Проверенные способы начать разбираться в театре
Современный театр – это когда ты пять часов бродишь по заброшенному особняку, наблюдая, как непонятные люди ругаются, привязывают друг друга к стульям или ползают на четвереньках, и пытаешься понять, начался ли спектакль и где здесь гардероб. Узколобый обыватель воскликнет: «Что это за мракобесие!» – и уйдет домой. А умная девочка вроде тебя захочет разобраться, в чем тут соль, и откроет для себя совершенно иную реальность. На некоторые спектакли лучше намеренно идти неподготовленной. Иногда зрителю вообще неизвестно заранее, что будет происходить. Другие требуют определенной осведомленности, погружения в контекст и морального настроя. Вот несколько советов, которые помогут тебе уверенно ориентироваться в этом безумном театральном мире. Интересуйся творчеством современных режиссеров Имена театральных деятелей не сходят со страниц не только специальной литературы, но и СМИ. Часто это скандалы, как в случае с выставкой Яна Фабра в Эрмитаже (а Фабр, между прочим, знаменит не только любовью к чучелам, но и потрясающими спектаклями). Или криминальные драмы, как с российским режиссером Кириллом Серебренниковым. Составлять свое мнение о человеке, опираясь на сомнительные желтушные сообщения, не стоит, а вот узнавать новые для себя имена и интересоваться их творчеством – это рекомендую. Если пьеса по классике – ознакомься с книгой Кажется, зачем режиссеры продолжают ставить спектакли по классическим произведениям? Они бесчисленное множество раз воспроизводились во всех видах искусства, их сюжеты затерты до дыр, а реплики известны наизусть. Каждый художник старается интерпретировать историю по-своему, а в случае с театром – обязательно вписать ее в современный контекст. Поэтому, отправляясь на спектакль, поставленный по литературной классике, не жди, что тебе последовательно изложат сюжет таким, каким он был написан два века назад. Даже если смутно что-то припоминаешь, освежи свою память прочтением книги. Тогда тебе будет гораздо проще понять происходящее на сцене. Следи за театральными премиями Лучший способ понять, какие спектакли заслуживают внимания и что вообще происходит в современной культуре, – театральные премии. Одна из самых престижных в мире – «Европа – театру»; американскую премию «Тони» считают театральным «Оскаром»; а по списку победителей белградской BITEF можно изучать историю современного европейского авангарда. В России главная национальная театральная премия, конечно же, «Золотая маска». Ее эксперты ездят по всей стране и отбирают лучшие театры, все предельно прозрачно и объективно. Выдвижение на премию – уже знак качества для спектакля. Читай специализированные издания Они помогут тебе не только с актуальной информацией, но и с интерпретацией. После некоторых фильмов, книг или спектаклей у меня возникает потребность в хорошей критике, которая запустит механизм переосмысления поглощенного материала. Ищи блоги и статьи театральных критиков, например Дины Голдер, Павла Руднева или Марины Давыдовой. Они пишут эмоционально, доступно и со знанием внутренней кухни театрального процесса. Есть много интернет-изданий о театре разной степени погруженности: «Театралий», «Театр ALL», журнал «Театр». Не упускай случая пойти в театр Разумеется, нельзя как следует полюбить и понять театр, не имея зрительского опыта. Самые именитые площадки находятся в столицах. «Гоголь-центр», «Театр наций», МХТ им. Чехова, центр имени Мейерхольда, «Театр. doc» и много других интригующих мест в Москве. Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, молодежный театр на Фонтанке, Театр Буфф в Санкт-Петербурге. Это, конечно, только несколько примеров, ведь театры в столицах буквально на каждом углу. Что касается Питера, лично от себя рекомендую заглянуть в театр антрепризы имени Андрея Миронова – крохотный, уютный, он точно не отпугнет и не наскучит. Посещая новый город, обязательно включи в свою программу поход в театр. Это касается не только мегаполисов – самобытные коллективы есть и в провинциальных городах. Ничего, если по пути к спектаклю, который затронет твое сердце, ты увидишь какой-нибудь шлак. Однажды в Тюмени нам с подругой впервые пришлось сбежать со спектакля в антракте, настолько он был отвратительный. Смотри спектакли онлайн Вся суть театра в его живом воплощении, но не у всех есть возможность регулярно посещать столицы и уж тем более известные мировые площадки. Это не повод пропускать шедевры современного искусства, тем более что организаторы спектаклей наконец-то задумались о бедных провинциалах вроде меня. Арт-объединение CoolConnections проводит в кинотеатрах России трансляции мировых спектаклей. Зрителей знакомят с самыми значимыми явлениями современного театра. Большой экран хоть немного скрасит горечь от того, что вас с актером разделяют не 30 рядов зрительного зала, а тысячи километров. «Гоголь-центр» создал свою медиатеку с лучшими мировыми спектаклями, правда, увидеть их можно только в здании театра – так они защищают авторские права. Классические спектакли появляются в свободном доступе, их можно посмотреть дома скорее для общего развития, чем для наслаждения. Измени свое представление о театре Один из самых важных пунктов, на который я уже попыталась намекнуть в начале текста, – забудь все, что ты подразумеваешь под словом «театр». Это уже давно больше, чем отрепетированное действие, происходящее на сцене в стенах конкретного здания. Сегодня границы между видами искусств размываются, самих деятелей уже сложно однозначно назвать художниками, режиссерами или хореографами. Более того, понятие, что есть спектакль, перфоманс, социальная акция, теряется. К примеру, в спектакле популярного португальского режиссера Тьяго Родригеса «Наизусть» главный герой сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом приглашает на сцену несколько зрителей и учит с ними 30-й сонет Шекспира. Это занимает практически все действие. Типичный поэтический вечер, но нет – это тоже театр. У театра огромное преимущество перед другими видами искусства: у него великое множество репрезентаций. Он все в себя вбирает. Литература считывается в виде книжки, какой бы она ни была, дамским романом или романом Зебальда. Кино от блокбастера до самого распоследнего артхауса можно показывать на экране, и никакого другого способа репрезентации кино не существует. Даже если будут висеть три экрана, это будет уже не кино, а видеоарт. В этом смысле у него безграничное количество возможностей, которых нет ни у одного вида искусства, – пишет театральный критик и режиссер Марина Давыдова. Самое прекрасное в театре – он настолько разный, что разочароваться в нем как в виде искусства просто невозможно.