Нина Усатова раскрыла тайны закулисья БДТ
В преддверии Нового года Bileter (Дирекция театрально-зрелищных касс) пригласила блогеров и журналистов в традиционное путешествие в рамках большого проекта «Закулисный мир». На этот раз – свои тайны раскрыл знаменитый Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова. Проводниками в мир закулисья стали народная артистка России Нина Усатова и заведующий творческо-исследовательской частью Вениамин Каплан. Этот сезон для театра – юбилейный, сотый. У истоков «Особой драматической труппы» – таково было первоначальное название – стояли Александр Блок и Максим Горький. Поэт стал председателем Директории, то есть художественным руководителем. Горького можно назвать идейным вдохновителем, он выдвинул лозунг: «Героическому народу – героический театр». Первые два года спектакли играли в Оперной студии Консерватории, потом труппа переехала на Фонтанку. Само здание гораздо старше БДТ, оно было построено по проекту Людвига Фонтана в 70-х годах 19 века на участке, принадлежавшим знаменитым графам Апраксиным. «Красота немыслимая!» Несколько лет назад здание было реконструировано и реставрировано. Нина Усатова говорит: «Во время ремонта, который длился у нас четыре года, мы волновались, как бы театр не изменился в пользу современного конструктивизма. Но всё оставили так, как было – красота немыслимая! В зрительном зале обновлены ярусы, плафон. Сколько бы раз ни сидел зритель в этом зале, он начинает с осмотра, у каждого свои ассоциации – как его в детстве приводили в этот театр, какие спектакли он видит сегодня. Публика знает, что у нас очень много обновлений. Но давайте вернёмся в прошлое. В левой ложе сидел Блок, а в правой до революции можно было видеть саму графиню Апраксину, хозяйку театра. Ну а великий главный режиссёр Георгий Товстоногов руководил репетициями с шестого ряда зрительного зала, его пульт стоял у мест 176-177». Экскурсия продолжается. Интересно, что в театре есть особая комната с иконами, Нина Николаевна поясняет: «Театр много раз был освящён. И тогда, когда его построили, и потом, но после ремонта мы пригласили священника, отца Исидора. Он освятил зал, фойе, гримёрки, коридоры и подарил икону Спасителя. Кто хочет, может помолиться здесь перед спектаклем. Это такая защита». Защита и поддержка артистам нужны. Стоя у лестницы, ведущей на сцену, Нина Николаевна рассказывает: «А это лестница замечательная, сколько по ней бежало артистов, опаздывающих на выход! И я бежала через пять ступенек. В театре помнят истории не просто опозданий, но и – пропуска спектакля из-за забывчивости. Подобное приключилась с замечательным Николаем Николаевичем Трофимовым. Должен был идти чеховский «Дядя Ваня», пора открывать занавес, хватились – а Трофимова нет! Ему звонят, и осторожно спрашивают, чем же занят. Николай Николаевич спокойно отвечает: «Пью чай, смотрю телевизор». Стало понятно, что он забыл о спектакле, или что-то перепутал. Поэтому, чтобы не испугать, говорят, что сегодня решено дать «Дядю Ваню», артист, играющий роль Трофимова заболел, и Николай Николаевич должен его срочно заменить, машина за ним уже выехала. Трофимов немного повозмущался, что предупреждают в последний момент, но, конечно, приехал, сыграл. Кстати, начало спектакля пришлось задержать на полчаса. После окончания Николай Николаевич смотрит в расписание: «Так, а что у нас завтра? Опять «Дядя Ваня»?!» И тут до него начинает доходить, что он перепутал дни. Ну, рядом уже стояла наш доктор, потому что все знали, какой Трофимов ответственный человек, и как сильно он может расстроиться». Экскурсия по театру продолжается. В одном из актёрских фойе висит портрет Товстоногова, изображённого во время репетиции, а за его плечом – ангел. Историю картины рассказывает заведующий творческо-исследовательской частью Вениамин Каплан: «Картина куплена у художника Ефимовой, она изобразила момент репетиции, когда режиссёр привстаёт с кресла, чтобы что-то подсказать артистам. А за плечом у него не мистическое существо, а артист Кузнецов в роли Ангела «Б» в спектакле «Божественная комедия». Автографы на потолке В любом театре есть гримёрки, но в БДТ – особенные, одну из них неоднократно