Блудные сыновья Современника вернулись домой
В "Современнике" - символическая премьера "Не становись чужим". Спектакль по пьесе Гарольда Пинтера "Возвращение домой" получился семейной историей театра. Случайность или же закономерность, но режиссер Сергей Газаров и два исполнителя главных ролей - Михаил Ефремов и Иван Стебунов - вернулись на родную сцену после лет поисков себя. Михаил Ефремов вернулся раньше всех в театральный дом, созданный его отцом, - Олегом Ефремовым, правда, он пока не в труппе, а в качестве "приглашенного артиста". Сергей Газаров вернулся в "Современник" в качестве режиссера. В прошлом году он поставил "Амстердам" с Михаилом Ефремовым в главной роли, и сейчас - "Не становись чужим". Сергей Газаров долго жил в США, и теперь уже можно сказать, обосновался в театре, где в годы молодости играл вместе со своей прекрасной женой - Ириной Метлицкой. Иван Стебунов в течение двух лет руководил театром в Новосибирске, и в начале этого сезона вернулся в Москву, к Галине Волчек. Роль старшего сына Тедди, который и есть тот "чужой", который вернулся домой, - первая большая роль Ивана Стебунова после Новосибирска. У Шпаликова не было отца, к которому можно было вернуться. Его отец погиб в 1944 году на войне. Но Тэдди возвращается к отцу и к братьям, потому что по философии, которую он преподает, кровь не вода, и люди не должны быть чужими. Драматургия Гарольда Пинтера - жесткая, радикальная даже для такого зубра, как Михаил Ефремов. Спектакль не вызывает доброй улыбки или радости. Он очень острый, неприятный по характеру и слогу, Это всегда больно, когда дети надолго уезжает из родительского дома, не пишут письма, и живут своей жизнью. Вдвойне больно, когда речь идет об отце и сыновьях. Мужские обиды гораздо больнее, чем женские. Из спектакля невольно вытекает сравнение с нашими 1960-и, когда был "мир, труд, май" и даже некое дыхание свободы. Ничего этого в Англии середине 60-х годов не было. Сегодня трудно в это поверить, но в эти годы в Лондоне и в его пригородах были миллионы нищих. Тэдди уехал в Америку за хорошей жизнью, и получил ее, а вот его отец, братья остались в руинах былого благополучия, и озверели вконец. "Современник" постоянно возвращается в 60-е годы, анализируя ту эпоху с разных ракурсов. "Современник" - дитя оттепели, который знал годы холода, нужды и равнодушия. Но сегодня в "Современник" возвращаются все сыновья, чтобы театр процветал и радовал публику. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ В Государственном театре Наций засияло солнце Нодара Думбадзе