок еды с последующим приготовлением дома, безусловно, больше по объему, чем походов в ресторан", – отметил эксперт. По его словам, такая тенденция связана в первую очередь с уменьшением покупательской способности россиян. "Если мы возьмем средний доход даже по Москве, вряд ли на эти деньги каждый день можно питаться в ресторане. Первое, от чего люди отказываются в случае нехватки средств, – это поездки, развлечения и походы в рестораны и другие учреждения общепита", – подчеркнул собеседник портала Москва 24.