показывали в телепередачах, посвящённых истории БДТ, потому что на её потолке можно увидеть автограф знаменитых людей своего времени, не только артистов, а, к примеру, маршала Жукова, художника Марка Шагала, писателя Солженицына. Подписывались и иностранцы – немецкий писатель Генрих Бёлль, великий английский артист Лоуренс Оливье, француз Жан-Луи Барро. Всего – около двух тысяч автографов. Вениамин Каплан вспоминает историю возникновения подписей на потолке: «В гримёрке сидели Юрский, Басилашвили и Гаричев. Он-то всё и замутил: Гаричев рисовал, и у него была банка с тушью. Они решили подурачиться, и расписались. Потом они поняли, что им попадёт и позвали ветерана театра, народного артиста Полицеймако, чтобы он тоже расписался. Он тоже оставил автограф и понеслось». Во время ремонта потолок уникальной гримёрки оставили в прежнем виде, только укрепили. Сейчас места на этом потолке уже нет, сейчас знаменитые гости расписываются на сводах соседней гримёрки. Есть в театре и мемориальная гримёрная комната, принадлежавшая Кириллу Лаврову. Здесь мебель, которую артист привёз из дома, подарки почитателей, фотографии, афиши. Сейчас в гримёрной комнате – музей. Нина Усатова говорит: «Кирилл Юрьевич всегда с нами. Это такая была защита! Большое счастье для всех, кто его знал. Я пришла в театр уже после того, как Товстоногова не стало, меня пригласил Лавров. Это был человек слова и дела, чтобы ни пообещал – никогда не забудет, даже если на бегу кому-то ответит». А ещё в одной гримёрке на потолке можно увидеть донышки глиняных горшочков, встроенных для улучшения акустики. Когда-то здесь распевались хористы, а сейчас располагается мужской гримёрный цех. Ногами – по декорации В каждом театре есть художественно-производственные мастерские, в которых изготавливают декорации, мебель, реквизит. И тут можно увидеть немало удивительного. Рассказывает заведующий мастерскими Денис Самойлов: «Мы находимся в живописном зале, вотчине художников, декораторов, бутафоров. Здесь – конечная стадия изготовления декораций. Помещение огромное, чтобы расположить декорации в собранном виде. Здесь же на деревянном полу декорации расписывают. К полу гвоздиками прибивают полотно, ходят по нему и наносят краски большими кистями на длинных палках. Во время ремонта строители сделали новый пол, но по старинной технологии из хвойной древесины. Важно, что бруски установлены не горизонтально, а вертикально, торцами – это придаёт большую прочность полу, кроме того, когда гвозди вынимают, дерево затягивается. Раньше такой же была и сцена – из лиственницы, только бруски были побольше. Кстати, материал был закуплен за 15 лет до установки, он высушивался на складе. Такой был серьёзный подход. Сейчас сцена другая, на ней устроены люки-провалы, всё опускается и поднимается, поэтому она не целиковая. В театре в принципе все вещи – эксклюзивные, дизайнерские от декорации до костюма. У нас есть столярный цех, деревозаготовительный участок. Кстати, пол тоже деревянный, потому что опилки сильно скользят, создавая воздушную подушку. На линолеуме это было бы сильно, а на дереве – меньше». Страница жизни Большой драматический театр – один из немногих, в котором существует большой музей, открытый для публики. Здесь проводятся специальные экскурсии, особенно интересные для поклонников театра и знатоков. Но ведь есть петербуржцы, которые ни разу в жизни не были в БДТ. Нина Усатова рассказывает: «До сих пор помню случай. Я села в такси и попросила довезти до БДТ. Водитель удивился: «А где это?» – «Вы не знаете БДТ?! Ни разу не были! Я выпишу вам контрамарку, приходите вечером на спектакль. Когда мы вышли на поклоны, увидела, что к сцене идёт этот самый таксист с огромным букетом. Потом он приходил и на другие спектакли. У этого человека целая страница из жизни была вырвана – театр». Чтобы из жизни не была вырвана страница, стоит ходить в театр. Тем более, что билеты можно купить и в театральных кассах ДТЗК, которые есть в каждом районе, и в интернете на сайте bileter.ru. Ну а история БДТ – это не только история искусства, но и нашего города, даже страны. Об этой истории рассказывают и спектакли, и старинное здание театра и – его закулисье.