Искусственный интеллект заменит искусствоведов?

С искусством разберется искусственный интеллект. Sotheby’s вкладывается в разработку машинного разума для оценки произведений искусства и составления рекомендаций. Аукционный дом приобрел стартап в области искусственного интеллекта Thread Genius и намерен использовать алгоритм в работе с покупателями.

Искусственный интеллект заменит искусствоведов?
© BFM.RU

Одного лишь визита в какой-нибудь центр современного искусства достаточно, чтобы понять, как сложно найти арт-объект, который действительно понравится. Вскоре этим займется искусственный интеллект. Sotheby’s хочет разработать алгоритм, который поможет найти идеальную картину на основе вкусов покупателя.

Пока не ясно, как именно машинный разум будет оценивать красоту произведений, но, вероятно, это будет что-то похожее на рекомендации в музыкальных или киносервисах, говорит сооснователь и член совета директоров компании IQmen Сергей Шумский.

Сергей Шумский сооснователь и член совета директоров компании IQmen «Все крупные платформы работают сейчас на рекомендательных системах с искусственным интеллектом. Это так называется «искусственный интеллект», а самом деле это машинное обучение. Что из себя представляет машинное обучение? Это обобщение имеющихся данных. Человек на основе собственного опыта делает заключения, и искусственный интеллект делает заключения на основе собственного опыта. Просто этот собственный опыт разный. Разброс восприятий того же «Черного квадрата» от минус бесконечности до плюс бесконечности. У каждого есть основания для такого рода оценок. Но когда у вас масштабный бизнес, вы либо нанимаете очень много экспертов (и платите им очень много), либо заменяете их таким вот эрзацем».

Разговоры о том, что искусственный интелеект скоро захватит новую сферу, регулярно заставляют профессионалов понервничать. Водителям угрожают беспилотные машины, банковским служащим — «умные» алгоритмы, работникам сферы услуг — роботы сферы услуг. Пора ли арт-критикам думать о смене деятельности?

Александр Евангели арт-критик «Любая новая технология, отменяя некоторую реальность, всегда порождает новую. Скажем, в XIX веке была очень большая индустрия доставки льда. Разумеется, распространение холодильников вытеснило всех тех людей, которые привозили лед, но вместе с тем породило какое-то количество мастеров, производителей холодильников, ремонтников и установщиков. Я не думаю, что для искусства это какая-то страшная перспектива. Кроме того, речь же не идет о том, чтобы доверить эту практику искусственному интеллекту целиком. Речь идет о том, чтобы использовать искусственный интеллект в качестве мощного инструмента поддержки и помощника для экспертов Sotheby’s».

Большое искусство еще долго будет уделом исключительно специалистов-людей, убежден искусствовед Михаил Каменский.

Михаил Каменский искусствовед «С интеллектом в компании Sotheby’s всегда было все в порядке. Но возможности big data, конечно, не лишние. Я полагаю, что эта система может быть инструментальной и дать конкретный коммерческий результат только в отношении лотов недорогих или среднего уровня, которых очень много и которые можно подбирать по целому ряду параметров. Ко всему, что касается лотов высшего ценового порядка, никакие искусственные интеллекты не применимы, потому что это всегда индивидуальная человеческая работа. От человеческого фактора при покупке и продаже особо дорогих произведений искусства никуда не деться».

Наконец, стоит отметить, что словосочетания «машинное обучение» и «искусственный интеллект» иногда произносят как заклинание, как и слово «блокчейн». Для компании может быть выгодно бросить небольшую пачку денег в перспективную технологию — не столько для того, чтобы добиться чего-то конкретного. Просто так модно, а акции сразу идут вверх.